рабочая программа по окружающему миру для 3 го класса
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_okruzhayushchiy_mir_2016-2017_2.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено » Руководитель МО _______/Яруллина В.Х/ Протокол №1 от «___» августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Нусинская ООШ» ________/Сафиуллина Г.К./ «___» августа 2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Нусинская ООШ» ___________ /В.Х.Бадертдинов/ Приказ № от августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 3 класса
учителя первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нусинская основная общеобразовательная школа
Арского муниципального района Республики Татарстан
Cагитовой Гузалии Гарифулловны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
(Протокол №157 от 29 августа 2017 г.)
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
- приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- характеризовать кругооборот воды в природе;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить место изученного события на ленте времени;
- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить на ленте времени место изученному историческому событию;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Личностные результаты:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Содержание учебного предмета
Человек и природа 46 ч.
Земля-планета, общие представления о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны ,их названия ,расположение на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно –Сибирская. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой». Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные),их значение в хозяйстве человека. Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек и общество 16ч
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации : гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный, XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.). Святыни городов России
Город Санкт- Петербург. План –карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж, разводные мосты через Неву.
Правила безопасной жизни 6ч
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Национальный региональный компонент
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Наблюдение за погодой своего края. Особенности поверхности родного края. Водоемы родного края. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Природные сообщества родного края.
Календарно - тематическое планирование
УМК (Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Окружающий мир. 3 класс, Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига 2011.)
№ | Тема урока | Коли-чество часов | Календарные сроки | |||
Плани-руемые сроки | Факти-ческие сроки | |||||
1 | Наш мир знакомый и загадочный . Земля-планета, общие представления о форме и размерах Земли. | 1 | ||||
2 | Глобус - модель земного шара. Глобус как модель Земли. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. | 1 | ||||
3 | Материки и океаны на глобусе Материки и океаны , их названия расположение на глобусе и на карте полушарий. | 1 | ||||
4 | Формы поверхности Земли. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). | 1 | ||||
5 | Географическая карта Географическая карта и план местности. Входное тестирование | 1 | ||||
6 | Учимся читать карту Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. | 1 | ||||
7 | План местности | 1 | ||||
8 | Холмы и овраги Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно –Сибирская. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | 1 | ||||
9 | Стороны горизонта | 1 | ||||
10 | Стороны горизонта (урок-экскурсия) | 1 | ||||
11 | Ориентирование на местности. Компас | 1 | ||||
12 | Ориентирование на местности (урок-экскурсия) | 1 | ||||
13 | Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование) | 1 | ||||
14 | Тела; вещества; частицы | 1 | ||||
15 | Твердые вещества; жидкости и газы | 1 | ||||
16 | Вода – необыкновенное вещество | 1 | ||||
17 | Свойства воды в жидком состоянии (заседание клуба) | 1 | ||||
18 | Термометр и его устройство | 1 | ||||
19 | Свойства воды в твердом состоянии (заседание клуба) | 1 | ||||
20 | Свойства воды в газообразном состоянии | 1 | ||||
21 | Свойства воды (урок-экскурсия) | 1 | ||||
22 | Круговорот воды в природе | 1 | ||||
23 | Туман и облака | 1 | ||||
24 | Осадки | 1 | ||||
25 | Вода – растворитель (заседание клуба) | 1 | ||||
26 | Растворы в природе | 1 | ||||
27 | Почему воду надо беречь? | 1 | ||||
28 | Океан, которого нет на карте и глобусе | 1 | ||||
29 | Воздух – это смесь газов | 1 | ||||
30 | Свойства воздуха (заседание клуба). | 1 | ||||
31 | Свойства воздуха (заседание клуба) | 1 | ||||
32 | Температура воздуха | 1 | ||||
33 | Ветер | 1 | ||||
34 | Что такое погода? | 1 | ||||
35 | Вода и воздух | 1 | ||||
36 | Вода и воздух | 1 | ||||
37 | Горные породы | 1 | ||||
38 | Разрушение горных пород | 1 | ||||
39 | Что такое минералы? | 1 | ||||
40 | Полезные ископаемые | 1 | ||||
41 | Полезные ископаемые родного края | 1 | ||||
42 | Свойства полезных ископаемых (заседание клуба) | 1 | ||||
43 | Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 | ||||
44 | Как образуется почва | 1 | ||||
45 | Почва и её свойства (заседание клуба) | 1 | ||||
46 | Зачем и как люди заботятся о почве (заседание клуба) | 1 | ||||
47 | Лес и его обитатели | 1 | ||||
48 | Лес и его обитатели | 1 | ||||
49 | Луг и его обитатели | 1 | ||||
50 | Поле и его обитатели | 1 | ||||
51 | Пресные водоемы и его обитатели | 1 | ||||
52 | Пресные водоемы и его обитатели | 1 | ||||
53 | Болото и его обитатели | 1 | ||||
54 | Значение лесов | 1 | ||||
55 | Безопасное поведение в лесу (заседание клуба) | 1 | ||||
56 | Луг и человек | 1 | ||||
57 | Надо ли охранять болота? | 1 | ||||
58 | Дары рек и озёр | 1 | ||||
59 | Безопасное поведение у водоемов (заседание клуба) | 1 | ||||
60 | Человек-защитник природы | 1 | ||||
61 | Природа будет жить | 1 | ||||
62 | Лента времени | 1 | ||||
63 | Золотое кольцо России | 1 | ||||
64 | Золотое кольцо России | 1 | ||||
65 | Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) Промежуточная аттестация | 1 | ||||
66 | Достопримечательности родного края (уроки-экскурсии) | 1 | ||||
67 | Весенние работы на пришкольном участке. Высаживание рассады цветов. Посев семян овощных культур. Подведение итогов. | 1 | ||||
68 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...