Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную записку, общую харакетристику учебного предмета, основные задачи курса, планируемые результаты освоения обучающимися прогрпмных требований, календарно-тематическое планирование (с указанием видов работ, страниц учебника и рабочей тетради).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
- рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ гимназии № 1272 (далее Образовательной программой);
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010), с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
- Предлагаемая программа отражает один из возможных ва риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир».
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
В авторскую программу изменения не внесены.
Состав участников программы
Исходя из задач конкретного образовательного учреждения – ГБОУ гимназии № 1272 с учетом его вида – гимназии можно выделить следующие приоритеты:
- образование в гимназии – это гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана с учетом обучающихся во 2 «г» классе в количестве 27 человек с высокой и средней степенью мотивации к процессу обучения. У учащихся в процессе обучения в 1 классе началось формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Данный курс входит в состав образовательной программы «Начальная школа 21 век», следовательно, обучение учащихся, изучивших в 1 классе «Окружающий мир» по программе «Начальная школа 21 века» в объеме 66 часов считается объективно оправданным и целесообразным. Вследствие того, что «Окружающий мир» — предмет интегрированный, при его изучении учащиеся 2 «г» класса получат возможность:
- устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознавать необходимость выполнения правил поведе ния, сущность нравственно-этических установок; получат начальные навыки экологической культуры;
- будут подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознают возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
- подготовятся к изучению базовых предметов в ос новной школе.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружа ющую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способ ствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции — соотношение между естествен нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от ношений.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наибо лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо димых для его индивидуального психического и личностно го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип понимается как обеспе чение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз растную эрудицию.
- Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко логического образования младшего школьника при ознаком лении его с окружающим миром.
- Принцип поступательности обеспечивает- постепенно сть, последовательность и перспективность обучения, возмо жность успешного изучения соответствующих естественно научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изу чении природы и общественных явлений широко использо вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто рический музеи и т. п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность че ловека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нуж но знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
- Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно вы полнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, поче му человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Ро дина — Россия».
- История родной страны: как рождалось и развива лось наше государство, какие важнейшие события про изошли в его истории, как развивались экономика, культу ра, просвещение в нашей стране. Это содержание представ лено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обоб щения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го сударства.
Перечень учебно-методических средств обучения:
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Литература основная:
- Окружающий мир. 2 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2011.
- Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2010 г.
- Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Вентана – Граф, 2012г.
Литература дополнительная:
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
- Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2008
Оборудование и приборы: ПК, медиапроектор, смарт-доска, диски с обучающими программами.
Содержание программы
Введение. Что окружает человека (1 час).
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, во да и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
- Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (14 часов).
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от дру гого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и пи тание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуа циях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как че ловек открыл для себя огонь.
- Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувст; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
Кто живет рядом с тобой (6 часов).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколе ния в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, прово дит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, до брота. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и млад ших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспор те, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внима тельного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одно классники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семей ный фольклор.
- Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина (13 часов).
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур ные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про фессии, значение которых возросло в последние годы (эко номист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселе ние в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяй ственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как воз никло и что обозначает слово «гражданин».
- Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли (9 часов).
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн це. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
- Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества (23 часа).
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Тра вянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млеко питающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в ле су. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жиз ни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жид кая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеве дения). Лекарственные растения луга. Использование и ох рана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодо вые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
- Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек (2 часа).
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Пра вила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
- Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натураль ными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядо витые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в крае ведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с уче том местного окружения). Экскурсии в исторический (крае ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреж дение культуры и быта (с учетом местных условий).
Особенности контроля и оценки учебных достижений
по окружающему миру
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Класс | I | II | III | IY | Всего |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Формы и средства контроля:
Планируемые результаты обучения.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
- оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других поанет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Тематическое планирование тем курса «Окружающий мир» во 2 классе.
Название раздела (темы) | Программное содержание | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
Введение. Что окружает человека | Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее | Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее |
Кто ты такой | Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность |
Кто живёт рядом с тобой | Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях |
Россия — твоя Родина | Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране | Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям |
Мы — жители Земли | Солнечная «семья». Земля как планета жизни | Характеристика планет Солнечной системы |
Природные сообщества | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения. Правила поведения в природе. |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе.
№ урока | Дата | Тема урока (со страницами учебника) | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||
1 | Что окружает человека? Учебник с. 5 – 11 Тетрадь печатная с. 3 - 7 | Сравнение понятий «объ-ект природы (живой, не-живой)», «изделие». Ра-бота с учебником: нахож-дение ошибки в высказы-ваниях. Упражнение на классификацию объектов природы. | Дать понятия: живая природа; неживая природа; изделия. | Знать предметы живой и неживой природы, раз-личать предметы природы и предметы, сделанные человеком. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность. | |
2 | Бывают ли на свете чудеса? Учебник с. 12 – 14 Тетрадь печатная С. 9 - 14 | Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса». Работа с рубрикой «Обсудим вме-сте». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрко-вой "Чудо" | Сравнение понятий: объект природы; изделие | Знать предметы живой и неживой природы, раз-личать предметы природы и предметы, сделанные человеком. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность. | |
3 | Я, ты, он, она… Все мы люди. Учебник с. 16 – 20 Тетрадь печатная с. 15 -16 | Рассказ учителя: «Что человеку дает природа». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проб-лемной ситуации: «Если бы все люди были одина-ковые». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Сравнение понятий: настоящее; прошлое; будущее. | Знать, что человек – живое существо, организм; вне-шние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистические цен-ности многонациональ-ного российского об-щества. | |
4 | Наши помощники – органы чувств. Учебник с. 21 – 24 Тетрадь печатная с. 17 - 18 | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: организм; обоняние; вкус. | Знать органы чувств, дыхания, пищеварения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
5 | Наши помощники – органы чувств. Опыты на оживле-ние ощущений. Учебник с. 25 – 26 Тетрадь печатная с. 17 - 18 | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: организм; осязание; внешние чувства. | Знать органы чувств, дыхания, пищеварения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
6 | Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть. Учебник с. 27 – 29 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоро-вым?». Работа с иллюстра-тивным материалом: при-чины заболеваний. Обсуж-дение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». | Дать понятия: здоровье; правила гигиены; градусник; обморожение; ожог; скорая помощь. | Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здо-ровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
7 | Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть. Учебник с. 30 – 34 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоро-вым?». Работа с иллюстра-тивным материалом: при-чины заболеваний. Обсуж-дение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». | Дать понятия: здоровье; правила гигиены; градусник; обморожение; ожог; скорая помощь. | Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здо-ровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
8 | Режим дня. Чтобы не уставать. Учебник с. 35 – 37 Тетрадь печатная с. 20 | Познакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Обсуждение правил ор-ганизации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «Правильная по-за». | Сравнение понятий: здоровье – болезнь. | Знать режим дня школь-ника, правила гигиены. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
9 | Режим дня. Поговорим о часах. Составление па-мятки «Режим дня второклассника» Учебник с. 38 – 41 Тетрадь печатная с. 21 - 22 | Продолжать знакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Знакомство с ара-бской и римской нуме-рацией. | Сравнение понятий: здоровье – болезнь. | Знать режим дня школь-ника, правила гигиены. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
10 | Физическая культура. Быть сильным и выносливым. Учебник с. 42 - 47 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Обсуждение вопроса «Что такое физическая куль-тура». Работа с иллюст-рациями. Работа с рубри-кой «Картинная галерея». | Дать понятие: физическая культура. | Знать комплекс ОРУ. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность. | |
11 | Закаляться может каждый. Составление па-мятки «Правила закаливания». Опыты с термо-метром: определе-ние температуры воздуха и воды. Учебник с. 47 - 49 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочи-нялки»: «Придумай весё-лую историю про маль-чика, который не любит физкультуру». | Дать понятие: закаливание организма. | Знать и уметь применять на практике виды про-цедур. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность. | |
12 | Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? Учебник с. 50 - 52 Тетрадь печатная с. 23 | Работа со схемой «Почему нужно правильно питать-ся». Проведение опытов по определению состава продуктов. | Дать понятия: здоровая пища; белки; жиры; углеводы. | Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
13 | Почему нужно правильно питаться. О витаминах. Составление па-мятки «Что полезно для организма, что вредно» Учебник с. 53 - 56 Тетрадь печатная с. 24 | Составление схемы «Ка-кие витамины нужны организму?». Работа с руб-рикой «Этот удивитель-ный мир» . Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?» | Отработать понятие: режим питания | Знать продукты и содер-жащиеся в них витамины. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
14 | Умеем ли мы есть? Учебник с. 56 - 60 Тетрадь печатная с. 25 - 26 | Игра «Приглашаем в гос-ти». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста в учебнике. | Отработать раннее изученные понятия. | Знать и применять на практике полученные зна-ния. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | |
15 |
| Почему нужно быть осторожным? Составление па-мятки «Чтобы избе-жать неприятностей» Учебник с. 61 - 66 Тетрадь печатная с. 27 - 28 | Чтение и обсуждение те-кста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». | Дать понятие: Осмотритель-ность; Осторожность;бережность. | Знать основы оказания первой помощи. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность. |
16 | Зачем изменить себя? Проверочная рабо-та по изученным разделам. Учебник с. 67 - 70 Тетрадь печатная с. 29 - 31 | Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?». | Дать понятие: характер; темперамент. | Знать правила поведения в различных ситуациях. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные:( адекватное восприятие. Коммуникативные: строить высказывания, ар-гументировать свои ответы. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
17 | Что такое семья? Составление семей-ного генеалогичес-кого древа. Учебник с. 72 - 78 Тетрадь печатная с. 32 - 37 | Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком – схемой. Вы-полнение заданий «Сооб-ражалки» и «Смешинки». | Познакомить с понятием: семья; члены семьи; генеалогичес кое древо | Знать родственные связи в семье. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
18 | Домашнее хозяйство. Учебник с. 79 - 82 Тетрадь печатная с. 38 - 39 | Обсуждение вопроса: «Су-ществует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощ-ники». | Отработать раннее изученные понятия. | Знать профессии родите-лей, уметь трудиться. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность. | |
19 | Семейный досуг. Учебник с. 83 - 87 Тетрадь печатная с. 40 - 42 | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Расска-зы детей: «Как моя семья проводит свободное вре-мя?». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Познакомить с понятиями: отдых; культурный отдых. | Знать места проведения досуга. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
20 | Правила поведения. Какие бывают правила. Учебник с. 88 - 94 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схе-мой «Какие бывают пра-вила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Роле-вые игры: «Театр», «Биб-лиотека». | Дать понятия: вежливый; внимательный; приветливый; правила поведения. | Знать правила культурного Поведения, которые позво-ляют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. | Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность. | |
21 | Умеешь ли ты дружить? Учебник с. 95 - 97 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Чтение и обсуждение ис-торий о детях. Составле-ние памятки «Правила дружбы». | Дать понятия: друзья; дружба; недруг; враг. | Уметь дружить, общаться с людьми. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
22 | Умеешь ли ты общаться? Учебник с. 98 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Отработать раннее изученные понятия. | Знать и применять на практике полученные знания. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | ||
23 | Родина – что это значит? Учебник с. 99 - 103 Тетрадь печатная с. 50 | Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуж-дение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Дать понятия: родина; малая родина; родной край. | Знать и понимать значение Родины в жизни человека. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
24 | Прошлое, настоящее, будущее. Учебник с. 104 - 107 Тетрадь печатная с. 51 - 52 | Работа с текстом учеб-ника. Рассказы детей: слу-чай (история) из моей жиз-ни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом. | Дать сравнение понятий: история и случай. | Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
25 | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась? Учебник с. 107 - 109 Тетрадь печатная с. 52 - 53 | Беседа на тему «Сла-вянское поселение». Чте-ние и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Дать понятия: Родина; малая родина; родной край». | Знать родного края. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
26 | Москва – столица России. Заочная экскурсия по Москве. Учебник с. 110 - 114 Тетрадь печатная с. 58 | Беседа «Как можно узнать о прошлом города?». Рабо-та с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путе-шествие по Москве. | Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы. | Знать основные достопри-мечательности Москвы. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
27 | Москва – столица России. Учебник с. 114 - 117 Тетрадь печатная с. 58 | Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путешествие по Москве. | Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы. | Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
28 | Города России. Учебник с. 118 - 131 Тетрадь печатная с. 59 | Игра-путешествие по го-родам России. | Дать понятия об основных достопримечательностях городов России. | Знать основные достопри-мечательности городов России. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
29 | Родной край – частица Родины. Учебник с. 132 - 134 Тетрадь печатная с. 60 - 62 | Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуж-дение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Отработать понятия: Родина; малая родина; родной край. | Знать историю города, родного краю. | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
30 | Как трудятся россияне. Учебник с. 135 - 139 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Решение проблемной си-туации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова». | Дать понятия: богатство России; хлебные изделия. | Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь состав-лять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлеб-ных изделий. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
31 | О занятиях наших предков. Учебник с. 139 - 144 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Чтение и обсуждение текс-та учебника. Игровая ми-нутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюст-ративным материалом. | Дать понятия связанные с названиями древних орудий труда. | Основные занятия славян: охота, рыболовство, зем-леделие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земле-делия. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
32 | Все профессии важны. Учебник с. 144 - 151 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Встреча с родителями учащихся в классе. Беседа «Профессии наших ро-дителей». | Отработать раннее изученные понятия. | Знать профессии родите-лей, уметь трудиться. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
33 | Мы – граждане России. Права граждан России. Учебник с. 152 - 156 | Рассказ учителя (с исполь-зованием иллюстратив-ного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная га-лерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». | Дать понятия: граждане; герб, флаг, гимн; права граждан; Конституция РФ. | Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государст-ва, оно предоставляет ему права. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
34 | Мы граждане России. Права детей – граждан России. Учебник с. 157 - 160 | Работа в группах: состав-ление плаката «Права ребенка в России». | Закрепить ранее изученные понятия. | Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
35 | Россия – многонациональная страна. Учебник с. 160 – 167 Тетрадь печатная с. 61 | Рассказы детей о своей национальности. Рассмат-ривание и обсуждение рисунков и текста учеб-ника. Выполнение зада-ний в рабочей тетради. | Дать понятие: националь-ность; толерантность; содружество. | Знать народности, обычаи и традиции своего народа. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
36 | Твоё первое знакомство со звёздами. Учебник, часть 2 с. 6 - 13 Тетрадь печатная, часть 2 с. 3, 6 | Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную систему?», «Чем Земля отличается от других планет?». Сравнение ри-сунков: «Планета без жизни» и «Земля». Вы-полнение заданий в рабочей тетради. | Введение понятий: небосвод; созвездие; планеты; солнечная система. | Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | |
37 | Земля – планета солнечной системы. Учебник с. 13 – 17 Тетрадь печатная с. 6 | Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсужде-ние результатов наблю-дений Луны. Опыт «Солн-це-Луна-Земля». | Введение понятий: спутник земли; кратер; небесные тела. | Знать, чем Земля отли-чается от других планет Солнечной системы. Ус-ловия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | |
38 | Глобус – модель земли. Учебник с. 18 - 19 Тетрадь печатная с. 4 - 5 | Практическая работа с глобусом. | Дать понятие: глобус; карта. | Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего боль-ше на Земле – суши или воды? | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | |
39 | В некотором царстве. Царства природы. Учебник с. 20 - 22 Тетрадь печатная с. 7 | Знакомство с царствами живой природы. Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: Царство; Грибы; Растения; Животные; бактерии. | Знать царства живой природы, называть отдель-ных представителей. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
40 | Грибы. Составление па-мятки «Ядовитые грибы» Учебник с. 23 - 29 Тетрадь печатная с. 7 - 8 | Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным мате-риалом учебника. Рисо-вание схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Дать понятия частей гриба. | Знать ответы на следую-щие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека? | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
41 | Какие животные живут на Земле. Учебник с. 30 - 31 Тетрадь печатная с. 9 - 13 | Познакомить с разнообраз-ными видами животного мира. | Введение понятий: дикие животные; звери; травоядные; млекопитаю-щие. | Знать царства живой при-роды, называть отдельных представителей. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | |
42 | Разнообразие растений. Учебник с. 32 - 34 Тетрадь печатная с. 13 - 17 | Познакомить с разнообраз-ными видами растений на Земле. | Дать понятия: Кустарник; Дерево; Трава; типы листьев, цветки и плоды; гербарий. | Знать разновидности рас-тительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
43 | Условия роста и развития растений. Проведение опыта «Как развивается фасоль» Учебник с. 35 - 36 | Беседа «Условия роста растений». Работа с ил-люстративным материа-лом учебника | Все понятия темы. | Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
44 | Природные сообщества. Среда обитания – что это такое? Учебник с. 38 - 39 | Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной сре-де).» Работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Ввести понятия: среда обитания; природная среда; природное сообщество пищевая цепь. | Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
45 | Лес и его обитатели. Учебник с. 40 - 44 Тетрадь печатная с. 18 | Сравнение «жителей» раз-ных этажей леса. Работа с иллюстративным мате-риалом и текстами учеб-ника. Создание рисунка- схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Дать понятия: ярус; хвойные деревья; лиственные деревья; травы; кустарнички. | Иметь представление о том, что лес – многоэтаж-ный дом. Уметь отличать нешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
46 | Деревья в лесу. Учебник с. 45 - 51 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного мате-риала «Обитатели леса». Описание травянистых растений. | Закрепить понятия, связанные с ярусностью леса. | Знать яруса леса, правила поведения в лесу. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
47 | Кустарники леса. Составление рас-сказа – описания кустарника (по вы-бору учащегося). Учебник с. 52 - 56 | Наблюдение: рассматрива-ние веточки сирени (чере-мухи, жасмина). Проект-ная деятельность. Работа с текстами и иллюстрация-ми учебника. | Все ранее изученные понятия. | Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от дере-вьев и трав. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
48 | Травянистые растения леса. Учебник с. 56 - 59 Тетрадь печатная с. 20 | Работа с гербарием и иллюстративным мате-риалом. Чтение и обсужде-ние текста учебника. | Повторить понятие: нижний ярус леса. | Знать о том, что травянис-тые растения располагают-ся на нижнем ярусе леса. Они отличаются от де-ревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
49 | Лесная аптека. Учебник с. 60 - 61 | Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с табли-цей). | Дать понятие: лекарствен- ные растения. | Знать названия лекарст-венных растений и их применение. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | |
50 | Животные леса. Учебник с. 62 - 66 Тетрадь печатная с. 20 - 22 | Речевая разминка «Встре-тились в лесу…». Работа с иллюстративным мате-риалом и текстом учеб-ника. Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Дать понятия: грызуны; звери. | Называть обитателей леса, знать цепь питания каж-дого животного. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
51 | Птицы – лесные жители. Учебник с. 67 - 73 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «За-селим лес птицами». | Дать понятия: птицы; название птиц. | Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | |
52 | Пресмыкающиеся леса. Учебник с. 74 - 76 | Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диа-лог: сравнение рисунков (чучел) разных видов реп-тилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча» | Дать понятие: пресмыкающие. | Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | |
53 | Насекомые леса. Учебник с. 77 - 79 Тетрадь печатная с. 24 | Познакомить с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления. | Дать понятие: насекомые. | Называть, выделять осо-бенности, знать значение. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
54 | Правила поведения в лесу. Письменный опрос по темам раздела. Учебник с.79 - 80 Тетрадь печатная с. 26 | Составление коллективной памятки «Правила поведе-ния в лесу» (работа в группах). | Повторить все ранее изученные понятия. | Знать правила поведения в лесу. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
55 | Что мы знаем о воде. Учебник с. 81 - 83 Тетрадь печатная с. 28 - 29 | Опыты с водой. Опреде-ление свойств воды. Ана-лиз схемы – рисунка в учебнике. Работа с руб-рикой «Картинная гале-рея». | Дать понятия: водоём; свойства воды. | Знать свойство воды, приводить различные примеры. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
56 | Круговорот воды в природе. Учебник с. 83 - 85 Тетрадь печатная с. 29 -30 | Учебный диалог: «Погово-рим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путе-шествие капельки». | Дать понятие: круговорот воды в природе. | Знать о том, что вода в природе совершает кру-говорот. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
57 | Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы. Учебник с. 86 - 89 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Учебный диалог «Какие бывают водоёмы?», отли-чительные особенности пресных водоёмов – болота и реки. | Дать понятия: водоём пресный водоём; болото; река. | Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоё-мов – реки и болота. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
58 | Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые. Учебник с. 90 - 101 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: водоплаваю- щие; рыбы. | Называть жителей во-доёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
59 | Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов. Учебник с. 90 - 104 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: водоплаваю- щие; рыбы. | Называть жителей прес-ных водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
60 | Обитатели солёных водоёмов. Учебник с. 105 - 108 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Классификация морских животных по признаку – рыбы или млекопитаю-щие. | Дать понятия о морских животных. | Называть жителей морс-ких водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
61 | Луг и его обитатели. Растения луга. Учебник с. 109 - 115 Тетрадь печатная с. 37 - 38 | Обсуждение текста учеб-ника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Ре-чевая разминка: «Сочи-нялки» (рассказ – этюд) «Растения луга». | Ввести понятие: луг и его обитатели. | Знать названия растений луга. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | |
62 | Луг и его обитатели. Животные луга. Учебник с. 116 - 124 Тетрадь печатная с. 37 - 38 | Обсуждение текста учеб-ника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Ре-чевая разминка: «Сочи-нялки» (рассказ – этюд) «Животные луга». | Ввести понятие: луг и его обитатели. | Знать названия животных луга. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | |
63 | Поле и его обитатели. Растения поля. Учебник с. 125 - 133 Тетрадь печатная с. 38 - 41 | Беседа с использованием иллюстративного мате-риала. Работа с рисунком – схемой. Выполнение за-даний в рабочей тетради. | Дать понятие: поле. | Знать название растений поля. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
64 | Животные поля. Учебник с. 134 - 136 Тетрадь печатная с. 38 - 41 | Работа в парах: составле-ние рассказов о животных поля. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Отработать раннее изученные понятия «типы и виды животных». | Называть животных поля, знать особенности обита-ния. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
65 | Сад и его обитатели. Учебник с. 137 - 142 Тетрадь печатная с. 42 - 43 | Беседа о плодовых рас-тениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: сад; Плодовые; культуры. | Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства. | |
66 | Природа и человек. Человек – часть природы. Учебник с. 144 - 146 Тетрадь печатная с. 44 - 45 | Беседа «Человек – часть природы». Анализ стихот-ворения «Про всех на свете». Обсуждение си-туации «Дядя, купи котёнка!». | Отработать раннее изученные понятия. | Владеть простейшими знаниями экологической культуры. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства. | |
67 | Будем беречь нашу Землю. «Красная книга». Учебник с. 146 - 152 Тетрадь печатная с. 44 - 45 | Беседа «Как человек помогает природе?». Работа в парах «Что такое Красная книга?». Рассмат-ривание иллюстраций. Создание плаката «Будем беречь природу». | Дать понятие: Красная книга. | Владеть простейшими знаниями экологической культуры. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства. | |
68 | Животные – друзья человека. Письменный опрос по темам раздела. Учебник с. 153 - 155 | Выполнение заданий в рабочей тетради. | Обобщить и проконтролировать знания учащихся . | Уметь работать самостоя-тельно и оценивать свои знания. | Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС ( с изменениями ФГОС 2015)...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа соответствуем требования стандарта....