Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
статья по зож на тему
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные звания и в будущем способны заниматься производительно – полезным трудом. Существует более 300определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_uchebnom_protsesse.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные звания и в будущем способны заниматься производительно – полезным трудом. Существует более 300определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).
- Это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
- Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).
- Это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция ( медицинское определение).
Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Духовное здоровье – это система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья:
- Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов.
- Показатели роста и развития.
- Текущее функциональное состояние и потенциал(возможности0 организма и личности.
- Наличие и уровень какого – либо заболевания или дефекта развития.
- Уровень морально – волевых и ценностно – мотивационных установок.
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
- Соматический компонент – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности являются пусковым механизмом развития человека и обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
- Физический компонент – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
- Психический компонент – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
- Нравственный компонент – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья. В некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой – более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль определяется социально – экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций.
- Благоприятное социальное окружение;
- Духовно – нравственное благополучие;
- Оптимальный двигательный режим;
- Закаливание организма;
- Рациональное питание;
- Личная гигиена;
- Отказ от вредных привычек;
- Положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни – это часть общей культуры человека.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно – ориентированного подхода и относятся к жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие ученика в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...
Статья "Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС начального общего образования второго поколения
Выступление на заседании МО содержит ряд рекомендаций учителям по сохранению здоровья школьников....
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является на современном этапе приоритетным направлением модернизации начального образования.В нашей школе сложилась определенная система работы по данному нап...
Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ Доклад учителя начальных классов Титовой С.М. ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)
Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье. Здоровый ребёнок успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в кото...