Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья на тему
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является на современном этапе приоритетным направлением модернизации начального образования.
В нашей школе сложилась определенная система работы по данному направлению.
Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Задачи:
- внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья школьника;
- сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ;
- повысить интерес к спортивным мероприятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svistunova_t.g.statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе
Свистунова Т.Г.,
заместитель директора МОУ
«Каслинская СОШ №27»
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является на современном этапе приоритетным направлением модернизации начального образования.
По данным мониторинга состояния здоровья первоклассников в 2009-2010 учебном году, из 100 детей нашей школы имеют:
- Первую группу здоровья – 40 человек (40%)
- Вторую группу здоровья – 46 человек (46%)
- Третью группу здоровья – 9 человек (9%)
- Четвертую группу здоровья – 2 человека (2%)
- Основную группу физической подготовки – 86 человек (86%)
Из приведенных данных видно, что относительно здоровых детей значительно меньше и проблема здоровьесбережения остается актуальной.
В нашей школе сложилась определенная система работы по данному направлению.
Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Задачи:
- внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья школьника;
- сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ;
- повысить интерес к спортивным мероприятиям.
Основные направления деятельности начальной школы по здоровьесбережению
1.Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД
Задачи:
- снять утомляемость;
- обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Формы:
- здоровьесберегающие технологии;
- планы мероприятий по здоровьесбережению (см. планы воспитательной работы классных руководителей);
- уроки физической культуры и ритмики;
- спортивные часы;
- раздел «Человек и его здоровье», «Организм человека» курса «Окружающий мир»;
-ежедневная утренняя зарядка;
- физминутки на уроках;
- упражнения для улучшения мозгового кровообращения, мобилизации внимания, физминутки для снятия утомления с плечевого пояса, рук, мышц туловища, рекомендованные Сан ПиН.
- гимнастика для глаз;
- подвижные игры на переменах;
- динамические паузы;
- прогулки и экскурсии;
- проветривание кабинета;
- соблюдение теплового и светового режима;
- питьевой режим;
- инструктажи по технике безопасности, ОБЖ, ПДД;
- контроль за соблюдением правил личной гигиены;
- беседы по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни;
- ведение курса «Разговор о правильном питании»;
- ежегодная витаминизация, прививки и медосмотры;
- проведение походов, веселых стартов, прогулок совместно с родителями;
- постоянный самоконтроль учащихся «Мое настроение» (психическое здоровье – положительные эмоции)
2. Внеурочные спортивные мероприятия
Задачи:
- развивать силу, ловкость, выносливость;
- формировать навыки работы в команде
Формы:
- спортивные праздники;
- эстафеты, спартакиады, «Веселые старты»;
- подвижные игры на свежем воздухе и спортивном зале;
- занятия в спортивных секциях
3. Внеклассная воспитательная работа
Задачи:
- формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
- развивать творческую активность учащихся
Формы:
- тематические классные часы;
- конкурсы;
- участие детей и педагогов в районном и областном конкурсе «Разговор о правильном питании»;
- проектная деятельность;
- «Дни здоровья»;
- походы и прогулки
- работа летнего оздоровительного лагеря «Лукоморье»
4. Работа с родителями
Задачи:
- повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
- воспитывать активную позицию в отношении здорового образа жизни
Формы:
- круглые столы;
- спортивные праздники и «Веселые старты»;
- походы и поездки;
- индивидуальные беседы и консультации;
- тематические собрания:
«Трудности адаптации первоклассников к школе», «Детские страхи», «Режим дня в жизни школьника», «Детская агрессия», «Эмоциональное общение», «Родителям о физиологии младшего школьника» и др.;
психологические тренинги
5. Работа службы сопровождения (психолог, логопед, дефектолог) и ПМПК
Задачи:
- сохранить психическое здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- коррекция речевых нарушений и нарушений в познавательной сфере;
- рекомендации для педагогов и родителей
Формы:
- беседы;
- коррекционно-развивающие занятия;
- индивидуальные занятия;
- групповые занятия;
- беседы;
- тренинги;
- консультации;
- обследование ПМПК с последующими рекомендациями.
Деятельность начальной школы
в области здоровьесбережения
Сильные стороны | Созданные условия |
Созданы условия для поддержания и укрепления психического и физического здоровья детей | - расписание и режим дня составляются с учетом требований и не допускают перегрузки детей; - организован адаптационный период для первоклассников; - уроки носят здоровьесберегающий характер; - перед уроками проводится зарядка; - после урока проходят подвижные перемены; - прививки и медицинские осмотры проводятся регулярно силами врачей поликлиники; - контроль за качеством школьного питания; - организации каникулярного отдыха учащихся; - ежегодная работа летнего оздоровительного лагеря «Лукоморье» (120-150 детей); - работа групп продленного дня на базе 2-х классов - планирование воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни; - учет рекомендаций «Листа здоровья» в классных журналах на каждого учащегося |
Слабые стороны | Необходимые условия |
Не все дети, нуждающиеся в лечебной физкультуре, охвачены занятиями | Отсутствие специалистов (только в поликлинике) |
Недостаточно одного спортивного зала, недостаточно оборудована пришкольная спортивная площадка, требуется дооснащение (спортинвентарь) | Улучшение материально-технической базы школы |
Не все педагоги владеют способами, техниками саморегуляции и здоровьесбережения | Обучение педагогических кадров, родителей, формирование стиля жизни школы |
Проблема Ценностной ориентации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, технологическая готовность к ее реализации |
Осознавая значимость данной проблемы, каждый учитель стремиться так планировать свою деятельность и организовывать образовательный процесс, чтобы качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не наносило ущерба из здоровью. Реализация задач здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в школе невозможна без тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов. От этого во многом зависит полноценное, направленное на сохранение и улучшение здоровья ребенка пребывание детей в образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...
Статья "Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС начального общего образования второго поколения
Выступление на заседании МО содержит ряд рекомендаций учителям по сохранению здоровья школьников....
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....
Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....
Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....
Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....
Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"
Аромотерапия – это одно из средств в воспитании и развитии детей, расширяя их потенциальные возможности она позволяет поддерживать их здоровье, предупреждать болезни, оказывать регулирующи...