Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
статья по зож (3 класс)
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Доклад учителя начальных классов Титовой С.М.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Доклад учителя начальных классов Титовой С.М.
Одним из основных видов учебной творческой деятельности по формированию основ валеологической культуры младших школьников является технология учебного проекта.
Уже начиная с первого класса вводятся элементы этой технологии. Работа строится следующим образом:
Вызвать интерес учащихся, поставить проблему.
- Ребята, а задумывались ли вы над вопросом: Что такое здоровье? Как сохранить здоровье на долгие годы? Что значит «расти здоровым»?
Задача учителя на этом этапе – направить поиск детей, помочь им определиться, где найти ответ. Ответы на вопросы получаются у всех разные. Собранные сведения анализируем, выделяем главное, обобщаем. Выдвигается идея создания схемы из серии иллюстраций, раскрывающий смысл здорового образа жизни. Делаем памятку в виде «Дерева здоровья», которую помещаем в классный уголок.
Данный проект интегрированный, осуществляется в рамках предметных областей «Я и Украина. Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Основы здоровья»; групповой, краткосрочный (в рамках одного урока).
После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом. Сначала учащиеся пытаются раскрыть смысл здорового образа жизни; далее результаты обсуждаются всем классом с учителем. После этого собранные сведения анализируются, обобщаются.
После этой работы каждый будет самостоятельно разрабатывать оформление иллюстрированного аспекта здорового образа жизни.
Критетриями оценки качества выполнения проекта являются точность, оригинальность в оформлении, полнота.
Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать «Режим дня».
Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.
Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья.
Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.
Далее во втором классе работа над проектом продолжается и усложняется. После изучения блока тем «Ты и твоё здоровье» в рамках учебного предмета «Я и Украина» учащимся предлагается творческое задание по написанию «Советов одноклассникам по охране и укреплению здоровья».
Учащиеся должны конкретизировать поставленную перед ними проблему: о чём, как я буду писать, зачем и что получится, т.е. присутствуют все признаки учебного проекта: задание сформулировано в виде проблемы, перед учащимися стоит цель – поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях. Причём основные навыки, умения и знания для выполнения этого задания у них уже есть, а недостающие им предстоит получить самостоятельно.
Ребята погружаются в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности.
В итоге через неделю учащиеся представляют разнообразные пути решения проблемы: они создали памятки, плакаты, написали стихи и красиво оформили свои работы. В итоге этой работы дети вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяют их практически, используют и закрепляют уже сформированные умения.
Не менее увлекательной была работа по составлению «Азбуки пословиц о здоровье». При изучении раздела «Устное народное творчество» мы с ребятами выделили тему «Пословицы о здоровье». Далее разделились на группы. Учащиеся, используя свои знания и сведения из дополнительной литературы, информацию родителей, интернета, помощь библиотекаря разыскивали пословицы на все буквы алфавита. Изучали их, объясняли, выбирали самые точные, красивые, лучшие, а затем одну из них иллюстрировали, показывали, какие ассоциации у них возникли по той или иной пословице. Подборка пословиц была оформлена в сборник «Азбука пословиц о здоровье»
В ходе этой работы каждый учащийся был вовлечён в активный познавательный процесс; у детей возник неподдельный интерес к культуре здоровья своего народа, традициям.
В целях закрепления знаний о правильном и рациональном питании, развития мотивации здорового образа жизни, реализации своих способностей учащимся третьего класса предлагается участие в учебном творческом проекте «Щи да каша – пища наша». В ходе самостоятельной работы учащихся происходит знакомство детей с народными традициями и обычаями, с рецептами национальной кухни, с культурой питания, сложившейся веками. Работа по теме велась по выбранным по желанию аспектам:
- Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты;
- Я выбираю кашу;
- Где щи – там и нас ищи;
- Без хлеба нет обеда;
- Где блины, там и мы;
- Фольклор (пословицы, поговорки, частушки, сказки, песенки, загадки о еде);
- Стихи о пище;
- Режим питания (посты, разгрузочные дни);
- Мир бытовых вещей (история ножа, вилки, тарелки);
- Интересные рецепты кухни разных народов.
В ходе работы над проектом учащиеся учились выбирать лучшие решения, сотрудничать, помогать товарищам, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, оценивать результат своей деятельности и других, планировать.
В четвёртом классе продолжается проектная деятельность младших школьников по формированию основ валеологической культуры. Учащиеся выполняют творческий проект « Буду здоровым», пишут заметку в газету «Моя спортивная семья».
Работа над проектом имеет воспитательное, обучающее и развивающее значение:
Цели воспитательные:
- знакомство школьников с разными видами спорта;
- формирование у учащихся представления о спортивных играх;
- изучение роли и влияния спортивных игр на здоровье;
- воспитание у учащихся осознанной потребности быть здоровым.
Цели образовательные:
- развитие навыков творческой работы;
- интеграция знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения русского языка, окружающего мира, валеологии;
- развитие устной и письменной речи.
Развитие навыков:
- самостоятельной работы с источниками;
- самостоятельного принятия решений;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации.
Участие в осуществлении проекта позволило расширить и углубить знания детей о различных видах спорта, истории возникновения спортивных игр в мире, познакомиться с известными спортсменами, задуматься о необходимости занятиями спортом, о влиянии спортивных игр на здоровье и о полезных качествах, которые развивает спорт. Спорт интересен не только развлекательной стороной, но это и самое надёжное средство быть здоровым и сильным.
Четвёртый класс в начальной школе – время перехода к осуществлению более сложных, долгосрочных, межпредметных и общеклассных проектов.
Одним из самых ярких проектов в четвёртом классе стал проект «Волшебные пузырьки», который мы сегодня и представим вашему вниманию.
Используя разнообразные источники, собранную информацию учащиеся помещают в специальные папки исследователя. Выбор тем исследования происходит по желанию, каждый ребёнок выбирает себе то, что хочет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...
Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников.
Использование здоровьесберегающих технологийв учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников....
Проектная работа на тему:"Игровая деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий".
В данной работе представлен творческий проект в памках повышения квалификации воспитателя ГПД...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности.
Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогоческой деятельности"...