Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
статья по теме

Елева Светлана Александровна

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьезберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий

в учебно-воспитательном процессе.

Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми. Можно сослаться на ряд причин: ухудшение качества жизни, нехватка средств на образование и здравоохранение, ухудшение экономической обстановки и т.д. Все чаще сегодня встречается мнение, что болезнь – это категория медицинская, а здоровье – это реализация генетического потенциала человека. В каждом ребенке заложены телесные, психические и духовно-нравственные силы. Именно из них «вырастает» человеческое здоровье во всем многообразии понимания этого слова. Правильное воспитание и обучение раскрывают и преумножают эти резервы жизнеспособности. Нарушение природосообразности в процессе обучения и воспитания приводит к разрушению здоровья человека. Таким образом, здоровье становится областью педагогики.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Образовательное учреждение

Здоровьесберегающее образовательное                     здоровьеформирующее образовательное

пространство (как конкретно сохранить                    пространство (как школа формирует

здоровье детей внутри школы)                                    культуру здоровья детей)

 

При организации здоровьесберегающего пространства необходимо учитывать неизбежные, корректируемые и устранимые факторы.

К неизбежным факторам относится:

  1. учет группы здоровья
  2. учет физиологических и возрастных особенностей

Корректируемые факторы – строгое соблюдение  норм САНПИМа. Например, на формирование осанки учащихся негативно влияют несовершенство школьной мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, низкая активность и сидячая рабочая поза. Изменить мебель не в наших силах, а провести беседу с родителями о физиолого-гигиенических нормативах веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей можем.

для учащихся 1-2 классов – не более 1,5 кг

для учащихся 3- 4 классов – не более 2,5 кг

Вес ранца без учебников для учащихся начальной школы должен быть не более 500-700г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине учащегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. (С физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы тела владельца.)

Устранимые факторы – это стресс факторы, которые должны быть абсолютно устранены из школы. К ним относятся:

  1. самым мощным стресс фактором в школьной среде является стресс ограничения времени, он выражается в безотрывном письме, чтении на скорость;
  2. жесткая педагогическая тактика;
  3. количественная и качественная перегрузка (все должно быть в меру и разумно);
  4. длительное статическое напряжение.

Все знают, что движение – это жизнь. Но страдать от гиподинамии дети начинают еще в младенческом возрасте, а современный процесс обучения еще более усугубляет эту проблему. Ведь главная воспитательная установка в школе: «Не вертись!», «Сиди тихо!», «Слушай!». В течение урока дети практически обездвижены. Основной способ передачи знаний – вербальный. Ученик – «принимающее устройство», учитель – «передающее».

Любой урок должен быть здоровьесберегающим. Для такого урока характерно:

  1. санитарно-гигиеническая комфортность;
  2. плотность урока (активные формы работы не менее 60%, не более 75%);
  3. количество видов учебной деятельности 4-7, не более 10 минут на каждый;
  4. демократический стиль общения;
  5. наличие физкультминуток.

Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения ФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений. Продолжительность ФМ 1,5-2 минуты. Комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Приведем примерные упражнения  для младших школьников, которые можно использовать при проведении ФМ.

  1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

Исходное положение – сидя, руки на поясе;

1 – поворот головы направо;

2 – исходное положение;

3 – поворот головы налево;

4 – исходное положение;

5 – голову наклонить вперед;

6 – исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  1. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

Исходное положение – сидя, руки подняты вверх;

1 – сжать кисти в кулак;

2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  1. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища.

1) Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на поясе;

1 – повернуть туловище направо;

2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз Темп средний.

2) Исходное положение – стойка ноги врозь;

1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх;

3-4 – исходное положение;

5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

4.Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близорукости.

1) Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.

2) Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

3) Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

4) Исходное положение – сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз.

5) Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Уроки ОЗОЖ направленные на воспитание культуры здоровья, способствуют его сохранению и укреплению, формируют положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни, отношение к здоровью как ценности.

На этих уроках дети получают первые знания по валеологии, ведется ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья.

Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Программа включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы  утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Уроки ОЗОЖ  настраивают детей на здоровый образ жизни. Ребята знакомятся с различным поведением сказочных персонажей, разбирают и анализируют жизненные ситуации, на примере которых учатся отличать поведение полезное для здоровья от вредного. В результате у детей воспитывается ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатываются поведенческие навыки здорового образа жизни, причем не только накапливаются сведения о здоровье, но и формируется умение применять свои знания в жизни.

Особое внимание уделяется правильному питанию. Основная цель этих занятий – сформировать у детей основы рационального питания. Научить ребят отличать полезные для здоровья продукты от вредных, познакомить их с различными видами пищи. На уроках дети сами учатся составлять меню, выбирая полезные для здоровья продукты.

На уроках здоровья у детей формируются и навыки личной гигиены. Дети постепенно приходят к пониманию необходимости постоянно соблюдать гигиенические правила. Важно научить их правильно чистить зубы, мыть руки перед едой и после посещения туалета, иметь свою личную расческу, зубную щетку, воздерживаться от пользования чужими предметами туалета. На доступном для детей уровне проводятся занятия о проявлении и мерах предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. Обращается внимание на снижение случаев заболеваний при соблюдении правил личной гигиены.

Цель изучения темы «Вредные привычки» – выработать у детей негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков. Подробно обсуждаем вредное влияние дыма сигарет, алкоголя на различные органы человека. Большое впечатление на детей производят медицинские примеры. В доступной форме рассказываем о связи курения с возникновением таких тяжелых заболеваний, как рак легкого, бронхит, тяжелые поражения сердца и кровеносных сосудов. Раннее употребление алкоголя приводит к неизлечимым заболеваниям печени, желудка, центральной нервной системы.

Большое внимание на уроках уделяется выработке у детей способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях (несчастный случай, пожар, опасность насилия). Учим пользоваться телефоном в экстренных случаях, помнить значение телефонов срочной помощи, кратко и понятно излагать ситуацию, позвать на помощь. Дети должны знать свой адрес и телефон.

Говоря о безопасности дорожного движения, дети рисуют план своего микрорайона, отмечают наиболее опасные места перехода улиц и рисуют свой маршрут в школу.

Уроки здоровья требуют творческого подхода. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования. Чтобы уроки здоровья нравились детям, они должны приносить радость и вызывать интерес. На этих уроках нет оценок. И на поставленный вопрос ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. В конечном итоге уроки должны приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желание прийти на урок снова.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно проводить уроки ОЗОЖ для обучения детей основам здорового образа жизни. Именно на этих уроках закладываются навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. Опыт показывает, что уроки здоровья хорошо воспринимаются детьми, дают положительные результаты. Из приведенной ниже диаграммы видно, что учащиеся 3 «В» класса за прошедший учебный период пропустили по болезни меньше уроков, чем дети других третьих классов.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, т.к. хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном  образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний.

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, -  контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный. На протяжении двух лет родители с огромным удовольствием участвуют в театральных постановках, различных утренниках. Они и режиссеры, и актеры, и оформители.

Итак, здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое здоровье, болезни служат  причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля. Наверное, поэтому так необходимо еще в начальном звене школы научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

Статья по теме "Здоровьесберегающие факторы учебно-воспитательного процесса"

Каждый новый учебный год требует от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь физически крепкие и здо...

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....