Статья "Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС начального общего образования второго поколения
статья по теме
Выступление на заседании МО содержит ряд рекомендаций учителям по сохранению здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56
с углублённым изучением отдельных предметов» города Курска
Современные аспекты
реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС начального общего образования
второго поколения
подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
руководитель методического объединения
учителей школы 1 ступени обучения,
Смирнова Юлия Павловна
Курск
2012
Современные аспекты
реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС начального общего образования
второго поколения
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этаже социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Здоровье должно быть и у детей и у учителей! Мы считаем, что здоровье - наше личное дело, и не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату. А ведь от наших болезней страдают и близкие нам люди. Наверное, поэтому так необходимо ещё в начальном звене школы научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность.
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:
- во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2);
- во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).
В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
По определению министерства образования «… под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье».
Министерством образования Российской Федерации предусмотрена разработка и внедрение рекомендаций по оценке деятельности образовательных учреждений с учетом качества знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни . При планировании изучения учебного предмета «Физическая культура» и разработке соответствующих образовательных программ общеобразовательные учреждения могут руководствоваться методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 № ИК-1494/19).
Несмотря на имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребенка. Существует множество организованных, методических, материально-технических, кадровых и других препятствий для эффективного проведения данной работы в школе. Важнейшей из них является проблема компетенции учреждений образования в сфере охраны здоровья учащихся. Для правильного решения данной проблемы важным является разграничение понятий: «педагогические здоровьесберегающие технологии» и «здоровьесберегающие технологии в образовании».
Нередко эти понятия смешиваются, что в итоге приводит к отсутствию научной организации работы по сохранению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум 3 составляющие:
1) санитарно-гигиенические;
2) медико-профилактические;
3)педагогические технологии.
Отсюда видно, что педагогические здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-познавательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности, физкультурно-оздоровительной, экологической. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников может быть решена задача оздоровления обучающихся, которая имеет 3 аспекта:
1. Воспитательный. Его суть заключается в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
2. Обучающий. Он составляющий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств как выносливость, энергичность, уравновешенность), а также в умении определять вредные привычки совместно с рекомендациями по их устранению.
3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшении через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Конечно, приведенное деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает в конечном счете здоровье. Тем не менее для каждого мероприятия можно выделить доминирующий аспект, о которых я уже сказала.
И все же основополагающими приоритетами для педагогики оздоровления являются следующие:
1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
На мой взгляд, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.
В режим дня учащихся начальных классов включены физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью увеличивается объём двигательной активности школьников.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Из своего опыта работы могу сказать, что наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета. В состав упражнений для физкультминуток обязательно входит гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз).
Перечислю виды физкультминуток, которые я использую на уроках:
- физкультурно – спортивные упражнения (это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д);
- танцевальные упражнения (эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения);
- сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
- пантомимическая гимнастика (подражательная, средствами невербальных сигналов).
Хочется сказать и о нравственном здоровье. Уже с детского сада у детей формируется доброе отношение к растениям и животным и продолжается эта работа в школе. Казалось бы, какое отношение правила поведения в природе имеют к вопросу о здоровье? Наше доброе отношение к окружающему нас миру природы характеризует наше здоровье. Недаром говорится: «В здоровом теле – здоровый дух». Но эту пословицу можно прочитать и в обратном порядке: «Здоровый дух – в здоровом теле». Действительно, только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Ибо здоровье человека определяется здоровьем души. Недаром говорят, что некоторые болезни Бог посылает нам за наши безнравственные поступки. Нравственное здоровье включает в себя доброе, заботливое отношение в семье; доброе, уважительное отношение в школе между ребёнком и ребёнком, между ребёнком и учителем, между учителем и учителем и т.д. Или одним словом всё это можно назвать – психологический климат. И у взрослых, и у детей бывает разное настроение: то плохое, то хорошее – это зависит от душевного состояния. На уроках рисования хорошее настроение дети рисуют светлыми, яркими красками, лист их альбома «смеётся, радуется». Хорошие отметки, общение с весёлым, доброжелательным другом и учителем – залог хорошего настроения. С человеком, постоянно злым, недовольным, трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Настроение можно поднять физическими упражнениями, слушанием музыки, просмотром мультфильма, чтением книги, общением с отзывчивым другом («разговор по душам»).
Учите этому детей и сами как можно чаще показывайте пример хорошего настроения. Конечно же, существенное влияние на психическое и физическое здоровье детей оказывает и обстановка в семье. Тут ещё и важны прежде всего доброжелательные отношения между членами семьи, о чём чаще надо говорить на родительских собраниях. И непосредственно из нравственного здоровья вытекает нервно-психическое здоровье.
Человек способен испытывать множество чувств, которые по-другому называются эмоции. В словаре Ожегова сказано: «Эмоция – чувство, душевное переживание». Наши отрицательные реакции могут вызвать нервное напряжение у других и у самого себя, вызвать стресс. Поэтому важно учить детей правилам общения:
- Умей владеть собой.
- Умей прощать.
- Не будь упрямым, стремись к взаимопониманию.
- Чтобы у тебя было хорошее настроение, всегда бери с собой улыбку и не стесняйся дарить её близким и друзьям.
А вам, уважаемые коллеги, из своего опыта советую заканчивать урок словами: «Закройте тетради. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне». Учителя должны сделать всё, чтобы учащимся в школе было комфортно.
Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Литература:
- Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе. // Начальная школа, 2005. № 4
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005, № 11
- Клокова Т.И. Дневник здоровья. Часть 1 Система мониторингов здоровья в образовательной среде школы. Методические рекомендации. М.: МИОО, 2010
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии – М: ВАКО, 2004
- Лецких Л.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы, 2004,№ 1
- Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе –
М: Феникс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта «Создание условий для успешного внедрения ФГОС начального образования"
Выступление на семинаре...
План работы образовательного учреждения по внедрению ФГОС НОО
Обеспечение методических условий для эффективного внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Изменение в деятельности участников образовательного процесса при внедрении ФГОС
Презентация, содержащая сранение в деятельности участников образовательного процесса до внедрения новых ФГОС и после....
Учебно-лабораторное оборудование, применяемое в учебно- воспитательном процессе для внедрения ФГОС НОО.
Возможности кабинета при использовании учебно- лабораторного оборудования, применяамое в учебно- воспитатенльном процессе для внедрения ФГОСС НОО....
Выступление: «Вовлечение учащихся в образовательный процесс путем внедрения новых технологий в рамках ФГОС.»
=========================================...
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Стремление к интеграции учебного материала является ведущей мировой тенденцией образования, поскольку определяется стиль научного мышления и мировоззрения современного человека. Каждый учит...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, Презентацию подготовила: учитель начальных классов, Козлова Кристина Степано...