ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)
статья по зож

Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье.  Здоровый ребёнок  успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. 

Подготовила:

Герасименко Наталия Алексеевна

учитель начальных классов

 

МБОУ СОШ№15

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  Красноармейский район

станица Старонижестеблиевская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ДЛЯ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО

Подготовила:

Герасименко Наталия Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№15

Ст. Старонижестеблиевская

2021 год.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Василий Александрович Сухомлинский.(7)

Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье.  Здоровый ребёнок  успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Школьная пора один из самых лучших моментов   в жизни человека, но существуют дошкольные факторы, которые влияют в разной степени на здоровье школьника.

Эти факторы зависят от того как проходила дошкольная жизнь ребёнка. Дело в том, что дети, которые получили  дошкольное образование  в детском саду,  имеют существенные отличия в психологическом и в физическом здоровье от детей, которые воспитывались дома. Рассмотрим две группы детей и проанализируем их психическое и физическое здоровье до начала обучения в школе:

Дети посещающие до школы ДОУ.

Дети не посещающие до школы ДОУ.

  1. Психологически готовы к социуму.
  1. Психологически не готовы к социуму. Сложная адаптация.
  1. Хороший иммунитет. Посещение школы регулярное.
  1. Слабый иммунитет. Частые пропуски занятий. Отставания по учёбе.
  1. Дисциплинированность.
  1. Чаще нет дисциплины.
  1. Интернет зависимость  слабая.
  1. Интернет зависимость сильная.

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Исходя из этих результатов, перед школой в настоящее время остро прослеживается проблема сохранения и коррекция здоровья младших школьников. (1)

Для решения обозначенной проблемы, Министерство образование РФ составили закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное лечение.  (2)

Здоровьесбережение реализуется через использование здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.   (3)

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках педагогами. (4)

Рассмотрим пути реализации каждой из технологии.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

По СанПин проветривание в школе кабинетов необходимо, чтобы насытить воздух кислородом, отрегулировать влажность в помещении и снизить процент углекислого газа. Пп. 6.6 – классы проветривают на переменах. Сквозное проветривание проводят до начало уроков и после их окончания. Рекреационные допустимо проветривать во время проведения урока. Время определяется в зависимости от климата, погоды и работы отопительной системы.

Сквозное проветривание классов. (6)

Таблица № 1. Сквозное проветривание по СанПин (6)

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещения в зависимости от температуры наружного воздуха.

Наружная температура по °С

Длительность проветривания помещения в минутах.

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

3-7

10-30

От 0 до -5

2-5

15-25

От -5 до -10

1-3

10-15

Ниже -10

1-1,5

5-10

В период простудных заболеваний рекомендую проводить  профилактические меры. Родители могут приносить в школу лук и чеснок. Иногда используем эти  продукты чтобы дышать, но чаще в пищу во время приёма еды  в столовой.

Есть ещё один способ профилактики заболеваний, который мы активно используем в своей работе -  каждый ребёнок,  каждый день приносит любой фрукт.

В каждом кабинете должна быть чистота и правильное освещение.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

 Прежде всего, это правильная организация урока, которая дает возможность поддерживать высокую работоспособность и предупреждать утомления.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

1) 5–25-я минута – 80%; (Актуализация знаний, целепологание, работа по теме урока).

2) 25–35-я минута – 60–40%; (Закрепление, коррекция знаний)

3) 35–40-я минута – 10%. (Подведение итогов урока, рефлексия, объяснение домашнего задания).  (5)

Реализуя процесс обучения, в полном соответствии с вышеуказанными правилами, у учащихся наступает утомление. Это защитная, реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Для предотвращение этого процесса необходимо использовать смену деятельности, следовательно во время  урока нужна физкультурная пауза или  физминутка.

На всех уроках нужно проводить физкультминутки, чтобы избежать утомления и повысить эффективность усвоения материала. Физминутки направлены на разминку всех частей тела.

Например такие:

  1. Мы ногами топ – топ, Мы руками хлоп – хлоп!

 Мы глазами миг – миг, Мы плечиками чик – чик!

Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали. Руки к верху все подняли.

Раз- два, раз – два, Заниматься нам пора.

  1. На болоте две лягушки Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались. Ножками потопали,

Ручками похлопали, Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились. Вот здоровья в чём секрет

 Всем друзьям Физкульт – привет!

  1. Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения:

             Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле,

1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад,

3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти,  повышается  устойчивость  внимания, убыстряются психомоторные процессы, активизируются структуры мозга.

          Хорошим видом релаксации и получения позитивных эмоций является песня, которая предоставляет учащимся возможность отдохнуть. Она снижает утомляемость, доставляет большое удовольствие.(8)

Не мало важную роль в гигиеническом здоровье детей  играет перемена. Её нужно правильно организовать. В хорошую погоду необходимо обязательно выводить детей на свежий воздух. Чтобы детям было интересно, нужно с ними разучить несколько игр, которые в последствии станут любимыми и учащиеся будут с удовольствием выходить на улицу.

 На своих переменах мы используем следующие игры:

«Третий лишний», «Кошки Мышки», «Гори-гори ясно», «Пятнашки», «Салки» и другие.

В плохую погоду дети после проветривания играют в классе в настольные игры.

Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках педагогами.

Эти технологии реализуются с целью адаптировать каждого ребёнка к существованию в социуме. Реализовать такие технологии позволяют коллективные игры, групповые задания на уроках, коллективные проекты, классные мероприятия, выезды на природу, посещение театров и  т.д.

На классных мероприятиях каждый ребёнок должен быть вовлечён в активную деятельность, особенно те дети, которые не посещали детский сад. Во время проведения классных часов на здоровьесберегающие темы нужно большое внимание уделять ЗОЖ, делиться собственным опытом.

Самая большая проблема на сегодняшний день, которая влияет на психологическое здоровье детей – это неконтролируемое использования интернета нашими учениками.

В своей работе решаю эту проблему  следующими способами:

  1. Дети в школе пользуются смартфоном только для звонков. Чтобы это было возможным, каждый родитель даёт письменное согласие.
  2. Провожу тематические родительские собрания, на  которых остро разбирается эта проблема.
  3. Перемена всегда занята играми или личными заданиями для учащихся (подвижные игры, чтение, рисование и т.д.).

              Конечно нельзя полностью убрать интернет из жизни учащихся, потому что это будущее и главное развитие наших учеников. Они должны идти в ногу со временем, для этого у них есть личное время вне школы.

Использование этих разнообразных психолого-педагогических технологий, используемых на уроках педагогами позволяют решить одну из центральных задач обучения – сохранение и укрепление физического и психологического  здоровья школьников.

Список литературы:

  1. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах: Учебн. пособие. – М.: Кнорус, 2006. – С. 147.
  2. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 62.
  4. Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с
  5. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – 1982. – 480 с.
  6. https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
  7. https://a2b2.ru/methods/22620_zabota_o_zdorove_-_eto_vazhnyy_trud_vospitatelya/
  8. https://nsportal.ru/zaytseva-galina-ivanovna


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образование Красноармейский район станица Старонижестеблиевская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО Подготовила: Герасименко Наталия Алексеевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №15

Слайд 2

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя . От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Василий Александрович Сухомлинский .

Слайд 3

Основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Слайд 4

Дети посещающие до школы ДОУ. Дети не посещающие до школы ДОУ. Психологически готовы к социуму. Психологически не готовы к социуму. Сложная адаптация. Хороший иммунитет. Посещение школы регулярное. Слабый иммунитет. Частые пропуски занятий. Отставания по учёбе. Дисциплинированность. Чаще нет дисциплины. Интернет зависимость слабая. Интернет зависимость сильная.

Слайд 5

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе , можно разделить на три основные группы : 1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса ; 2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников ; 3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках педагогами.

Слайд 6

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. По СанПин

Слайд 7

Наружная температура по  С Длительность проветривания помещения в минутах. В малые перемены В большие перемены и между сменами От +10 до +6 4-10 25-35 От +5 до 0 3-7 10-30 От 0 до -5 2-5 15-25 От -5 до -10 1-3 10-15 Ниже -10 1-1,5 5-10 Таблица № 1. Сквозное проветривание по СанПин (6) Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещения в зависимости от температуры наружного воздуха.

Слайд 10

В период простудных заболеваний проводим профилактические меры. Родители приносят в школу лук и чеснок.

Слайд 11

Есть ещё один способ профилактики заболеваний, который мы активно используем в своей работе - каждый ребёнок, каждый день приносит любой фрукт.

Слайд 12

В каждом кабинете должна быть чистота и правильное освещение.

Слайд 13

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников . Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 1) 80%(Актуализация знаний, целепологание , работа по теме урока). 2) 60-40% ( Закрепление, коррекция знаний) 3) 10%(Подведение итогов урока, рефлексия, объяснение домашнего задания).

Слайд 14

Реализуя процесс обучения, в полном соответствии с вышеуказанными правилами, у учащихся наступает УТОМЛЕНИЕ . На всех уроках нужно проводить ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ , чтобы избежать утомления и повысить эффективность усвоения материала .

Слайд 15

ф Мы ногами топ – топ , Мы руками хлоп – хлоп ! Мы глазами миг – миг , Мы плечиками чик – чик ! Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя.

Слайд 16

Раз – присели, два – привстали Руки к верху все подняли. Раз- два, раз – два, Заниматься нам пора.

Слайд 17

Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются психомоторные процессы, активизируются структуры мозга .

Слайд 18

Хорошим видом релаксации и получения позитивных эмоций является ПЕСНЯ , которая предоставляет учащимся возможность отдохнуть. Она снижает утомляемость, доставляет большое удовольствие.

Слайд 19

Не мало важную роль в гигиеническом здоровье детей играет ПЕРЕМЕНА.

Слайд 20

Её нужно правильно организовать. В хорошую погоду необходимо обязательно выводить детей на СВЕЖИЙ ВОЗДУХ .

Слайд 21

Р азучить несколько игр, которые в последствии станут любимыми и учащиеся будут с удовольствием выходить на улицу.

Слайд 22

М ы используем следующие игры: « ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ», «КОШКИ МЫШКИ», «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО», «ПЯТНАШКИ», «САЛКИ» .

Слайд 23

В плохую погоду дети после проветривания играют в классе в НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Слайд 24

Психолого-педагогические технологии : КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

Слайд 25

Групповые задания на уроках

Слайд 26

Коллективные проекты

Слайд 28

Классные Мероприятия

Слайд 29

Выезды на природу.

Слайд 30

Посещение театров

Слайд 31

. Во время проведения классных часов на здоровьесберегающие темы нужно большое внимание уделять ЗОЖ, делиться собственным опытом.

Слайд 32

Самая большая проблема на сегодняшний день, которая влияет на психологическое здоровье детей– это неконтролируемое использования ИНТЕРНЕТА нашими учениками.

Слайд 33

Провожу тематические родительские собрания, на которых остро разбирается проблема «Интернет зависимости».

Слайд 34

Перемена всегда занята играми или личными заданиями для учащихся (подвижные игры, чтение , рисование и т.д. ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Роль здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС.

Научить здоровью нельзя ,нужно воспитать в детях потребность быть здоровыми....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе с применением методики В. Ф. Базарного".

Материалы конференции знакомят широкий круг читателей с опытом организации и содержанием здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебном и воспитательном процессе"

На сегодняшний день тема сохранения здоровья очень важная, особенно когда речь идет о здоровье детей. Еще древнегреческий философ Сократ сказал: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». При ...

Выступление на ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной школы"

Презентация к выступлению " Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной школы"...