Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.
рабочая программа (4 класс) по теме
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».
Для реализации программного материала используется : рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2012 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozozh_v_4klasse_avtosokhranennyy.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
ОЗОЖ в 4 классе
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Направления реализации программы.
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В здании МОУ –сош с. Логиновка созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая.
2. Использование возможностей УМК «Школа2100» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».
Для реализации программного материала используется : рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2012 г
Данная программа состоит из 5-ти блоков:
- Этический блок (4 ч)
- Психологический блок (12 ч)
- Правовой блок (6 ч)
- Семьеведческий блок (6 ч)
- Медико-гигиенический блок (6 ч)
Для проверки знаний , умений включены тестовые задания и контрольные работы после изучения блоков.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Этический блок | 4ч | 3ч | 1 ч |
2 | Психологический блок | 12 ч | 10 ч | 2 ч |
3 | Правовой блок | 6 ч | 5 ч | 1 ч |
4 | Семьеведческий блок | 6 ч | 5 ч | 1 ч |
5 | Медико -гигиенический | 3 ч | 2 ч | |
Итого | 33 ч | 26 ч | 7 ч |
Учебно-методическое обеспечение
- Изучаем «Окружающий мир» с увлечением 1 – 4 классы. Метод. Библиотека. Москва 2010
- «Уроки здоровья » (простые рецепты здоровья) библиотечка газет
- Методическое пособие Образовательные здоровьесберегающие технологии (опыт работы)Волгоград, 2010 г
- «Психология школьника» «Учитель-АСТ», 2012г
- Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности, Синякова В.А 4 класс , -Москва «ВАКО»2008 г
Учебно- тематическое планирование 4 года обучения
«Святость жизни»
Класс 4
Количество часов 34
Плановых контрольных
Планирование составлено на основе региональной программы Павловой М.А.
№№ п\п | Наименование темы | Всего часов | Из них | Дата | |
практ. работы | контр. работы | ||||
1 | Этический блок | 4 | 8.09-29.09 | ||
2 | Психологический блок | 12 | 06.10-29.12 | ||
3 | Правовой блок | 6 | 12.01-16.02 | ||
4 | Семьеведческий блок | 6 | 01.03-19.04 | ||
5 | Медико-гигиенический блок | 6 | 19.04-31.05 |
п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Икт | Домашнее задание | Дата | ||||
План | Факт | |||||||||||||
1 | I. Этический блок | Развитие жизни на Землею | 1 | Комбинированный | «жизнь», «душа», «физическое тело», «предназначение» | устное сочинение "Кто хозяин на планете?"Выставка детских рисунков «Мое будущее» | Текущий | По тетради | ||||||
2 | Представление о смысле жизни. | 1 | Комбинированный | «осознание своего «я», «гармония», «природа», «планета», «ответственность», сюжетно-ролевая игра «Планета заболела» | рисование плаката «Наша планета» | Текущий | По тетради | |||||||
3 | Уникальность и неповторимость всех форм жизни. | 1 | Комбинированный | «одинаковые или разные», «уникальность», «неповторимость» | Устное сочинение на тему «Мое сходство и различие с другом» | Текущий | По тетради | |||||||
4 | Самооценка личности | 1 | Комбинированный | «красота поступков», «часть Вселенной», «гармония». | мини-сочинение «Какой я?», выставка детских рисунков
| Контроль | По тетради | |||||||
5 | II. Психологический блок | Развитие познавательной сферы | 1 | Комбинированный | "развитие", "развитие памяти: образной и логической" « развитие внимания", "фантазии", 'развитие фантазии", "сравнение", развитие ума" | Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек | Текущий | По тетради | ||||||
6 | Развитие эмоциональной сферы | 1 | Комбинированный | "характер", "черты характера", "отрицательные черты характера", "положительные черты характера", "эмоции", "способы выражения эмоций", "средства выражения эмоций", "умение узнавать и различать эмоции"
|
| Текущий | По тетради | |||||||
7 | Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. | 1 | Практикум | Текущий | ||||||||||
8 | Манипуляции в общении | 1 | Комбинированный | "общение", "невербальное общение", "язык жестов", "мимика", "пантомима", "образное выражение мыслей"
|
| Текущий | По тетради | |||||||
9 | Умей сказать нет. | 1 | Комбинированный | «давление», «лесть», «угроза», «отказ» | Текущий | |||||||||
10 | Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки | 1 | Комбинированный | Устное сочинение «Мои хорошие поступки», «Мои плохие поступки» | Текущий | Сочинение | ||||||||
11 | Дурные привычки и мое отношение к ним. | 1 | Комбинированный | Конкурс плакатов «Нет сигаретам и алкоголю» | Текущий | Плакат | ||||||||
12 | Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками) | 1 | Комбинированный | «общение», «сверстники» | Текущий | По тетради | ||||||||
13 | Дружба – что значит настоящий друг | 1 | Комбинированный | «друг», «дружба», «доверие», «общие интересы» | Вспомнить и записать названия сказок, где дружба помогла героям в трудной ситуации | Текущий | По тетради | |||||||
14 | Агрессия – форма проявления | 1 | Комбинированный | «агрессивность» | Текущий | По тетради | ||||||||
15 | Как справляться со своим гневом | 1 | Комбинированный | Текущий | По тетради | |||||||||
16 | Игры и упражнения на расслабление мышц, на выражение удовольствия и радости | 1 | Практикум | Задания по группам | ||||||||||
17 | III. Правовой блок | Гражданин и государство | Комбинированный | «государственный флаг», «герб», «гимн» |
| Текущий | По тетради | |||||||
18-19 | Права и обязанности граждан России | 2 | Комбинированный | «Всеобщая Декларация прав человека», «права ребенка» | Рисование плаката «Наши права и обязанности» | Текущий | ||||||||
20 | Что значит быть и жить в настоящем времени | 1 | Комбинированный | "правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях"
|
| Текущий | По тетради | |||||||
21 | Совет наоборот: «Я умею обижаться». | 1 | Комбинированный | Текущий | По тетради | |||||||||
22 | Что значит победить другого человека | 1 | Комбинированный | Текущий | По тетради | |||||||||
23 | IV Семьеведче ский блок | История создания праздников | 1 | Комбинированный | «праздники», «традиции» | Написание своей истории создания праздников | Текущий | По тетради | ||||||
24 25 | Общенародные и государственные праздники. Семейные праздники в традициях народов | 1 1 | Комбинированный |
| Текущий | По тетради Семейные праздники | ||||||||
26-27 | Традиции в моей семье | 2 | Комбинированный | "труд в семье", "семейные традиции» | мини-сочинение на тему «традиции в моей семье» | Текущий | Традиции в семье | |||||||
28 |
| Этика проведения праздников | 1 | Комбинированный |
| Текущий | По тетради | |||||||
29 | V. Медикогигиенический | Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием. | 1 | Путешествие по планете | «организм человека в сравнении с планетой Земля: кожа и воздушная оболочка Земли, кровеносные сосуды - моря, реки, города и различные органы и т. д. | устное сочинение на тему «Что в моем организме самое главное?» | Устный опрос | Сочинение | ||||||
«организм», «скелет», «верхние конечности», «нижние конечности», «внутренние органы», «череп» и т.д. |
| |||||||||||||
30 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | Комбинированный | «здоровый организм», "опасность-безопасность", "ответственность", "выбор", "ответственность за будущее". | Текущий | По тетради | ||||||||
31 | Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья) | 1 | Урок контроля | «ценность» | Урок контроль | По тетради | ||||||||
32 | Значение зрения для человека | 1 | Комбинированный | «профилактика возникновения нарушений зрения», «зарядка для глаз» | Задания по группам | По тетради | ||||||||
33 | Профилактика возникновения нарушений зрения | 1 | Комбинированный | «причины болезни», «лечение и лекарства», «профилактика болезни» | Текущий | По тетради |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с требованиями регионального компонента....
Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...
Рабочая программа курса ОЗОЖ 2 класс
Рабочая программа по основам здорового образа жизни для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; а...
Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс с учетом требований ФГОС,...
Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса...