Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.
рабочая программа (4 класс) по теме

Овечкина Светлана Юрьевна

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».

Для реализации программного материала используется : рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2012 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozozh_v_4klasse_avtosokhranennyy.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

ОЗОЖ в 4 классе

Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы.

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. 
В здании МОУ –сош с. Логиновка созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая.

2. Использование возможностей УМК «Школа2100» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».

Для реализации программного материала используется : рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2012 г

Данная программа состоит из 5-ти блоков:

  • Этический блок (4 ч)
  • Психологический блок (12 ч)
  • Правовой блок (6 ч)
  • Семьеведческий блок (6 ч)
  • Медико-гигиенический блок (6 ч)

Для проверки знаний , умений включены тестовые задания и контрольные работы после изучения блоков.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
  • Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Этический блок

1 ч

2

Психологический блок

12 ч

10 ч

2 ч

3

Правовой блок

6 ч

5 ч

1 ч

4

Семьеведческий блок

6 ч

5 ч

1 ч

5

Медико -гигиенический

6 5

  3  ч

2 ч

Итого

33 ч

26 ч

7 ч

Учебно-методическое обеспечение

  1. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением 1 – 4 классы. Метод. Библиотека. Москва 2010
  2. «Уроки здоровья » (простые рецепты здоровья) библиотечка газет
  3. Методическое пособие Образовательные здоровьесберегающие технологии (опыт работы)Волгоград, 2010 г
  4. «Психология школьника» «Учитель-АСТ», 2012г
  5. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности, Синякова В.А 4 класс , -Москва «ВАКО»2008 г

Учебно- тематическое планирование 4 года обучения

 «Святость жизни»

       Класс    4

Количество часов     34

Плановых контрольных  

     Планирование составлено на основе  региональной программы Павловой М.А.  

 

№№

п\п

Наименование темы

Всего

часов

Из них

Дата

практ.

работы

контр.

работы

1

Этический блок

4

8.09-29.09

2

Психологический блок

12

06.10-29.12

3

Правовой блок

6

12.01-16.02

4

Семьеведческий блок

6

01.03-19.04

5

Медико-гигиенический блок

6

19.04-31.05

 п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Вид контроля

Икт

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

I. Этический

блок

Развитие жизни на Землею

1

Комбинированный

«жизнь», «душа», «физическое тело», «предназначение»

устное сочинение "Кто хозяин на планете?"Выставка детских рисунков «Мое будущее»

 Текущий

По тетради

2

Представление о смысле жизни.

1

Комбинированный

«осознание своего «я», «гармония», «природа», «планета», «ответственность», сюжетно-ролевая игра «Планета заболела»

рисование плаката «Наша планета»

  Текущий

По тетради

3

Уникальность и неповторимость всех форм жизни.

1

Комбинированный

«одинаковые или разные», «уникальность», «неповторимость»

Устное сочинение на тему «Мое сходство и различие с другом»

  Текущий

По тетради

4

Самооценка личности

1

Комбинированный

«красота поступков», «часть Вселенной», «гармония».

мини-сочинение «Какой я?», выставка детских рисунков

 

 Контроль

По тетради

5

II. Психологический блок

Развитие познавательной сферы

1

Комбинированный

"развитие", "развитие памяти: образной и логической" « развитие внимания", "фантазии", 'развитие фантазии", "сравнение", развитие ума"

Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек

  Текущий

По тетради

  6

Развитие эмоциональной сферы

1

Комбинированный

"характер", "черты характера", "отрицательные черты характера", "положительные черты характера", "эмоции", "способы выражения эмоций", "средства выражения эмоций", "умение узнавать и различать эмоции"

 

 

  Текущий

По тетради

7

 Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции.

1

Практикум

 Текущий

8

Манипуляции в общении

1

Комбинированный

"общение", "невербальное общение", "язык жестов", "мимика", "пантомима",   "образное   выражение   мыслей"

 

 

  Текущий

По тетради

9

Умей сказать нет.

1

Комбинированный

«давление», «лесть», «угроза», «отказ»

 Текущий

10

Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки

1

Комбинированный

Устное сочинение «Мои хорошие поступки», «Мои плохие поступки»

 Текущий

Сочинение

11

Дурные привычки и мое отношение к ним.

1

Комбинированный

Конкурс плакатов «Нет сигаретам и алкоголю»

 Текущий

Плакат

12

Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)

1

Комбинированный

«общение», «сверстники»

 Текущий

По тетради

13

Дружба – что значит настоящий друг

1

Комбинированный

«друг», «дружба», «доверие», «общие интересы»

Вспомнить и записать названия сказок, где дружба помогла героям в трудной ситуации

 Текущий

По тетради

14

Агрессия – форма проявления

1

Комбинированный

«агрессивность»

 Текущий

По тетради

15

Как справляться со своим гневом

1

Комбинированный

 Текущий

По тетради

16

Игры и упражнения на расслабление мышц, на выражение удовольствия и радости

1

Практикум

Задания по группам

17

III. Правовой

блок

Гражданин и государство

Комбинированный

«государственный  флаг», «герб», «гимн» 

 

  Текущий

По тетради

18-19

Права и обязанности граждан России

2

Комбинированный

 «Всеобщая Декларация прав человека», «права ребенка»

Рисование плаката «Наши права и обязанности»

  Текущий

20

Что значит быть и жить в настоящем времени

1

Комбинированный

"правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях"

 

 

  Текущий

По тетради

21

Совет наоборот: «Я умею обижаться».

1

Комбинированный

 Текущий

По тетради

22

Что значит победить другого человека

1

Комбинированный

 Текущий

По тетради

23

IV Семьеведче

ский блок

История создания праздников

1

Комбинированный

«праздники», «традиции»

Написание своей истории создания праздников

  Текущий

По тетради

24

25

Общенародные и государственные праздники.

Семейные праздники в традициях народов

1

1

Комбинированный

 

  Текущий

По тетради

Семейные праздники

26-27

Традиции в моей семье

2

Комбинированный

"труд в семье", "семейные традиции»

мини-сочинение на тему «традиции в моей семье»

 Текущий

Традиции в семье

28

 

Этика проведения праздников

1

Комбинированный

 

  Текущий

По тетради

29

V.

Медикогигиенический

Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием.

1

Путешествие по планете

«организм человека в сравнении с планетой Земля: кожа и воздушная оболочка Земли, кровеносные сосуды - моря, реки, города и различные органы и т. д.

устное сочинение на тему «Что в моем организме самое главное?»

 Устный опрос

Сочинение

«организм», «скелет», «верхние конечности», «нижние конечности», «внутренние органы», «череп» и т.д.

 

30

Окружающая среда и здоровье человека

1

Комбинированный

«здоровый организм», "опасность-безопасность", "ответственность", "выбор", "ответственность   за будущее".

 Текущий

По тетради

31

Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья)

1

Урок контроля

«ценность»

 Урок контроль

По тетради

32

Значение зрения для человека

1

Комбинированный

«профилактика возникновения нарушений зрения», «зарядка для глаз»

 Задания по группам

По тетради

33

Профилактика возникновения нарушений зрения

1

Комбинированный

 «причины болезни», «лечение и лекарства», «профилактика болезни»

 Текущий

По тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с  требованиями регионального компонента....

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...

Рабочая программа курса ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по основам здорового образа жизни  для 2 класса разработана   на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; а...

Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс с учетом требований ФГОС,...

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса...