Эмоциональное здоровье учащихся начальной школы
статья по зож (1 класс) на тему
Эмоциональная культура есть часть общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_mladshih_shkolnikov.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУБЛИКАЦИЯ
Эмоциональное здоровье учащихся начальной школы
Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.
Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности.
Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.
В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.
Целью воспитательной системы в начальных классах мы определили сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей.
Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как
- Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;
- Понимание эмоций других людей, принятие их;
- Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
- Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
- Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.
Основные принципы системы:
1. Диалогичность.
Имеется в виду не только внешний диалог учитель – ученик или ученик – ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее.
2. Направленность на сложности.
Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик как бы бросает вызов трудностям.
3. Направленность на творчество.
Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: “глубоко дышите”, “примите тёплый душ”, “дайте волю слезам”.
4. Самораскрытие.
Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Самораскрытие имеет ряд правил, которые должны строго соблюдаться: оно должно быть искренним, существует также ряд тем, на которые самораскрытие недопустимо. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основной принцип системы.
5. Строгий отбор впечатлений.
Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление.
Педагогические приемы:
- Включение в воспитательный процесс экспресс-методов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и отношения.
- Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся.
- Проведение тематических четвертей.
“Приём по личным вопросам” (Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили.).
1 класс –– обучение творческому выражению своих эмоций через художественную, музыкальную, игровую деятельность.
2 класс – развитие интеллектуальных умений, характерных для младшего школьного возраста: теоретического анализа, внутреннего плана действий, содержательной рефлексии. Развитие чувства радости от интеллектуальных достижений (по материалам исследований А.З.Зака).
3 класс – оптимизация межличностных взаимоотношений в классе, обучение техникам сотрудничества, сотворчества. Развитие умения понимать и защищать собственную позицию, противостоять мнению большинства, если мнения расходятся. Развитие умения вести диалог.
4 класс – обогащение внутреннего мира детей образцами мировой художественной культуры. Развитие “жизнетворчества”, то есть преднамеренных самостоятельных изменений в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...
Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы "Эмоциональное состояние ребёнка в семье"
Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.Встреча проводится после исследования эмоционального восприятия учащимися своей семейной ситуации....
ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье ведётся речь об организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе....
Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»
В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....
Статья "Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы (из опыта работы)
Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы является одной их главных проблем соременной школы. На протяженнии 50-ти лет работы в начальной шклоле меня волновала эта проблема. В своей статье...
Формирование мотивации изучения и сохранения здоровья учащимися начальной школы.
В статье написано о работе школы по формированию мотивации к сохранению здоровья и ЗОЖ у учащихся начальных классов....