Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
учебно-методический материал по зож на тему

Рябова Вера Михайловна

Материал содержит рекомендации для учителей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.

По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков - в 2,1 раза. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, А 40 % учащихся относятся к группе риска. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.

Наряду с ухудшение здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%. Психические заболевания в 35% случаев являются причиной негодности к военной службе.

Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические факторы и школа.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы риска (далее - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся (в порядке убывания значимости):

  1. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  2. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей.
  3. Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  4. Провалы в существующей системе физического воспитания.

5. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе по профилактике вредных привычек, половому воспитанию и сексуальному просвещению, правильному использованию средств физического воспитания и спорта и т.п.).

Сила влияния ШФР усугубляется тем, что они действуют комплексно и системно, а также длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет). Опасность негативного влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а  накапливается в течение ряда лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений часто не привлекает внимания врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования, проведенные научными учреждениями РАО и РАМН, убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, одобренная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности детей и молодежи.

Для реализации этих положений предпринимаются следующие меры:

  • в программу деятельности образовательных учреждений включено диагностическое наблюдение за состоянием здоровья школьников.
  • Проводится тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса с участием опытных экспертов-специалистов в области педагогики, возрастной физиологии и психофизиологии, школьной гигиены;

•        используются новые педагогических технологий, основанные на знании возрастных физиологических и психологических особенностей ребенка на разных этапах индивидуального развития, определяющих его функциональные возможности в процессе обучения.

Результаты многолетних исследований Института возрастной физиологии РАО являются фундаментальной основой для этих разработок.

Разработка проблем здоровья детей в связи с модернизацией структуры и содержания общего образования.

Институт возрастной физиологии РАО совместно с Центром образования и здоровья Минобразования России в рамках проекта МО РФ «Апробация здоровьесберегающих технологий обучения» в 2001-2004 гг. провел комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки в 1,2-х и 11-х классах, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий. В возрастной физиологии РАО более 60 лет ведутся комплексные системные исследования состояния здоровья школьников и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, а также работа по внедрению результатов исследований в практику.

Полученные данные включают результаты анализа более 1300 школ из 79 регионов России (из них около 700 школ и более 60 тыс. учащихся в динамическом наблюдении).

Следует отметить, что это уникальное и первое столь масштабное (по охвату школ и школьников) исследование здоровьесберегающей деятельности школ. Ничего подобного даже в масштабах Советского Союза не проводилось.

 Разработанная    специалистами    института    методология    физиологического и психофизиологического мониторинга строится на принципах, сформулированных в течение предыдущих десятилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи.

Физиолого-гигиенический и психофизиологический мониторинг необходим для решения целого ряда прикладных задач, возникающих в процессе совершенствования структуры и содержания образования. В их числе:

  • анализ здоровьесберегающей деятельности школ на современном этапе;
  • анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и  факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье и связанные с ним процессы;
  • оценка эффективности использования различных схем и моделей здоровьесбережения в условиях общеобразовательного учреждения;
  • создание и распространение эффективных моделей здоровьесберегающей школы.

В рамках этого исследования проводилось комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий (в рамках психофизиологического блока сопровождения эксперимента). Исследование (по специально разработанной методике) проводится дважды в течение учебного года (в октябре и апреле), а динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся осуществляется в течение всего учебного года.

Цель и задачи исследования были определены Программой модернизации структуры и содержания образования и включали:

  • изучение и анализ инфраструктуры экспериментальных школ, обеспечивающей возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности;
  • изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, режима
    дня;
  • изучение и анализ состояния здоровья школьников 1-10-х классов;
  • анализ форм и методов здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательных учреждениях.

Результаты мониторинга, охватившего свыше 70 тыс. учащихся 1-2-х и 10-11-х классов, показали, что от 1-го к 10-му классу в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. Особо следует отметить увеличение в пять раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в два раза - с заболеванием туберкулезом (в 10-м классе - 5,5%).

Отмечен закономерный рост текущей заболеваемости от первой к третьей учебной четверти, а также четко проявляющийся «всплеск» заболеваемости в начале ноября (конец I четверти), в конце декабря (конец II четверти) и в конце февраля (самый сложный период учебного года), что свидетельствует о снижении адаптивных возможностей и сопротивляемости организма в эти периоды.

Нарушение основных режимных моментов у школьников, по данным мониторинга, в основном одинаковы для всех регионов РФ. Школьная учебная нагрузка в 1/3 школ превышает нормативные показатели. Более 85% первоклассников ежедневно выполняют домашние задания в первой половине учебного года, что объясняется слабой предшкольной подготовкой, сниженными морфофункциональными возможностями, перегруженностью программы и завышенными требованиями педагогов. У всех учащихся наблюдается гиподинамия, что подтверждает недопустимо низкий объем двигательной активности (у 25% детей). Отмечаются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, дефицит ночного сна. У учащихся 10-х классов нарушения гигиенических требований, соблюдения режима дня носят примерно тот же характер, что и у первоклассников.

Проведенное исследование подтверждает значительное превышение учебной нагрузки, особенно в тех образовательных учреждениях, где применяются усложненные варианты программ и педагогических технологий.

Нарушения гигиенических требований к режиму обучения наблюдаются в определенной степени как в городских образовательных учреждениях, так и (реже) в сельских, но особенно часто - в школах с углубленным изучением ряда предметов.

Анализ данных по состоянию здоровья детей экспериментальных школ проводился с целью оценить возможное влияние проводимых изменений в учебных планах начальной школы в виде добавления двух образовательных дисциплин (английского языка и информатики) на функциональное состояние организма учащихся 2-х классов. При этом в качестве важнейших факторов рассматривались такие базовые компоненты здоровьесбережения, как объем и интенсивность учебной и дополнительной нагрузки. Данные, полученные в результате мониторинга, свидетельствуют о том, что введение в учебный план одновременно информатики и английского языка отрицательно сказывается на состоянии адаптации детей данного возраста к изменившимся условиям обучения. Это проявляется в виде повышения острой заболеваемости второклассников на протяжении всего учебного года, и особенно в феврале, когда в силу естественного снижения иммунитета в зимне-весенний сезон организм учащихся начальной школы становится более чувствителен к неблагоприятному воздействию учебных факторов.

Детальный анализ данных позволил выявить более выраженное негативное воздействие нового учебного предмета - информатики - на здоровье второклассников по сравнению с другим новым предметом - английским языком.

Очевидно, привычная, хорошо организованная практика проведения уроков английского языка в младшей школе позволяет уменьшить риск для здоровья детей, несмотря на увеличенную учебную нагрузку. И наоборот, отсутствие достаточного опыта проведения занятий информатикой во 2-х классах приводит к напряжению адаптационных механизмов организма детей данною возраста.

В тоже время у большинства первоклассников (96%) и второклассников (97%), обучающихся в общеобразовательных учреждениях России, отсутствует выраженное функциональное напряжение организма, и у 3% младших школьников отмечено умеренное функциональное напряжение организма. При умеренном функциональном напряжении организма могут отмечаться усталость, снижение работоспособности, нарушения общего самочувствия, не переходящие в комплекс нервно-психических расстройств и срыв адаптации. Проведенное нами исследование показало, что как в 1-м, так и во 2-м классах при увеличении суммарной учебной нагрузки (свыше 25 часов в неделю), недостаточной продолжительности ночного сна в будни (7-8 часов) и прогулок возрастает число детей с неблагоприятной адаптацией, умеренным функциональным напряжением организма и низким уровнем учебной мотивации.

Среди учащихся 10-11-х классов половина школьников (соответственно 51 и 50%) имеют низкий уровень психологического напряжения. Это, как правило, школьники с высокой самооценкой, уверенные в себе, хорошо адаптированные к обучению, с достаточной учебной мотивацией. В то же время в эту группу могут входить школьники с низкой самооценкой, смирившиеся со своим положением в классе, с низкой успеваемостью, со сниженной учебной мотивацией.

Средний уровень психологического напряжения отмечен у 25% десятиклассников и 27% учащихся 11-х классов. Эти юноши и девушки уравновешенны, умеют мобилизоваться в нужный момент, соотнести свои внутренние резервы с внешней ситуацией, достаточно адаптированы, однако цена психологической адаптации у таких школьников выше, чем у их сверстников с низким уровнем психологического напряжения.

Высокий уровень психологического напряжения выявлен у 24% десятиклассников и 23% учащихся 11-х классов. Для этих старшеклассников характерны высокая психологическая тревожность, когда остро воспринимаются насмешки, шутки, отрицательные отзывы, неуверенность в себе и своих знаниях, низкая стрессоустойчивость. Нередко психологическое напряжение отмечается у хорошо успевающих, мотивированных учащихся. Излишне высокая мотивация может приводить к выраженному напряжению и развитию нервно-психических нарушений. Высокое психологическое напряжение почти у трети старшеклассников свидетельствует о физической, интеллектуальной и эмоциональной перегрузке организма, что подтверждает и анализ режима этой группы учащихся.

Характерной ситуацией для старшеклассников является сочетание значительных учебных перегрузок с высоким напряжением функциональных систем организма, повышенной чувствительностью, психологическим и соматическим напряжением.

Исследование показало, что в школах, использующих здоровьесберегающие технологии в полном объеме (1-я категория), выявлено большее количество учащихся с низким уровнем напряжения по сравнению со школами, использующими минимально допустимый комплекс здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе (2-я категория), и школами, не уделяющими достаточного внимания вопросам здоровьесбережения (3-я категория) (соответственно 58 и 52%).

Важным показателем рациональной организации жизни школьника является достаточно высокая двигательная активность. По данным мониторинга двигательная активность у 35% школьников не соответствует оптимальному уровню, способствующему нормальному развитию и сохранению здоровья ребенка, что объясняется, прежде всего, неудовлетворительной организацией физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Анализ организации двигательной активности школьников убедительно доказывает, что резерв профилактики и сохранения здоровья школьников практически не используется. Это особенно существенно потому, что 94% обследованных школ имеют условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В то же время нельзя не отметить, что в 63,8% школ спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой проводятся только со здоровыми детьми, группы ЛФК и занятия с детьми спецмедгрупп проводятся лишь в 31,7% школ.

Из 358 учащихся нашей школы функциональное состояние детей ниже среднего уровня имеет около 9 % учащихся, средний уровень имеет 77 %, выше среднего  - 14 %. Патологию органов дыхания имеют  58 % учащихся, болезни костно – мышечной системы – 42%, болезни нервной системы и органов чувств – 14 %, заболевания эндокринной системы – 10% и по 3 % болезни органов кровообращения и мочеполовой системы.

Наиболее распространенное заболевание учащихся начальной школы – патология органов дыхания, в средних классах – патология органов дыхания и болезни костно – мышечной системы, в старших классах – болезни костно – мышечной системы, патология органов дыхания и заболеваемость эндокринной системы.

Таким образом, результаты обследования школ России, проведенного Институтом возрастной физиологии РАО и Центром образования и здоровья Минобрнауки России, показали:

  • состояние здоровья и физическая подготовленность современных, школьников вызывают обоснованную тревогу;
  • наименее благополучное положение отмечено среди учащихся старших
    классов, особенно девушек;
  • школы в большинстве случаев располагают достаточными ресурсами (инфраструктурой и кадрами) для обеспечения уроков по физической культуре в объеме двух часов в неделю и недостаточными для перехода на 3-часовой режим в неделю;
  • свыше 60% школ в той или иной форме ведут физкультурно-оздоровительную работу, в которую вовлечено около половины учащихся школы;
  • занятия спортом (в секциях, спортивных клубах и т.п.) - один из путей
    формирования здорового образа жизни молодежи. Однако по данным исследований менее 5% школьников вовлечены в регулярную спортивную
    активность;
  • в тех образовательных учреждениях, где плохо организована работа по
    физическому воспитанию, значительно повышается риск вовлечения подростков в зависимость от алкоголя и наркотиков;
  • кадровый потенциал общеобразовательных школ нуждается в укреплении за
    счет привлечения педагогов, имеющих высшее специальное образование;
  • программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров нуждаются в пересмотре на основе современных знаний физиологии и
    психологии развития детей и подростков, теории и методики физического
    воспитания.

В последние годы в институте в рамках НИР РАО и по заказу Минобразования России решаются актуальные для физического воспитания школьников проблемы:

  • программно-методическое обеспечение уроков физической культуры в условиях введения в расписание третьего часа занятий;
  • разработка требований к уровню знаний, умений, навыков и двигательной
    подготовленности учащихся разных ступеней общеобразовательной школы (Государственный стандарт по физической культуре);
  • повышение мотивации учащихся общеобразовательной школы к занятиям
    оздоровительными и спортивно-массовыми формами физической культуры;
  • разработка и программно-методическое обеспечение новых технологий в
    физическом воспитании, в том числе на основе использования современных компьютерных средств, тренажерных устройств и новых видов спортивной деятельности;
  • программно-методическое и физиолого-гигиеническое обеспечение организации занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
  • создание и экспериментальная апробация программ и методик занятий с
    детьми различного телосложения для реализации индивидуального подхода в физическом воспитании учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника

Выступление по теме: "Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника"...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...

Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов

Ведёхина О.А., учитель начальных классовГБОУ СОШ № 383 Красносельского районаСанкт-ПетербургаСохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов Здоровьесберегающа...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья школьников в аспекте требований ФГОС"

Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность. В соответствии с треб...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...