Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.
учебно-методический материал по зож
Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущее.
Проблема сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня в любой школе. Здоровье ребёнка и его развитие зависит от ряда различных факторов. Подготовка к здоровому образу жизни - приоритетное направление в работе любого образовательного учреждения.
Для реализации этого направления используются и разрабатываются различные здоровьесберегающие технологии, в том числе и релаксационные. которые позволяют снять зажатость мышц, снять напряжения с мышц туловища, рук. ног и лица.
Данные технологии позволяют детять управлять своим психофизическим и эмоциональным состоянием. Что ведёт , в свою очередь. к снижению утомляемости и повышению работоспособности на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.docx | 44.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.
«Я не боюсь еще и еще раз
повторить: забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Самый ценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ обращается внимание, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей и подростков, а также молодёжи создаёт реальные препятствия на пути современной модернизации образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.
Главной мыслью закона РФ «Об образовании» является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно – ценном образовании. Здоровье и является таким фактором образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы:
- воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
- организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;
- использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учителя должны обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успешность конкретного обучающегося.
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе. Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни в семье, в обществе и в том числе в школе, так как на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.
Для реализации этого направления существуют и разрабатываются различные технологии, одной из которых является здоровьесберегающая технология (система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей). Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.
Работа на уроках
В своей работе стараюсь использовать различные виды здоровьесберегающих технологий, например для снятия различных видов напряжения, например
- технологии релаксации при признаках зажатости мышц (Приложение 1);
- технологии для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног (Приложение 2);
- технологии для снятия напряжения с мышц лица.
Зажатости мышц лица, шеи, грудной клетки – одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу. Учителю, работающему с детками младшего школьного возраста необходимо вовремя распознать такое явление, как зажатость мышц, так как будут развиваться дизартрия, ринолалия и другие функциональные расстройства, нарушающие психофизиологическое здоровье ребёнка. Педагогу следует обратить внимание на следующие признаки: напряжённые мышцы плеч, это проявляется в их приподнятости и недостаточной подвижности, как будто голова у ребёнка «втянута» в плечи; напряжённые мышцы шеи, что проявляется в слишком прямой посадке головы и нарушении голоса и пр.
Для снятия мышечных (внутренних) зажимов у моих учеников, обучаю их управлять своим психофизическим и психоэмоциональным состоянием. Конечно, признаки зажатости мышц наблюдаю не у всех своих учеников, а примерно у шести-семи человек. Однако, данные технологии использую на уроках со всеми детьми, во-первых, «зажатым» детям легче выполнять эти тренинги (упражнения) на релаксацию вместе со всеми, а во-вторых, остальным подобные минутки расслабления также нравятся и возможны для профилактики данных явлений в будущем.
В процессе использования приёмов релаксации использую технику поэтапного перехода в состояние расслабления, как правило, в сопровождении приятной спокойной музыки. Рекомендуется следующая последовательность действий:
- - Лечь удобно, расслабиться.
2 - Прочувствовать и « осмотреть» всё своё тело. Мысленным взором вызывать чувство тепла. Последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 - Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.
Все действия сопровождаю комментариями: «Ложитесь так, чтобы вам было удобно». Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза). Послушайте, что я вам хочу рассказать…» Далее использую различные релаксационные настрои, указанные мною в Приложении 1.
Для успешного обучения важно, чтобы педагог умел вовремя распознать и скорректировать различные ситуации напряжения у ребёнка. Очень часто в школе в результате длительного статического напряжения, возникающего в результате длительного нахождения за партой, у младшего школьника возникает зажатость или напряжение мышц рук и ног. Ребёнок стремится постоянно менять позу, возникает снижение работоспособности, вялость, быстрая утомляемость. Из-за этого состояния в работах младших школьников увеличивается количество ошибок, необходимо больше времени для включения в учебное взаимодействие со взрослым или сверстниками, снижается внимание. С целью снятия напряжённости мышц рук или ног во время своих уроков, особенно, на уроках русского языка и математики, когда дети много пишут, стараюсь проводить динамические паузы со специальной релаксацией.
- «Спящий котёнок» - Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают (ребята садятся на стулья, кладут голову и руки на парты). У котят равномерно поднимаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).
- «Шишки» - Представьте себе, что вы медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки своим медвежатам… (повторить 2-3 раза).
- «Холодно - жарко» - Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза).
Другие виды релаксации для расслабления зажатости мышц конечностей приведены в Приложении 2.
Кроме вышеприведенных напряжений у детей встречается также напряжение мышц лица, что случается по причине негативных социальных воздействий, той среды, в которой растёт ребёнок. Диагностируя напряжения мышц лица и корректируя состояния ребёнка с помощью релаксационных упражнений, можно способствовать снятию напряжения и созданию оптимального для обучения и коммуникации настроя. Иногда в своей работе с младшими школьниками использую следующие упражнения.
«Улыбка»
- Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте. Как эта улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щёк… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
- «Солнечный зайчик»
Представьте, что солнечный зайчик заглянул к вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках. На подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
- «Бабочка»
Представьте себе тёплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица ) (повторить 2-3 раза).
Использую также и другие разнообразные упражнения, чтобы детям было интересно.
Внеурочная работа
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствующие своевременному освоению доступных по возрасту движений.
Важнейшим разделом профилактики заболеваний, плохого самочувствия является формирование здорового образа жизни (включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих), а также приобретение школьниками навыков личной гигиены (что играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний).
Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости. Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.
Так как дети начальной школы первую половину дня в основном сидят за партами, то у них устают глаза, пальцы, мышцы спины. Поэтому ребята начинают подгибать под себя ноги, подпирают голову руками, иногда могут встать и т.д. Как только замечаю, что ученики начинают совершать подобные действия на уроке, стараюсь устраивать динамические паузы, физкультминутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть или расслабиться (как приведено выше), прислушаться к себе и принести пользу своему организму.
По данным медицинского обследования обучающихся нашей школы выявлены следующие заболевания: нарушение осанки, ослабление зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), простудные заболевания, хронические заболевания – гастрит, тонзиллит, колит и другие. Эти данные заставили меня задуматься и выбрать в своей деятельности классного руководителя направление деятельности по здоровьесбережению.
Кроме работы на уроках по сохранению, укреплению и формирования здоровья, провожу также и внеурочную работу в этом направлении. В частности, со своим классом выезжали на три экскурсии: в Планетарий; на фабрику кондитерских изделий «Московский пекарь», на кванториум «Вкусная лаборатория» в г. Красногорск («СоюзСнаб»).
Воспитательная работа проводится мною также с оздоровительным уклоном. Мой класс регулярно участвует в традиционных Весёлых стартах, проводимых в школе в дни здоровья и, в частности, Весёлых стартах, посвящённых Дню матери (ноябрь, 2017г).
Конечно же, классные часы, планируемые мною в начале года имеют разноплановый характер, однако, каждый месяц стараюсь провести хотя бы одно занятие по теме здоровья. Наиболее понравившиеся за четыре года привожу ниже:
- Выбирая спорт – выбираем здоровье
- Здоровый образ жизни – девиз каждого
- Режим дня
- Здоровье – богатство каждого
- Красота – это здоровье
- Здоровые дети в здоровой семье
- Безопасность на железной дороге
- Вредные и полезные привычки
- Олимпийские игры. Олимпиада в Сочи.
- Трагедия Беслана. 10 лет скорби.
Таким образом, приоритетными направлениями сохранения здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе и за её пределами являются:
- здоровый образ жизни;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение правил личной гигиены;
- полноценное и разнообразное питание;
- занятия физкультурой и спортом;
- просветительские мероприятия (беседы классного руководителя, родителей, медработника);
- спортивные праздники;
- экскурсии;
- прогулки на свежем воздухе.
Приложение 1
Релаксационные настрои
«Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарики поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик…, ласкает шарик… Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
«Лентяи»
Сегодня вы много занимались, писали, считали и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, пушистом ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги… (пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у…, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
Приложение 2
Релаксационные настрои (при напряжении мышц рук и ног)
«Солнышко и тучка»
- Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе)…. (повторить 2-3 раза).
«Игра с песком»
- Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжёлыми руками… (повторить 2-3 раза).
«Муравей»
- Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников
Эта работа включает в себя методы работы классного руководителя у с учащимися начальной школы....
Опыт работы по теме "Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"
Для ребенка естественно то, что в процессе обучения и воспитания он развивается, становится тем, кем он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена...
Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...
Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».
laquo;Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», – говорили древниемыслители. Эта мудрость бесспорна, ...
Доклад « Роль классного руководителя в сохранении здоровья учащихся»
Доклад « Роль классного руководителя в сохранении здоровья учащихся»...
«Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников»
Грамотно выстроенная система формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни помогает сохранить здоровье школьников. Здоровый образ жизни во многом способствует разумному удовлетворению фи...