Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов
статья по зож на тему

Ведёхина О.А., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов

 

Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье

Поступление в школу – это испытание для всего детского организма, и в первую очередь для зрения, так как сам процесс учебы (чтение, письмо) направлен именно на нагрузки такого рода. В современной школе растет количество детей с близорукостью. Примерно треть выпускников имеет нарушение зрения такой степени, что не могут выбрать нравящуюся им профессию из-за ограничений по зрению.

Для того чтобы минимизировать стресс и помочь детям  с нарушенным зрением, создав специальные условия, адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе и усваивать учебную программу в полном объёме, а так же оказать помощь  их родителям по вопросам обучения и воспитания вне стен школы, были открыты классы охраны зрения.

В нашем классе охраны зрения обучаются дети, имеющие различные нарушения зрения  (амблиопия, сходящееся косоглазие, расходящееся косоглазие, гиперметропия, миопия, астигматизм, ангиопатия). Наряду с нарушениями зрения практически все дети имеют сопутствующие заболевания. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и ....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_shkolnikov.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ведёхина О.А., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов

Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье

Поступление в школу – это испытание для всего детского организма, и в первую очередь для зрения, так как сам процесс учебы (чтение, письмо) направлен именно на нагрузки такого рода. В современной школе растет количество детей с близорукостью. Примерно треть выпускников имеет нарушение зрения такой степени, что не могут выбрать нравящуюся им профессию из-за ограничений по зрению.

Для того чтобы минимизировать стресс и помочь детям  с нарушенным зрением, создав специальные условия, адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе и усваивать учебную программу в полном объёме, а так же оказать помощь  их родителям по вопросам обучения и воспитания вне стен школы, были открыты классы охраны зрения.

В нашем классе охраны зрения обучаются дети, имеющие различные нарушения зрения  (амблиопия, сходящееся косоглазие, расходящееся косоглазие, гиперметропия, миопия, астигматизм, ангиопатия). Наряду с нарушениями зрения практически все дети имеют сопутствующие заболевания. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.

Здоровьесберегающая деятельность - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении учителя не нанести ущерб здоровью детей. Она включает в себя:

- соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям уч-ся (объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту)

 -комплексный, междисциплинарный подход (единство в действиях учителя, тифлопедагога, психолога, врача).

Влияют на здоровье детей внутришкольные факторы, если наблюдается несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Обеспечение здоровья детей решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» интегрирует все виды деятельности в школе по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Организация здоровьесберегающего учебного процесса предполагает решение таких задач, как:

- учить ребёнка жить в гармонии с окружающей средой и самим собой;

- создавать условия для ощущения радости в процессе обучения;

- обеспечить работу на уроке с наибольшим эффектом для сохранения здоровья;

- развивать индивидуальные творческие способности;
- использовать 
инновационные технологии;

- мотивировать учащихся на здоровый образ жизни;

- вырабатывать потребность использовать в повседневной жизни полученные знания.

В своей работе я применяю психолого-педагогические технологии, которые позволяют учить так, чтобы не причинить ущерба здоровью детей на уроках. Они способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных стрессовых состояний.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя:

1.Формирование учебно-познавательной мотивации:

организация сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый; обучение умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда; создание мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися; выработка умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор; обучение правильному восприятию меры свободы и ответственности; воспитание чувства долга, самостоятельности, трудолюбия.

2. Развитие познавательных и творческих способностей на основе:

разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений, «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей, совершенствования операций мышления, стимулирования творческого воображения и творческого мышления, формирования окружающей среды для естественного самовыражения, использования потенциальных возможностей учащихся; обучения методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы, воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность.

3.Формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки:

убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, потребности в самопознании и самосовершенствовании, стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим, и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни.

При планировании каждого урока я включаю в цели урока элементы оздоровительной направленности, как в организации процесса обучения, так и в содержании:

- отслеживанию соответствие СанПиНам: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов;

- контролирую проветривание класса: частично – на переменах, сквозное – до и после занятий;

- учитываю психологическое воздействие учебной ситуации на ученика;

- стимулирую мотивацию учащихся, развиваю адекватную самооценку;

- отслеживаю оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

Важно обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне. Обязательно провожу на каждом уроке физкультминутки и паузы общего и специального воздействия.

 Особое внимание уделяю сохранности зрения, создаю щадящий режим в образовательном процессе:

1. Соблюдаю санитарно-гигиенические нормы, динамического компонента, это: физкультминутки, психоэмоциональные разминки, динамические паузы, специальные упражнения на снятие зрительного утомления и повышение остроты зрения.

2. Дозирую зрительную нагрузку: формы работы, требующие постоянного участия зрения (чтение, письмо) не продолжаются более 10-15 минут; виды деятельности, сопровождаемые непрерывным зрительным контролем, чередую с устными формами работы.

3.В процессе выполнения заданий детьми учитываю замедленность их деятельности и повышенную утомляемость.

4. Наглядные пособия и дидактический материал подбираю соответственно состоянию остроты зрения и полю зрения, учитываю цветовую гамму и контур в наглядных пособиях,

использую специальные методы и средства обучения.

5. Рассаживаю учеников в классе с учётом состояния их зрения.

6.  Осуществляю систематический контроль за осанкой учащихся на уроке.

7. Благодаря малочисленности класса (в классах охраны зрения предельная наполняемость  15 человек,  в моем классе 8 человек) имею возможность уделить внимание каждому ребенку, осуществить индивидуальный подход и коррекционную направленность на всех общеобразовательных уроках. Только при учёте индивидуальных и специфических особенностей и возможностей обучающихся, решаются задачи его социальной адаптации.

Только при совместных действиях врачей, учителей и родителей можно сохранить зрение и предотвратить его нарушение.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся рассматриваются на классных часах, родительских собраниях. Родители отмечают, что дети с удовольствием ходят в школу, стремятся активно и творчески участвовать в жизни класса, школы. В процессе работы у учащихся расширяется кругозор, вырабатывается представление о целостности мира.

Здоровьесберегающая деятельность в учебном процессе позволяет укрепить и сохранить здоровье учащихся. Результатом работы будет осознание того, что ты внёс свой вклад в то, что здоровье наших детей стало лучше, что современные дети стали духовно, нравственно и физически здоровы.

Я стараюсь сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь ему в сохранении и формировании своего здоровья. В идеальном приближении мой воспитанник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его.

Литература

  1. Ковалев, В.А. Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у учащихся массовой школы    // Красноярский государственный педагогический Университет им. В.П. Астафьева. Красноярск.  – 2008
  2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
  3. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика  // Образование в современной школе. - 2005. - №2. - С .40 – 44
  4. Шевченко, Л.Л.   От охраны здоровья к успеху в учебе   //  Начальная школа.- 2006. -  № 8. - С. 89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника

Выступление по теме: "Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника"...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Материал содержит рекомендации для учителей и родителей....

Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...

Взаимодействие учителя и воспитателя ГПД в сохранении и укреплении здоровья школьников

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Но здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Между тем здоровье – одна из главных ценностей че...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...