Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов
статья по зож на тему
Ведёхина О.А., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов
Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье
Поступление в школу – это испытание для всего детского организма, и в первую очередь для зрения, так как сам процесс учебы (чтение, письмо) направлен именно на нагрузки такого рода. В современной школе растет количество детей с близорукостью. Примерно треть выпускников имеет нарушение зрения такой степени, что не могут выбрать нравящуюся им профессию из-за ограничений по зрению.
Для того чтобы минимизировать стресс и помочь детям с нарушенным зрением, создав специальные условия, адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе и усваивать учебную программу в полном объёме, а так же оказать помощь их родителям по вопросам обучения и воспитания вне стен школы, были открыты классы охраны зрения.
В нашем классе охраны зрения обучаются дети, имеющие различные нарушения зрения (амблиопия, сходящееся косоглазие, расходящееся косоглазие, гиперметропия, миопия, астигматизм, ангиопатия). Наряду с нарушениями зрения практически все дети имеют сопутствующие заболевания. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и ....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_shkolnikov.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведёхина О.А., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов
Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье
Поступление в школу – это испытание для всего детского организма, и в первую очередь для зрения, так как сам процесс учебы (чтение, письмо) направлен именно на нагрузки такого рода. В современной школе растет количество детей с близорукостью. Примерно треть выпускников имеет нарушение зрения такой степени, что не могут выбрать нравящуюся им профессию из-за ограничений по зрению.
Для того чтобы минимизировать стресс и помочь детям с нарушенным зрением, создав специальные условия, адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе и усваивать учебную программу в полном объёме, а так же оказать помощь их родителям по вопросам обучения и воспитания вне стен школы, были открыты классы охраны зрения.
В нашем классе охраны зрения обучаются дети, имеющие различные нарушения зрения (амблиопия, сходящееся косоглазие, расходящееся косоглазие, гиперметропия, миопия, астигматизм, ангиопатия). Наряду с нарушениями зрения практически все дети имеют сопутствующие заболевания. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.
Здоровьесберегающая деятельность - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении учителя не нанести ущерб здоровью детей. Она включает в себя:
- соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям уч-ся (объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту)
-комплексный, междисциплинарный подход (единство в действиях учителя, тифлопедагога, психолога, врача).
Влияют на здоровье детей внутришкольные факторы, если наблюдается несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Обеспечение здоровья детей решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» интегрирует все виды деятельности в школе по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Организация здоровьесберегающего учебного процесса предполагает решение таких задач, как:
- учить ребёнка жить в гармонии с окружающей средой и самим собой;
- создавать условия для ощущения радости в процессе обучения;
- обеспечить работу на уроке с наибольшим эффектом для сохранения здоровья;
- развивать индивидуальные творческие способности;
- использовать инновационные технологии;
- мотивировать учащихся на здоровый образ жизни;
- вырабатывать потребность использовать в повседневной жизни полученные знания.
В своей работе я применяю психолого-педагогические технологии, которые позволяют учить так, чтобы не причинить ущерба здоровью детей на уроках. Они способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных стрессовых состояний.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя:
1.Формирование учебно-познавательной мотивации:
организация сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый; обучение умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда; создание мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися; выработка умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор; обучение правильному восприятию меры свободы и ответственности; воспитание чувства долга, самостоятельности, трудолюбия.
2. Развитие познавательных и творческих способностей на основе:
разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений, «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей, совершенствования операций мышления, стимулирования творческого воображения и творческого мышления, формирования окружающей среды для естественного самовыражения, использования потенциальных возможностей учащихся; обучения методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы, воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность.
3.Формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки:
убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, потребности в самопознании и самосовершенствовании, стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим, и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни.
При планировании каждого урока я включаю в цели урока элементы оздоровительной направленности, как в организации процесса обучения, так и в содержании:
- отслеживанию соответствие СанПиНам: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов;
- контролирую проветривание класса: частично – на переменах, сквозное – до и после занятий;
- учитываю психологическое воздействие учебной ситуации на ученика;
- стимулирую мотивацию учащихся, развиваю адекватную самооценку;
- отслеживаю оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
Важно обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне. Обязательно провожу на каждом уроке физкультминутки и паузы общего и специального воздействия.
Особое внимание уделяю сохранности зрения, создаю щадящий режим в образовательном процессе:
1. Соблюдаю санитарно-гигиенические нормы, динамического компонента, это: физкультминутки, психоэмоциональные разминки, динамические паузы, специальные упражнения на снятие зрительного утомления и повышение остроты зрения.
2. Дозирую зрительную нагрузку: формы работы, требующие постоянного участия зрения (чтение, письмо) не продолжаются более 10-15 минут; виды деятельности, сопровождаемые непрерывным зрительным контролем, чередую с устными формами работы.
3.В процессе выполнения заданий детьми учитываю замедленность их деятельности и повышенную утомляемость.
4. Наглядные пособия и дидактический материал подбираю соответственно состоянию остроты зрения и полю зрения, учитываю цветовую гамму и контур в наглядных пособиях,
использую специальные методы и средства обучения.
5. Рассаживаю учеников в классе с учётом состояния их зрения.
6. Осуществляю систематический контроль за осанкой учащихся на уроке.
7. Благодаря малочисленности класса (в классах охраны зрения предельная наполняемость 15 человек, в моем классе 8 человек) имею возможность уделить внимание каждому ребенку, осуществить индивидуальный подход и коррекционную направленность на всех общеобразовательных уроках. Только при учёте индивидуальных и специфических особенностей и возможностей обучающихся, решаются задачи его социальной адаптации.
Только при совместных действиях врачей, учителей и родителей можно сохранить зрение и предотвратить его нарушение.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся рассматриваются на классных часах, родительских собраниях. Родители отмечают, что дети с удовольствием ходят в школу, стремятся активно и творчески участвовать в жизни класса, школы. В процессе работы у учащихся расширяется кругозор, вырабатывается представление о целостности мира.
Здоровьесберегающая деятельность в учебном процессе позволяет укрепить и сохранить здоровье учащихся. Результатом работы будет осознание того, что ты внёс свой вклад в то, что здоровье наших детей стало лучше, что современные дети стали духовно, нравственно и физически здоровы.
Я стараюсь сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь ему в сохранении и формировании своего здоровья. В идеальном приближении мой воспитанник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его.
Литература
- Ковалев, В.А. Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у учащихся массовой школы // Красноярский государственный педагогический Университет им. В.П. Астафьева. Красноярск. – 2008
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
- Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. - 2005. - №2. - С .40 – 44
- Шевченко, Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // Начальная школа.- 2006. - № 8. - С. 89
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника
Выступление по теме: "Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника"...
Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».
Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...
Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»
Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...
Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Материал содержит рекомендации для учителей и родителей....
Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников
С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...
Взаимодействие учителя и воспитателя ГПД в сохранении и укреплении здоровья школьников
Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Но здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Между тем здоровье – одна из главных ценностей че...
Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.
Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...