Статья "Сохранение и укрепление здоровья школьников в аспекте требований ФГОС"
статья по зож

Зуева Татьяна Владимировна

Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.

 

В соответствии с требованиями ФГОС была разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_shkolnikov.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Зуева Татьяна Владимировна,

                                                         учитель начальных классов

                                                         ГБОУ гимназия №363

                                                         Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                       

Сохранение и укрепление здоровья школьников
в аспекте требований ФГОС

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья детей.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с обучением в школе. По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми.

Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.

На состояние здоровья детей влияют следующие факторы:

20 % - наследственность
20 % -экология
10 % -развитие здравоохранения
50 % - образ жизни

Исследования ИВФ РАО (Институт возрастной физиологии Российской академии образования) позволили выделить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

  • экология;  
  • семья и микроклимат в ней;
  • наследственность;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения   здоровья   детей;
  • круг общения, вредные привычки;
  • питание;
  • особенности отношения младших школьников к своему здоровью.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении): 

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  •  несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

           Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС была разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, школа обеспечивает решение следующих задач на ступени начального общего образования:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
  • развивать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • учить радоваться и видеть красоту жизни;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
  • расширять знания и навыки по экологической культуре;
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • формировать личность, живущую по законам ЗОЖ.

Реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся включает в себя 5 организационных этапов:

  • организация здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации;
  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной направленности;
  • организация просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.

Отдельно можно выделить этап управления реализацией программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся.

В начальной школе должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда, а именно:

  • обеспечение каждого класса начальной школы учебным кабинетом, в котором оборудован гигиенический уголок (раковина для мытья рук, мыло, полотенце);
  • комплектация физкультурного зала оборудованием, необходимым для проведения занятий с младшими школьниками;
  • выделение пространств для проведения в начальной школе занятий внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления; 
  • обеспечение учащихся удобным рабочим местом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты независимо от роста учащихся ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна;
  • обеспечение хранения в классе дидактических пособий для первоклассников.

В начальной школе должен быть организован режим, соответствующий ФГОС:

- 5-дневный режим обучения в 1 -4-х классах с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки;

- «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса в сентябре - октябре в 1-х классах;

-облегченный день в середине учебной недели;

- 35-минутный уроков в течение всего учебного года в 1 -х классах и 45-минутный во 2-4-х классах;

-ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 3-го урока;

--составление учебного расписания с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня и недели,

В начальной школе должна быть организована учебно-познавательная деятельность обучающихся, включающая:

 введение в начальной школе третьего часа физической культуры;

 разработку курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления;

 реализацию планов индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья;

 организацию безотметочного обучения в 1-х классах;

применение ИКТ с учетом требований СанПиН 2.4.2.1178-02;

реализацию раздела «Я и мое здоровье» программы духовно-нравственного воспитания и развития личности, в т. ч.: реализацию плана мероприятий по профилактике детского травматизма, изучению пожарной безопасности; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий («Весёлые старты», спортивные праздники, День здоровья), экскурсий в парк и т. д.;

проведение часов здоровья, классных часов, досуговых мероприятий (конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.) по темам ведения здорового образа жизни;

включение тем, направленных на здоровьесбережение и формирование основ безопасного образа жизни (поведения в быту, правила общения, правила ОБЖ, ПДД) в преподавание уроков физической культуры, технологии, окружающего мира, курса «ОРКСЭ».

Примерное содержание работы в начальных классах по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в урочной деятельности младших школьников включает в себя изучение материала и выполнение учебных заданий по ознакомлению со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.

В рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:

  • спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
  • занятия в спортивных секциях;
  • туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
  • коллективно-творческие дела;
  • система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, встречи с медсестрой школы, выполнение режима дня, обсуждение необходимости правильного питания. Для этого используются следующие приёмы: беседа, лекция, работа с книгой;
  • экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
  • встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.

В основе обеспечения здоровьесбережения младших школьников
лежит рациональная организация учебной деятельности учащихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Рациональная организация учебной деятельности подразумевает следующее:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся (выполнение домашних заданий, занятия внеурочной деятельности) на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям школьников;
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья под строгим контролем медицинских работников.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1. С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,  включаются  школьники  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся;  проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. Необходимо наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями, учет интенсивности и длительности самостоятельной работы.

4. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных  перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности предусматривает:

внедрение в систему работы программ курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся включает в себя организацию:

  • лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по вопросам повышения экологической культуры учащихся;
  • совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Таким образом, по итогам работы по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся планируется достижение целого комплекса образовательных и воспитательных результатов, повышение активности педагогов и родителей младших школьников в организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

Информационно-образовательная среда в аспекте требований ФГОС

Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учит...

Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

Статья "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"

Предлагаю вашему вниманию статью "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"...

Статья на тему "Сохранение здоровья школьников с учетом требований ФГОС"

«Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за п...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в аспекте требований ФГОС

В статье ставиться задача рассмотреть, согласно требованиям ФГОС, неоходимые методы сохранения и укрепления здоровья учащихся.Согласно требований ФГОС необходимо сохранять и укреплять здоровье учащихс...

Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.В связи с тем, что приоритетным направлением ...