Проект
учебно-методический материал по зож (3 класс) на тему

Солдатова Надежда Васильевна

"Формирование основ здорового образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_soldatova_n.v.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Формирование основ здорового образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ:  с  09  по  20.02.  2015 года

     

    Выполнила:

Солдатова Надежда Васильевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №3 п.г,т. Смышляевка

м.р. Волжский Самарской области

2015 г.

         Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 7-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. Далеко не всегда это влияние положительно. Недостаточность информирования родителей, отсутствие системы работы педагогов по формированию здорового образа жизни, отсутствие медицинского работника в школе еще более обостряет проблему сохранения здоровья детей. Поэтому формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды актуально на современном этапе развития школы. Здоровые школьники учатся лучше. “Здоровье человека – важный показатель его личного успеха».

Актуальность 

    На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В школьном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Наш многолетний опыт педагогической работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у школьников новый «пласт» знаний по валеологии  и способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни средствами инновационных технологий.

Проблема охраны здоровья детей в школе стоит очень остро. Анализ состояния здоровья наших учащихся показал, что в классе залогом хорошего самочувствия детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни. Формирование здоровья ребенка в школьном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в школе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Учитывая все вышеизложенное, перед нами появилась необходимость разработки и реализации проекта о пропаганде здорового образа жизни, используя современные образовательные технологии.   С целью создания и укрепления мотивации к ведению здорового образа жизни в Программу развития школы включён проект “Здоровье”.

Цель проекта: формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.

Тип проекта: исследовательский, длительный.

Задачи.

1.Изучить законодательства по охране здоровья детей и обеспечить их выполнение.

2.Формировать  навык здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности.

3.Создать  условия  для сохранения психического здоровья обучающихся.

Участники педагогического проекта:

администрация школы, учителя начальных классов, учителя физической культуры, психолог, медработник

Планируемые результаты: 

1) ознакомятся с понятием «здоровый образ жизни», его функциями и значением,

2) получат знания о профилактике заболеваний,

3)узнают о влиянии  вредных привычек на здоровье человека,

4) сформируются знания о влиянии физкультуры и спорта на жизнь и здоровье  людей.

 Ключевыми направлениями деятельности школьного коллектива по сохранению и укреплению здоровья обучающихся являются:

1.Создание необходимых условий пребывания детей в школе, безопасной и предрасполагающей к обучению школьной обстановки.

2.Формирование устойчивой мотивации школьников вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.

3.Укрепление связи с родителями в деле охраны здоровья детей.

Реализация проекта.

Анализ состояния здоровья учащихся ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка

Распределение учащихся по группам здоровья.

Класс

2014-2015уч. год

2015-2016уч. год

2016-2017уч. год

2017-2018уч. год

 Группа здоровья

 Группа здоровья

 Группа здоровья

Группа здоровья

I

 II

III

 IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

1

 

2

3

4

 

Мониторинг состояния здоровья школьников (2014-2015гг)

 

Критерии

I

II

III

IV

1.

Обучаются в начальной школе с 1 по 4 классы

2.

Страдают  элементарно зависимыми заболеваниями

 

 

 

 

А

анемия

Б

ожирение

В

Болезни органов пищеварения

 

 

 

Состояние здоровья учащихся школы в 2014 – 2015 учебном году:

- Количество обучающихся –  

- Количество заболеваний –

- Количество дней, пропущенных по болезни –

- Количество учащихся, переболевших за год –…  %

- Группа здоровья – основная (вторая) –…% .

Социально – психическое здоровье школьников:

Сбор информации:

- Класс –

- Количество учащихся в классе –

- Количество учебных часов в неделю –

- Количество пропусков -

- Количество пропусков по болезни –

«Как ты заботишься о своей коже»?

Утверждение

     

Да

 

Нет

 

    

1.   Минимум раз в неделю я мою все тело горячей водой с мылом

 

 

 

 

 

 

2.     Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета и перед едой

 

 

 

 

3.     Перед сном я мою ноги

 

 

4.     Каждый день я меняю носки и нижнее белье

 

 

5.     Регулярно я закаляюсь (обливаюсь холодной      водой или обтираюсь полотенцем)

 

 

6.     Раз в неделю я парюсь в бане

 

 

7.     Я пользуюсь только собственными туалетными принадлежностями

 

 

8.     Не имею привычки надевать чужую одежду и обувь

 

 

9.     Я редко травмирую кожу

 

 

10.  Я не трогаю неизвестных кошек и собак

 

 

 

 Учащимся предлагается подсчитать количество отрицательных ответов. Чем их больше, тем хуже забота о собственной коже.

 «Как ты ухаживаешь за своими зубами»

Правила ухода за зубами

Да/Нет

Результат соблюдения правил

Чистить зубы 2 раза в день – после завтрака и ужина

 

Понижается кислотность, и уничтожаются микробы во рту

Чистить зубы со всех сторон не менее 3 минут

 

Снимает зубной налет

Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор

 

Укрепляется эмаль

 

Чистить зубы щеткой с искусственной щетиной

 

В такой щетке заводится меньше микробов

Хранить щетку щетиной вверх, предварительно намылив

 

Не заводятся микробы

Менять щетку 4 раза в год

 

Лучше чистятся зубы

После чистки зубов делать массаж десен вращательными движениями пальцев

 

Улучшается питание зубов

Использовать после еды зубочистки

 

Удаляются остатки пищи

Полоскать рот после сна и после еды

 

Понижается кислотность, удаляются остатки пищи

Использовать после еды жевательную резинку

 

Понижается кислотность во рту, нагружаются жевательные мышцы

Интенсивно пережевывать сырые овощи и фрукты

 

Очищаются и тренируются зубы

Меньше есть сахара, конфет и печенья

 

Реже образуется кариес

Не грызть ногти, карандаши

 

 

Реже возникают заболевания зубов и околозубных тканей

Не ест одновременно горячее и холодное

 

Сохраняется эмаль зубов

Употреблять больше продуктов, содержащих витамины В и С: лук, капусту, апельсины, помидоры, горох, фасоль, гречу, овсянку, печень трески, яичный желток, сливочное масло

 

Укрепляются зубы и околозубные ткани

Употреблять продукты, содержащие минеральные элементы: молоко, ржаной хлеб, морскую капусту, фрукты и овощи

 

Укрепляются зубы

2 раза в год показывать зубы врачу-стоматологу

 

Чтобы предупредить и вовремя вылечить кариес

Укреплять общее состояние здоровья

 

Укрепляются и зубы

 

Учащиеся подсчитывают количество ответов «да» и «нет» и самостоятельно принимают решение, что надо делать, чтобы сохранить свои зубы в целости на долгие годы. В заключение можно напомнить учащемуся, что«Потеря зуба – это всегда плохо, потому что:она сопровождается болевыми ощущениями;становится труднее пережевывать пищу;увеличивается нагрузка на другие зубы;ухудшается речь и портится внешний вид;больной зуб вредит другим органам – желудку, почкам, сердцу и даже глазам.»    

 «Четыре основные группы пищевых продуктов и планирование питания»

Пищевая группа

Число блюд в день

Молоко и молочные продукты

Не менее 2

Мясо и мясные продукты

Не менее 2

Фрукты и овощи

Не менее 4

Хлеб и крупы

Не менее 4

Составление сравнительной диаграммы

Курс обучения детей в области здоровья и формирования здорового образа жизни предполагает 4 ступени её реализации:

1 ступень – информирование детей в области здоровьесбережения по основным разделам: рациональное питание; двигательная активность; правильная организация учебы, досуга, отдыха; профилактика школьного стресса; физическая подготовленность; гигиена тела; протестные (рискованные) формы поведения. “Обратная связь” - проверка теоретических знаний школьников: проектная деятельность.

2 ступень – освоение соответствующего возрасту уровня знаний в области формирования здорового образа жизни, включая медицинскую грамотность. “Обратная связь” - опрос, тестирование, проектная деятельность и т.д.

3 ступень – формирование необходимого уровня навыков практического использования знаний в области здорового образа жизни. Школьник должен демонстрировать отдельные элементы медицинской активности (подсчет пульса и контроль его при физических нагрузках, контроль за своим артериальным давлением, весом, безбоязненное обращение к медицинским работникам по всем вопросам, связанным со здоровьем). “ Обратная связь” - деловые игры, проектная деятельность, проверка теоретических знаний, практических навыков.

4 ступень – реальное улучшение здоровья, в том числе улучшение качества жизни детей, страдающих хроническими заболеваниями. “Обратная связь” - положительная динамика здоровья обучающихся.

При реализации проекта планируется:

1. Обновление банка данных о заболеваемости детей.

2.Контроль физического воспитания учеников. Индивидуальная оценка физического развития ребенка.

3.Проведение динамических пауз и подвижных перемен во время учебного дня.

4.Организация спортивно - оздоровительных мероприятий, Дней здоровья.

5.Вовлечение школьников в активную деятельность по укреплению здоровья, делая их полноправными партнерами в деле реализации проекта.

6.Улучшение материально-технической оснащенности и санитарно-технического состояния столовой, качества питания,  оснащенности спортивного зала, стадиона и спортплощадки; озеленение пришкольного участка.

7.Создание в портфолио обучающихся раздела “Здоровый образ жизни”.

8.Проведение мониторинга факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний и травматизма у детей и подростков учреждения.

9.Проведение конкурсов, конференций, праздников, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни.

В школе разработана программа “Уроки здоровья”:

1 класс

Цель занятий:

• научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Темы занятий:

  1. Вода и мыло – наши друзья.
  2. Твой внешний вид.
  3. Вреден полумрак.
  4. Чтобы зубы были здоровыми.

2 класс

Цель занятий:

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, переутомление и т. п.);

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Темы занятий:

  1. Каша – пища наша. Полезные и вредные продукты питания.
  2. Твой режим дня.
  3. Если хочешь быть здоров – закаляйся!
  4. Осанка – стройная спина!

3 класс

Цель занятий:

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Темы занятий:      1.Как не заболеть, когда другие

                               2.Заболел

                               3. Витамины впрок.

                               4.Растения лечат.

4 класс

Цель занятий:

- формировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

- научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Темы занятий: 1.Зависимость (компьютер, телевизор,  сладости).

                          2. Вредные привычки.  

                        3. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Формированию мотивации к ведению здорового образа способствуют тематические классные часы, которые проводятся в 1-4 классах:

Класс

Дата

Наименование мероприятия

1

сентябрь

“Делу – время, потехе – час” (о режиме дня)

февраль

“Жизнь без вредных привычек”

2

октябрь

“Фаст-фуд. Вкусно и полезно?”

март

“Вред и польза компьютера”

3

ноябрь

“Витаминопанорама”

январь

“Час здоровья: лыжная прогулка”

4

октябрь

“ Я за здоровый образ жизни ”

апрель

“ В здоровом теле - здоровый дух”

   

Для обучающихся 1- 4 классов в каждом триместре проводится общешкольное дело “День здоровья”. Формы для него педагоги подбирают разные: это может быть кросс, “Весёлые старты”, соревнования настольному теннису, “Безопасное колесо”, лыжные гонки, “Зимние забавы”, игра “Зарница”, экскурсии.

Одним из компонентов формирования культуры здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся.

Тематика родительских собраний

1 класс

1 .Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

2 класс

1. Поговорим о правильном питании.

2. Режим дня школьника, его роль.

3 класс

1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

4 класс

1. Телевизор в жизни семьи.

2. Эмоции положительные и отрицательные.

Критерии результативности проекта:

                       • Снижение заболеваемости.

                       • Сохранение психического здоровья учащихся.

                       • Социальная  адаптация  учащихся.

                       • Повышение индекса здоровья.

 Заключение.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то мы получим на выходе гармонично развитого, счастливого и успешного человека, востребованного обществом и семьей. Главным условием эффективно проводимой работы, может быть только личный пример учителя, демонстрирующего здоровый стиль жизни, высокую физическую активность и оптимизм. При этом можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно формировать основы правильного поведения.

От чего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно  уровень здоровья за 100%, то  на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения , на 15 % - от наследственных факторов,  на 25 % от экологии, на 50 % - от самого человека.                                                      

Литература

1.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма.

Санкт-Петербург, 2000.

2.  Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997.

3.Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2001.

4.Королев Г.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы. – М., 1996.

5.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья. Или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2008.

6.Трушкина Л.Ю., Квитко Л.А., Мялицына Е.А., Шадская Т.В. В здоровом теле – здоровый дух.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....