Проект
учебно-методический материал по зож (3 класс) на тему
"Формирование основ здорового образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_soldatova_n.v.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Формирование основ здорового образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 09 по 20.02. 2015 года
Выполнила:
Солдатова Надежда Васильевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №3 п.г,т. Смышляевка
м.р. Волжский Самарской области
2015 г.
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 7-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. Далеко не всегда это влияние положительно. Недостаточность информирования родителей, отсутствие системы работы педагогов по формированию здорового образа жизни, отсутствие медицинского работника в школе еще более обостряет проблему сохранения здоровья детей. Поэтому формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды актуально на современном этапе развития школы. Здоровые школьники учатся лучше. “Здоровье человека – важный показатель его личного успеха».
Актуальность
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В школьном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Наш многолетний опыт педагогической работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у школьников новый «пласт» знаний по валеологии и способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни средствами инновационных технологий.
Проблема охраны здоровья детей в школе стоит очень остро. Анализ состояния здоровья наших учащихся показал, что в классе залогом хорошего самочувствия детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни. Формирование здоровья ребенка в школьном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в школе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Учитывая все вышеизложенное, перед нами появилась необходимость разработки и реализации проекта о пропаганде здорового образа жизни, используя современные образовательные технологии. С целью создания и укрепления мотивации к ведению здорового образа жизни в Программу развития школы включён проект “Здоровье”.
Цель проекта: формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.
Тип проекта: исследовательский, длительный.
Задачи.
1.Изучить законодательства по охране здоровья детей и обеспечить их выполнение.
2.Формировать навык здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности.
3.Создать условия для сохранения психического здоровья обучающихся.
Участники педагогического проекта:
администрация школы, учителя начальных классов, учителя физической культуры, психолог, медработник
Планируемые результаты:
1) ознакомятся с понятием «здоровый образ жизни», его функциями и значением,
2) получат знания о профилактике заболеваний,
3)узнают о влиянии вредных привычек на здоровье человека,
4) сформируются знания о влиянии физкультуры и спорта на жизнь и здоровье людей.
Ключевыми направлениями деятельности школьного коллектива по сохранению и укреплению здоровья обучающихся являются:
1.Создание необходимых условий пребывания детей в школе, безопасной и предрасполагающей к обучению школьной обстановки.
2.Формирование устойчивой мотивации школьников вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.
3.Укрепление связи с родителями в деле охраны здоровья детей.
Реализация проекта.
Анализ состояния здоровья учащихся ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка
Распределение учащихся по группам здоровья.
Класс | 2014-2015уч. год | 2015-2016уч. год | 2016-2017уч. год | 2017-2018уч. год | |||||||||||||||||
Группа здоровья | Группа здоровья | Группа здоровья | Группа здоровья | ||||||||||||||||||
I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | ||
1 |
| ||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 |
Мониторинг состояния здоровья школьников (2014-2015гг)
№ | Критерии | I | II | III | IV |
1. | Обучаются в начальной школе с 1 по 4 классы | ||||
2. | Страдают элементарно зависимыми заболеваниями |
|
|
|
|
А | анемия | ||||
Б | ожирение | ||||
В | Болезни органов пищеварения |
|
|
|
Состояние здоровья учащихся школы в 2014 – 2015 учебном году:
- Количество обучающихся –
- Количество заболеваний –
- Количество дней, пропущенных по болезни –
- Количество учащихся, переболевших за год –… %
- Группа здоровья – основная (вторая) –…% .
Социально – психическое здоровье школьников:
Сбор информации:
- Класс –
- Количество учащихся в классе –
- Количество учебных часов в неделю –
- Количество пропусков -
- Количество пропусков по болезни –
«Как ты заботишься о своей коже»?
Составление сравнительной диаграммы
Курс обучения детей в области здоровья и формирования здорового образа жизни предполагает 4 ступени её реализации:
1 ступень – информирование детей в области здоровьесбережения по основным разделам: рациональное питание; двигательная активность; правильная организация учебы, досуга, отдыха; профилактика школьного стресса; физическая подготовленность; гигиена тела; протестные (рискованные) формы поведения. “Обратная связь” - проверка теоретических знаний школьников: проектная деятельность.
2 ступень – освоение соответствующего возрасту уровня знаний в области формирования здорового образа жизни, включая медицинскую грамотность. “Обратная связь” - опрос, тестирование, проектная деятельность и т.д.
3 ступень – формирование необходимого уровня навыков практического использования знаний в области здорового образа жизни. Школьник должен демонстрировать отдельные элементы медицинской активности (подсчет пульса и контроль его при физических нагрузках, контроль за своим артериальным давлением, весом, безбоязненное обращение к медицинским работникам по всем вопросам, связанным со здоровьем). “ Обратная связь” - деловые игры, проектная деятельность, проверка теоретических знаний, практических навыков.
4 ступень – реальное улучшение здоровья, в том числе улучшение качества жизни детей, страдающих хроническими заболеваниями. “Обратная связь” - положительная динамика здоровья обучающихся.
При реализации проекта планируется:
1. Обновление банка данных о заболеваемости детей.
2.Контроль физического воспитания учеников. Индивидуальная оценка физического развития ребенка.
3.Проведение динамических пауз и подвижных перемен во время учебного дня.
4.Организация спортивно - оздоровительных мероприятий, Дней здоровья.
5.Вовлечение школьников в активную деятельность по укреплению здоровья, делая их полноправными партнерами в деле реализации проекта.
6.Улучшение материально-технической оснащенности и санитарно-технического состояния столовой, качества питания, оснащенности спортивного зала, стадиона и спортплощадки; озеленение пришкольного участка.
7.Создание в портфолио обучающихся раздела “Здоровый образ жизни”.
8.Проведение мониторинга факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний и травматизма у детей и подростков учреждения.
9.Проведение конкурсов, конференций, праздников, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни.
В школе разработана программа “Уроки здоровья”:
1 класс
Цель занятий:
• научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Темы занятий:
- Вода и мыло – наши друзья.
- Твой внешний вид.
- Вреден полумрак.
- Чтобы зубы были здоровыми.
2 класс
Цель занятий:
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, переутомление и т. п.);
• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Темы занятий:
- Каша – пища наша. Полезные и вредные продукты питания.
- Твой режим дня.
- Если хочешь быть здоров – закаляйся!
- Осанка – стройная спина!
3 класс
Цель занятий:
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Темы занятий: 1.Как не заболеть, когда другие
2.Заболел
3. Витамины впрок.
4.Растения лечат.
4 класс
Цель занятий:
- формировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
- научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Темы занятий: 1.Зависимость (компьютер, телевизор, сладости).
2. Вредные привычки.
3. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
Формированию мотивации к ведению здорового образа способствуют тематические классные часы, которые проводятся в 1-4 классах:
Класс | Дата | Наименование мероприятия |
1 | сентябрь | “Делу – время, потехе – час” (о режиме дня) |
февраль | “Жизнь без вредных привычек” | |
2 | октябрь | “Фаст-фуд. Вкусно и полезно?” |
март | “Вред и польза компьютера” | |
3 | ноябрь | “Витаминопанорама” |
январь | “Час здоровья: лыжная прогулка” | |
4 | октябрь | “ Я за здоровый образ жизни ” |
апрель | “ В здоровом теле - здоровый дух” |
Для обучающихся 1- 4 классов в каждом триместре проводится общешкольное дело “День здоровья”. Формы для него педагоги подбирают разные: это может быть кросс, “Весёлые старты”, соревнования настольному теннису, “Безопасное колесо”, лыжные гонки, “Зимние забавы”, игра “Зарница”, экскурсии.
Одним из компонентов формирования культуры здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся.
Тематика родительских собраний
1 класс
1 .Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
2 класс
1. Поговорим о правильном питании.
2. Режим дня школьника, его роль.
3 класс
1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
4 класс
1. Телевизор в жизни семьи.
2. Эмоции положительные и отрицательные.
Критерии результативности проекта:
• Снижение заболеваемости.
• Сохранение психического здоровья учащихся.
• Социальная адаптация учащихся.
• Повышение индекса здоровья.
Заключение.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то мы получим на выходе гармонично развитого, счастливого и успешного человека, востребованного обществом и семьей. Главным условием эффективно проводимой работы, может быть только личный пример учителя, демонстрирующего здоровый стиль жизни, высокую физическую активность и оптимизм. При этом можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно формировать основы правильного поведения.
От чего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения , на 15 % - от наследственных факторов, на 25 % от экологии, на 50 % - от самого человека.
Литература
1.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма.
Санкт-Петербург, 2000.
2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997.
3.Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2001.
4.Королев Г.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы. – М., 1996.
5.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья. Или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2008.
6.Трушкина Л.Ю., Квитко Л.А., Мялицына Е.А., Шадская Т.В. В здоровом теле – здоровый дух.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....