Формирование компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования на уроках ритмики
учебно-методический материал по зож на тему
Здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования.
• Ритмотерапия
• Музыкотерапия
• Терапия творчеством
• Фольклорная арттерапия
• Улыбкотерапия
• Сказкотерапия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии. Ритмика | 980.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования на уроках ритмики
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям окружающей среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».
В.И. Дубровский
Компетенцию здоровьесбережения И.А. Зимняя определяет как ключевую личностную компетенцию. Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни при свободе и ответственности выбора образа жизни.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Формирование с детских лет потребности в здоровом образе жизни способствует развитию культуры здоровья, а формирование культуры здоровья становится неотъемлемой частью развития общей культуры личности. Поэтому своё внимание я хочу остановить на компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования.
Здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования.
- Ритмотерапия
- Музыкотерапия
- Терапия творчеством
- Фольклорная арттерапия
- Улыбкотерапия
- Сказкотерапия
Ритмотерапия
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
В зависимости от дня недели в который проходит урок ритмики, я подбираю музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности учащихся. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную и утомление. Ритм который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.
Музыкально- ритмические упражнения.
1. «Прогулка по сказочному лесу».
2. « Праздничный марш».
3. « Порхающая бабочка»
4. « Зеркало» ( в парах)
Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
5.« делай, как я».
Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
6.« Вечное движение».
Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает
собственное оригинальное движение.
7.« Стоп-кадр».
Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.
Ритмические упражнения
1.« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
2.Ритмизация собственных имён и фамилий.
3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)
4. Ритмизация движений различных животных.
5. Коллективная импровизация ритма к звучащему
маршу.« Ладушки»
( эта игра хорошо развивает не только
чувство ритма, но также произвольное
внимание и координацию движений).
Музыкотерапия
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и рока, можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Современными учёными доказано ,что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки.
1.Игра на воображаемых инструментах.
2.Создание самых различных образов(« Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского- плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые « Камаринская», « Калинка»- притопы, прихлопы, полуприсядка).
3.Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром.
Фольклорная арттерапия
Русский фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. Драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности . Данный вид арттерапии считаю наиболее эффектным, так как использование фольклора на уроках ритмики предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – собственно танцевальная деятельность: исполнительно - творческая . Работа проводится с учётом возрастных особенностей школьников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности.
Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, жудожественно - образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие
проявления детей. Задание « Разыграй песню» предлагаем учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: « Как на тоненький ледок», « Жили у бабуси два весёлых гуся», «Как под наши ворота» и другие. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами.
Терапия творчеством
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.
Сказкотерапия
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.
На обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной сказки ( « Теремок», « Репка», « Колобок» и т.д.) ,подготовить на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов.
Улыбкотерапия
Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше.
Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Мной разработана программа по ритмике 4-е года обучения где включены здоровьесберегающие технологии формирующие компитенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эта программа помогает быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Даёт психотерапевтический эффект:
- Эмоциональную разрядку
- Снятие умственной перегрузки
- Снижение нервно- психического напряжения
- Восстановления положительного энергетического тонуса
Способствует формированию навыков здорового образа жизни.
Направление данной работы находит своё продолжение в деятельности школьного танцевального коллектива «Фантазия»
Список использованной литературы
1. Журнал «Образование в современной школе» №9 (70). 2005
2.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003.
3.Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь,2002
4.Яковлева Н., От улыбок в школе радуга проснётся// Учительская газета. 2004. 27 апреля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
Одной из главных задач работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...
Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»
Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....
Формирование навыков здоровьесбережения у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
Цель данной статьи – показать возможности использования проектной деятельности при обучении школьников навыкам здоровьесбережения на уроках окружающего мира в первом классе....
Формирование компетенции личностного самосовершенствования
Формирование компетенции личностного самосовершенствования начинается с пробуждения интереса к самому себе, утверждения своего «я».Помочь детям найти себя, обрести уверенность...
Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».
В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...
Проектная деятельность как один из способов формирования компетенции личностного самосовершенствования
Проектная деятельность, значимость в обучении...
Интегрированный урок ритмики и ЛФК "Формирование, коррекция правильной осанки и походки"
Данный урок разработан для обучающихся с ТМНР...