Формирование компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования на уроках ритмики
учебно-методический материал по зож на тему

Котикова Надежда

Здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования.

•        Ритмотерапия

•        Музыкотерапия

•        Терапия творчеством

•        Фольклорная арттерапия

•        Улыбкотерапия

•       Сказкотерапия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования на уроках ритмики

«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям окружающей среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».

                                                               В.И. Дубровский

     Компетенцию здоровьесбережения И.А. Зимняя определяет как ключевую личностную компетенцию. Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни при свободе и ответственности выбора образа жизни.

     Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Формирование с детских лет потребности в здоровом образе жизни способствует развитию культуры здоровья, а формирование культуры здоровья становится неотъемлемой частью развития общей культуры личности. Поэтому своё внимание я хочу остановить на компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования.

Здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования.

  • Ритмотерапия
  • Музыкотерапия
  • Терапия творчеством
  • Фольклорная арттерапия
  • Улыбкотерапия
  • Сказкотерапия

Ритмотерапия

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

В зависимости от дня недели в который проходит урок ритмики, я подбираю музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности учащихся. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную и утомление. Ритм который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.

Музыкально- ритмические упражнения.

1.  «Прогулка по сказочному лесу».

2.   « Праздничный марш».

3.   « Порхающая бабочка»

4.   « Зеркало» ( в парах)

Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.

5.« делай, как  я».

Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.

6.« Вечное движение».

Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумываетИзображение 006

 собственное оригинальное движение.

7.« Стоп-кадр». 

Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.

Ритмические упражнения

1.« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.

2.Ритмизация собственных имён и фамилий.

3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)

4. Ритмизация движений различных животных.P1020642

5. Коллективная импровизация ритма к звучащему

 маршу.« Ладушки»

 ( эта игра хорошо развивает не только

чувство ритма, но также произвольное

внимание и координацию движений). 

Музыкотерапия

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и рока, можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Современными учёными доказано ,что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки.

1.Игра на воображаемых инструментах.

2.Создание самых различных образов(« Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского- плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые « Камаринская», « Калинка»- притопы, прихлопы, полуприсядка).

3.Дирижирование  воображаемым  оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром.

Фольклорная арттерапия

Русский  фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. Драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности . Данный вид арттерапии считаю наиболее эффектным, так как использование фольклора на уроках ритмики предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – собственно танцевальная деятельность: исполнительно - творческая . Работа проводится с учётом возрастных особенностей школьников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности.

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, жудожественно - образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие P1020641Изображение 013

проявления детей. Задание « Разыграй песню» предлагаем учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: « Как на тоненький ледок», « Жили у бабуси два весёлых гуся», «Как под наши ворота» и другие. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами.

Терапия творчеством

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека  к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. P1020649 - копия

Сказкотерапия

В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

На обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной сказки ( « Теремок», « Репка», « Колобок» и т.д.) ,подготовить на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов.

Улыбкотерапия

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше.

Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

     Мной разработана программа по ритмике 4-е года обучения где включены здоровьесберегающие технологии формирующие компитенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эта программа помогает быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Даёт психотерапевтический эффект:

  • Эмоциональную разрядку
  • Снятие умственной перегрузки
  • Снижение нервно- психического напряжения
  • Восстановления положительного энергетического тонуса

Способствует формированию навыков здорового образа жизни.

Направление данной работы находит своё продолжение в деятельности школьного танцевального коллектива «Фантазия»P1000148 - копияP1010417

P1000278 - копия

Список использованной литературы

1. Журнал «Образование в современной школе» №9 (70). 2005

2.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003.

3.Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь,2002

4.Яковлева Н., От улыбок в школе радуга проснётся// Учительская газета. 2004.    27 апреля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....

Формирование навыков здоровьесбережения у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира

Цель данной статьи – показать возможности использования проектной деятельности при обучении школьников навыкам здоровьесбережения на уроках окружающего мира в первом классе....

Формирование компетенции личностного самосовершенствования

Формирование компетенции личностного самосовершенствования начинается с пробуждения интереса к самому себе, утверждения своего «я».Помочь детям найти себя, обрести уверенность...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...