Формирование навыков здоровьесбережения у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему
Цель данной статьи – показать возможности использования проектной деятельности при обучении школьников навыкам здоровьесбережения на уроках окружающего мира в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zuzina_no_02.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков здоровьесбережения у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
Н.О. Зюзина, г. Омск, учитель начальных классов, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132»
Цель данной статьи – показать возможности использования проектной деятельности при обучении школьников навыкам здоровьесбережения на уроках окружающего мира в первом классе.
«Будем беречь здоровье!» – учебный проект, который проводится в первом классе и ориентирован на углубление знаний по темам «Почему нужно есть овощи и фрукты», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?».
Цель учебного проекта – формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; помочь школьникам осознать необходимость соблюдения режима дня, личной гигиены и гигиены питания для укрепления и сохранения своего здоровья.
Использование проектного метода при изучении данных тем оправдано тем, что позволяет школьникам самостоятельно сформулировать правила сохранения здоровья, понять важность этих правил, применить полученные знания при решении практических и исследовательских задач.
Исследования учащихся проводят как на уроке, так и во внеурочное время под руководством педагога и родителей. В ходе реализации проекта дети определяют пищевую ценность продуктов и блюд, приготовленных из этих продуктов, определяют причины заболеваний и путей предупреждения болезней у человека. По окончании выполнения исследований учащиеся готовят творческие отчеты в форме презентации «Почему одни люди болеют чаще, чем другие?» или буклета «Где живут витамины?». Завершающим этапом работы над проектом является конференция «Будь здоров!», которая проводится в учебное время. На ней обсуждаются итоги исследований учащихся.
При планировании проекта были определены этапы его реализации:
I. Организационный этап. Ученики под руководством учителя формулируют основополагающий вопрос проекта: Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым? При поиске ответа на этот вопрос определяются проблемные вопросы: Откуда берутся болезни? Почему одни люди болеют чаще, чем другие? Где живут витамины?
Поиск ответа на первый вопрос: обсуждение в группах причин возникновения болезней у человека, заполнение схемы «Как микробы попадают в организм?»
Класс делится на группы внутри которых распределяются роли. Журналисты исследуют причины заболеваемости у людей (на примере нескольких учеников класса: Васи и Вити, врачи определяют способы помощи Васе, другие специалисты разрабатывают меры помощи Васе: режим дня, утреннюю гимнастику, оформители оформляют презентацию, буклет.
Далее учащиеся знакомятся с теоретическим материалом по теме урока, знакомятся с правилами личной гигиены, режимом дня, правилами составления комплекса упражнений. Определяют, что уже знают для того, чтобы помочь часто болеющему, а что еще необходимо узнать из других источников информации.
Фрагмент урока на данном этапе реализации проекта.
Тема урока: Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Цель урока: способствовать формированию у школьников понимания необходимости соблюдения режима дня и правил личной гигиены для укрепления и сохранения своего здоровья.
Задачи урока: 1. Выяснить причины возникновения заболеваний у человека. 2. Способствовать систематизации правил личной гигиены. 3. Воспитывать практические навыки личной гигиены. 4. Способствовать осознанию соблюдения навыков личной гигиены для сохранения здоровья. 5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Этап урока | Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке |
Орг. момент | - Ребята посмотрите на слайд (на слайде увеличенная фотография грязных рук под микроскопом). Как вы думаете что это? Как это может быть связано с темой урока? | Удивляются. Делают предположения. |
Актуализация знаний по теме урока | Организует проблемный диалог.
| Отвечают на вопросы учителя. Делают предположения. |
Самоопределение к деятельности | Организует работу по формулированию темы и целей урока.
| Делают предположения. - Можем ли мы помочь Пете болеть реже? - Как мы можем помочь Пете? - Что нужно делать, чтобы быть здоровым? |
Изучение нового материала | Организует работу учащихся для определения средств и способов достижения цели: - Где мы сможем найти ответы на вопросы? (в учебнике, дополнительной литературе, энциклопедии) - А еще? - Какие вопросы будем обсуждать, чтобы ответить на вопрос темы урока? - Как лучше представить результаты? Организует самостоятельную работу детей в группах (парах) - Рассмотрим схему. Как она называется? Заполните схему в группе. Организует презентацию групповой работы, обсуждение ее результатов. - Вы догадались, что мы видели на слайде? Да, это наши грязные руки под микроскопом. А точнее, это микробы. - Мы теперь знаем, как микробы попадают в организм. Но одни люди болеют часто, а другие редко. Почему? - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? - Какой прием будем использовать? Что значит сравнить? Организует самостоятельную работу детей в группах (парах) - Перед вами разные варианты поведения ребят. Определите, какое поведение будет способствовать сохранению здоровья, а какое приведет к заболеванию. Расположите парами. Подготовьте презентацию ответа на вопрос «Почему одни люди болеют чаще, чем другие?» Организует презентацию групповой работы, обсуждение ее результатов. - Мы теперь знаем, почему одни люди болеют чаще, чем другие. Что мы теперь можем сделать? - Рекомендации могут давать только квалифицированные специалисты в данном вопросе. Где мы может получить сведения по данному вопросу? Организует самостоятельную работу с учебником. - Откройте учебник на с. 56. Прочитайте тему. Что вы узнаете, работая с учебником, чему научитесь? Как вам это поможет в составлении рекомендаций? | - В учебнике, дополнительной литературе. - Обсудить с одноклассниками. - Откуда берутся болезни? Почему одни люди болеют чаще, чем другие? - В виде схемы. Заполняют схему в группах «Как микробы попадают в организм?». Представляют результаты групповой работы. Делают предположения, отвечают на вопросы учителя. Готовят презентацию на тему «Почему Вася болеет чаще, чем Витя» Сравнивают режим дня, соблюдение правил личной гигиены. Представляют результаты работы, обсуждают, делают выводы. Подготовить рекомендации для часто болеющего одноклассника. Ориентируются на странице учебника, определяют цель работы, знакомятся с содержанием статьи. |
Закрепление пройденного | Организует работу по практическому применению полученных знаний в новой измененной ситуации.
| Мозговой штурм: определяют способы помощи Пете. - Режим дня. Как чистить зубы? Как правильно мыть руки? Комплекс утренней гимнастики. |
Рефлексия | Организует обсуждение полученных результатов:
| - Подготовили рекомендации для Пети, чтобы он реже болел и не пропускал уроки. |
II. На этапе планирования работы учащиеся под руководством учителя определяют гипотезу, цели, задачи, составляют план исследования.
III. На этапе изыскания ученики провели исследование, в ходе которого сравнили образ жизни одноклассников, которые редко и часто болеют, заполнили сравнительную таблицу, пришли к заключению, что для расширения способов помощи часто болеющим одноклассникам можно использовать и сведения, полученные в результате изучения темы «Витамины».
Посетили школьную столовую, чтобы изучить меню и состав блюд, которые им предлагает школьная столовая, определили способ выбора блюд (гипотеза нового исследования), сформулировали цели и задачи исследования на тему: «Где живут витамины?», провели анализ пищевой ценности блюд, сравнили вред и пользу содержащихся в блюдах веществ. На данном этапе класс был поделен на 3 группы: первая группа исследовала вред и пользу шоколада; вторая – вред и пользу каши; третья – пользу салата.
Фрагмент урока на данном этапе реализации проекта.
Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Цель: систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах, способствовать пониманию их значения в жизнедеятельности человека; создавать условия для понимания учащимися необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Этап урока | Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке |
Актуализация знаний по теме урока | Организует проблемный диалог.
| Отвечают на вопросы учителя. Составление списка продуктов Делают предположения. |
Самоопределение к деятельности | Организует работу по формулированию темы и целей урока.
| Делают предположения. Составляют в группах список блюд, обсуждают свой выбор. Делают выбор. Обосновывают его. Определяют гипотезу исследования: полезно то, что вкусно. Какие продукты способствуют укреплению здоровья? |
Изучение нового материала | Организует работу учащихся для определения средств и способов доказательства гипотезы: - Мы с вами предположили, что шоколад полезнее, потому что он вкуснее. Именно его вы выбрали для завтрака. - Какой может быть цель нашего исследования? Как проверить гипотезу? Фиксирует на доске гипотезу, цели и задачи исследования. Гипотеза: полезно то, что является сладким. Цель: определить, какие продукты необходимы человеку для укрепления здоровья. Задачи: 1. Выбрать блюда для сравнения. 2. Определить состав блюд. 3. Определить пищевую ценность входящих в них продуктов. 4. Сделать вывод о пользе и вреде данных продуктов для здоровья. Организует работу учащихся для определения средств и способов достижения цели исследования: - Где мы сможем найти ответы на эти вопросы? (в учебнике, дополнительной литературе, энциклопедии, таблицах) - А еще? - Как представите результаты исследования? Организует работу в группах, проговаривает вместе с детьми цели и задачи исследования, предлагает возможные источники информации: рецептурная таблица (состав блюд), вред и польза некоторых продуктов, которые входят в состав блюд. Консультирует, наблюдает, фиксирует затруднения. Организует презентацию групповой работы, обсуждение ее результатов. - Какой вывод вы можете сделать по результатам исследования? - Подтвердилась ли ваша гипотеза? - Что вы можете сказать о других блюдах? Что делает продукты, блюда полезными? - Как вы определяли пользу продуктов для здоровья человека? Организует самостоятельную работу по изучению статьи учебника - На какой вопрос ответили во время исследования? Что еще мы должны узнать на уроке? - Откройте учебник на с. 54 и прочитайте тему. Как тема сегодняшнего урока может быть связана с тем, что мы обсуждали на уроке? - Рассмотрите страницу учебника и ответьте, как называются эти вещества? - Как лучше представить информацию? - Познакомьтесь с содержанием статьи. Заполните схему-рисунок в группе. Организует презентацию групповой работы, обсуждение ее результатов. - Для чего можно использовать схемы? | Определяют цели и задачи исследования. - В учебнике, дополнительной литературе. - Обсудить с одноклассниками. - Рисунок, схема, буклет. Выбирают блюдо для исследования (карточку с названием блюда), распределяются на группы, фиксируют в речи цели и задачи исследования, рассматривают возможные источники информации. - Шоколад содержит продукты, которые не всегда полезны для человека. - Гипотеза не подтвердилась. - Какие продукты способствуют укреплению здоровья? Почему нужно есть овощи и фрукты? Овощи и фрукты содержат полезные для организма вещества. - В виде схемы, рисунка. Знакомятся с содержанием статьи учебника. Систематизируют содержание в виде схемы-рисунка: «Витамин А», «Витамин В», «Витамин С». Представляют результаты групповой работы. Для определения пищевой ценности продуктов и блюд из них. |
Закрепление пройденного | Организует работу по практическому применению полученных знаний в новой измененной ситуации.
| Мозговой штурм: составляют список полезных для Пети продуктов. Представляют список полезных продуктов, обосновывают свой выбор. |
Рефлексия | Организует обсуждение полученных результатов:
| - Мы понимаем, что полезно, а что вредно для нашего здоровья. Это поможет правильно выбрать продукты в магазине. - Дополнили рекомендации для Пети. |
IV. На этапе определения результатов учащиеся представили результаты своих исследований. Для проверки знаний по темам проекта ученики выполнили задания автоматизированного теста и решали ребус.
V. Заключительный этап – итоговая конференция. Оценка представленных учащимися работ, согласно определенным критериям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.
Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые включают освоенные об...
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в проектной деятельности
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника
В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках ...
Формирование навыков ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование ЗОЖ у детей младшего шккольного возраста во внеурочнй деятельности...
Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности
В работе представлены основные образовательные технологии, этапы проектной деятельности, условия для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности и типы проектов....