Формирование компетенции личностного самосовершенствования
статья (2 класс) на тему

Рапинчук Людмила Васильевна

Формирование компетенции личностного самосовершенствования начинается с пробуждения интереса к самому себе, утверждения своего «я».

Помочь детям найти себя, обрести уверенность в себе и своих силах, развить их способности, дать навыки самосовершенствования - миссия современного педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компетенции личностного   самосовершенствования

Со знанием должно быть обязательно связано умение...
      Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим
      или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять…».

                                      А. Дистервег, немецкий педагог 19 века

                         

.

В настоящее время система образования России переживает коренные изменения. Эти изменения связаны с тем, что школа уже не соответствует ситуации в обществе. Современное общество, находящееся в одном шаге от постиндустриального этапа, начинает осознавать то, что ему необходим новый человек.

 И если несколько лет назад выпускник школы должен был обладать:

1) определенным набором знаний, умений и навыков по каждому учебному предмету;

2) определенными качествами личности,

   То в настоящее время выпускник должен быть личностью, обладающей такими качествами, как:

-умение находить выход (решение) из практически любой жизненной ситуации, используя имеющиеся у него способы решения (действий);

 -быть способным самостоятельно находить способы действий;

 -уметь из множества способов действий (решений) выбрать единственно верный для данной ситуации; 
-быть гармонично развитой личностью (духовно, нравственно, физически, умственно); 

-иметь хорошо развитые коммуникативные способности; 

-иметь положительную мотивацию к постоянному самосовершенствованию. 


Эти качества личности уже сформулированы государством в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, который уже работает  в начальной школе, и с этого года пришел в основное звено.

 И встала необходимость  найти такие технологии, использование которых приведет к формированию ключевых (базовых) компетенций учащихся.

                                       

   

                                     Компетенции

1.Эмоционально-психологические компетенции:


2.Регулятивные компетенции:

3.Социальные компетенции:

4.Учебно-познавательные компетенции:

5.Творческие компетенции:

6.Компетенции личностного самосовершенствования:

        Реальным объектом здесь выступает сам ученик.  К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации.

Поэтому учителю необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей жизни.     Формирование компетенции личностного самосовершенствования начинается с пробуждения интереса к самому себе, утверждения своего «я».

Помочь детям найти себя, обрести уверенность в себе и своих силах, развить их способности, дать навыки самосовершенствования - миссия современного педагога.

 Где  мы можем формировать   данную  компетенцию. Конечно же, на предметных уроках.
            Главное на таком уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей интенсификации обучения.

Приведу несколько примеров с урока математики :

 На  нем мы внедряем  такой вид деятельности как решение задач с «лишними данными».

Рассмотрим  одну из предложенных детям задач.

«Задача . Известно, что зубы надо чистить два раза в день — утром и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?»

На первый взгляд может показаться, что данную задачу можно отнести к общекультурной компетенции, однако в условии прослеживается та грань, которая отвечает именно за развитие общества, а не за его функционирование. Таким образом, дети усваивают уже более совершенные знания.

Следует так же отметить, что работа над такими задачами показала, что «лишние данные» не мешают ученикам при решении задач. Естественно, текст задач получается объёмным, и было бы неуместным использовать данный приём в первом классе, так как детям приходится много читать по ходу урока.

·                  Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий    на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек? 
·                   Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем случае нельзя включать 
свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа? 
Сразу же может показаться, что данная задача нарушает этический принцип содержания математических заданий, но не следует забывать и о безопасности жизнедеятельности, которую также в компетенцию личностного самосовершенствования включает А. В. Хуторской. Как показала работа над данной задачей, её
информативная часть сильно повлияла на самосознание детей, т.к. большинство учеников из предложенных задач особенно запомнили именно эту. 
       Например, «Люди беспокоятся о том, чтобы сохранить тепло в помещении. Для этого  нужно создать теплоизоляцию пола, дверей, окон. Чтобы заклеить окно, нужно 13 бумажных полосок одинаковой длины. Третьеклассники нарезали 31 такую полоску. Хватит ли этих полосок, чтобы заклеить 3 окна в классе? Если нет, сколько полосок не хватает?»                
           

Таковы, на мой взгляд, варианты реализации ключевой образовательных компетенции личностного самосовершенствования  на уроках математики в начальной школе.

Урок чтения.  Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Этап итогового самоопределения (метод интерактивной беседы).

  • Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась хорошо?
  • Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась плохо?
  • А КАК закончилась сказка?

   - Для кого из героев сказка закончилась хорошо? (старуха, старик, рыбка)

  • - Для кого из героев сказка закончилась плохо? (старуха, старик, рыбка)
  • - Как вы думаете,  какова позиция автора, что он пытался донести до читателя.
  • - Как, по мнению автора, должен считать читатель?
  • - Можем ли мы однозначно ответить, как закончилась сказка?
  • - Как закончилась сказка?
  • - Да, действительно, сказка закончилась мудро.
  • - Каков бы был ваш нравственный жизненный выбор на месте старухи (старика, рыбки)
  • Поэтому, на этапе самоопределения учитель должен подвести учеников к правильному выбору жизненной позиции, помочь ему определиться в той или иной жизненной ситуации. Но в то, же время сохранить за ним  обоснованное право выбора.

Для формирования компетенции личностого самосовершенствования действий можно предложить следующие виды заданий:

1.работа в парах, группах;

2.самопроверка работ, взаимопроверка. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.

  3.подведение итогов урока;

  4.творческие задания;

  5.зрительное, моторное, вербальное восприятие;

  6.мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

  7.самооценка события, происшествия;

   8.участие в проектах; в исследовательской работе

В начальной школе проекты организовываются уже с первого класса на различных уроках. Так на уроках окружающего мира обучающимся предлагаются следующие проекты:

2 класс «Моя страна», цель которого создать макет своей воображаемой страны и доказать, чем их страна предпочтительней для жизни. Проект длился 2 недели.

В 3 классе предлагается проект «Моя семья», в ходе которого ученики изучают родословную своей семьи и составляют генеалогическое древо, тем самым у обучающиеся складывается четкое представление, что история страны начинается с истории семьи.

Четвертый класс предлагает несколько проектов. Это-«Мое здоровье в моих руках», «Я и человечество» и другие по усмотрению учителя.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках . Главное, что нужно помнить учителю:

  *учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;

  *не сдерживайте инициативы детей;

         *не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать)  самостоятельно;

   *не спешите с вынесением оценочных суждений;

         *помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

9.дневники достижений и др.

Портфолио – это прославление активного ума, занятого работой. Оно обеспечивает картину прогресса и развития каждого учащегося в течение определённого периода времени в качестве как самостоятельных обучающихся, так и обучающихся в группе. Это позволяет учащимся проводить рефлексию совместно с учителями, родителями и сверстниками с целью определения своих сильных сторон и своего роста, также как и того, что нуждается в улучшении, и последующей постановки индивидуальных целей и разработки планов преподавания и обучении.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определённый период его обучения. В данном случае портфолио относится к разряду наиболее приближенных к реальному оцениванию, т.к. включает в себя не только индивидуализированные оценки, но и самооценки.

Несколько правил, которые стали для меня необходимыми в работе над формированием личностных компетенций учащихся

1.На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

2.Приучать учеников думать и действовать самостоятельно.

 3. Поощрять исследовательскую работу учеников.

4.Чаще показывать ученикам перспективы их обучения, объяснять, что каждый человек найдет своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

И в заключении хочу сказать, что только в  атмосфере успеха формируется всесторонне развитая личность школьника.

   А вам желаю всем успехов в труде.  Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

Психологическое просвещение педагогов "Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"

Психологическое просвещение педагогов" Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"Воспитательная парадигма школы тре...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Формирование компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования на уроках ритмики

Здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования.•        Ритмотерапия•        Му...

Компетенция личностного самосовершенствования младших школьников

Выступление на педагогическом совете школы 2018...