Конспект классного часа "Как сохранить здоровыми зубы?"
классный час по зож (2, 3, 4 класс) по теме
беседа с проблемными диалогами и принятиемсамостоятельных решений.Цель: познакомить детей со сироениемзуба и убедить детей в необходимостисоблюдения этих правил, воспитывать человека , которыйумеет заботиться о своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_sohranit_zdorovymi_zuby.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
воспитатель ГБОУ СОШ №619 Бабулевич Г. Ю
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: Как сохранить здоровыми зубы?
ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ:
Классный час с презентацией / беседа с проблемными диалогами и принятием самостоятельных решений поставленных задач в отношении поддержания и укрепления своего здоровья/.
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ:
7 – 10лет
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со строением зубов; изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости соблюдения этих правил; воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.
ЗАДАЧИ:
- познакомить со строением и заболеваниями зубов человека;
- продолжать прививать важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
- способствовать развитию творческих способностей, памяти, внимания и познавательного интереса.
ТЕХНОЛОГИИ:
Использованы элементы технологий проблемного диалога, здоровьесберегающей, исследовательской и проектной, а также ИКТ технологии.
Занятие начинается с психологического настроя, а заканчивается - рефлексией (это помогает создать на занятие благоприятный психологический климат).
ОСНАЩЕНИЕ:
Компьютер, интерактивная доска и мультимедийный проектор, презентация, стихотворение-памятка для учащихся, карточки-тесты /выполненные воспитателем/.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Сообщение темы и цели занятия детям.
Воспитатель.
Прозвенел звонок для нас!
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо
Все легонечко вздохнем и занятие начнем!
-Ребята, я вам сейчас загадаю кроссворд, а вы, разгадав его, сообразите, о чем будет наше занятие.
Вопросы кроссворда:
- Как называются органы зрения? /глаза/
- Как называются органы слуха? /уши/
- Как назвать одним словом: ангина, бронхит, ОРЗ? /болезни/
- Часть руки, с помощью которой мы можем писать, принимать пищу, расчесываться и делать многое другое? /кисть/
Воспитатель: Ну как, догадались? /ответы детей/ Какое слово у нас получилось? Ну конечно же – ЗУБЫ. Вот и тема нашего занятия сегодня - «Как сохранить здоровыми зубы?»
СЛАЙД №1. КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЫМИ ЗУБЫ
2.Работа по теме занятия
СЛАЙД №2. ГИГИЕНА РОТОВОЙ ПОЛОСТИ
Воспитатель: Что такое индивидуальная гигиена полости рта?
Индивидуальная гигиена полости рта - это удаление остатков пищи и зубного налета с поверхностей зубов, а также десен и языка с помощью специальных средств
«Сто болезней входят через рот»» - гласит китайская пословица, поэтому необходимо тщательно следить за гигиеной ротовой полости, для того, чтобы всегда быть здоровым.
Если у вас будут здоровые зубы, то у вас будет красивая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением с окружающими. И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами.
СЛАЙД №3. ДЛЯ ЧЕГО УХАЖИВАТЬ ЗА ЗУБАМИ?
Воспитатель: Кто может рассказать об основной мысли слайда?
Правильный уход за зубами - это признак культуры. Неприятный запах изо рта препятствует общению.
Гигиена полости рта - это основа нашего здоровья, так как инфекция, которая локализуется в больных зубах и околозубных тканях может стать причиной обострений хронических заболеваний любых органов. Поэтому еще в древности люди поняли, чтобы зубы были здоровы – их надо чистить.
Жители Индии жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десны. В странах Азии их покрывали черным лаком. А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната, в Сибири жевали специально обработанную смолу.
СЛАЙД №4. СТРОЕНИЕ ЗУБА.
Зубы – самые твердые части нашего организма, покрытые сверху гладкой и блестящей эмалью.
Если мы внимательно рассмотрим строение зуба, то увидим, что он живой. У него есть корень, а внутри в пульпе находятся нервы и кровеносные сосуды. Сосуды снабжают зуб питательными веществами и микроэлементами, а нервы - позволяют нам определять горячую или холодную пищу, мы употребляем. Верхняя часть зуба, называемая коронкой, покрыта твердым панцирем – эмалью. Каждый зуб прочно укреплен в зубной ячейке – углублении в челюстной кости. Корни позволяют закрепить зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Амортизатором же служит десна.
СЛАЙД №5. МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ.
Когда человек рождается, у него нет зубов. Примерно после шести месяцев у ребенка начинают появляться первые зубы.
Период прорезывания молочных зубов длится, примерно, до 2 - 3 лет. Всего их вырастает 20 штук /10 в верхней челюсти и 10 в нижней/. Они живут всего лишь несколько лет, формируя место для коренных зубов, до тех пор , пока не выпадают.
Постоянных зубов у взрослого человека – 32 /16 зубов на верхней челюсти, 16 на нижней/. Впереди расположены 8 резцов /по 4 на каждой челюсти/. Ими мы перегрызаем морковку или откусываем яблоко. За ними - 4 крепких клыка. Они помогают откусить что-то твердое или вязкое. А позади – коренные зубы. Их задача – перетирать пищу.
Если вы потеряете постоянный зуб, то новый на его месте уже не вырастает.
СЛАЙД №6. РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПРАВИЛЬНОГО УХОДА ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА.
При неправильном уходе за зубами на них образуется зубной налет, который является источником инфекции (воспаление твердых и мягких тканей зуба, околозубных тканей). В основном он откладывается в области перехода коронки зуба в корень (шейка зуба) и в межзубных промежутках, поэтому требуется особенно тщательно очищать именно эти труднодоступные места.
Даже при постоянном уходе иногда сохраняется неблагоприятное состояние полости рта. А это значит, что средства по уходу за полостью рта были подобраны неправильно!
В этом случае необходимо срочно обратиться к стоматологу, который подберет вам необходимые индивидуальные средства по уходу за зубами
СЛАЙД № 7 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УХОДА ЗА ЗУБАМИ.
Воспитатель: Перечислите их.
Основные средства ухода - это:
- зубная щетка;
- зубная паста.
Дополнительные средства ухода - это:
- зубная нить;
- ополаскиватели, эликсиры;
- отбеливатели.
СЛАЙД №8. ЗАБОЛЕВАНИЕ ЗУБОВ
Воспитатель: Какие заболевания зубов вам знакомы?
Кариес и его осложнения, пародонтоз, воспаление пульпы, растворение эмали зуба, периодонтит, пародонтит, гингивит и другие заболевания.
СЛАЙД №9. ПАРОДОНТОЗ
Пародонтоз многим известен. Это такое заболевание, при котором расшатываются зубы, десны - кровоточат, появляется неприятный запах изо рта.
СЛАЙД №10. АЛГОРИТМ ЧИСТКИ ЗУБОВ
Воспитатель: Все мы каждое утро чистим зубы, но правильно ли мы это делаем? Давайте рассмотрим алгоритм чистки зубов.
Главный принцип чистки зубов – вымести налет, а не загнать его под десны.
Рассмотрим поэтапно чистку зубов, она заключается в следующем:
- Чистка наружной поверхности зубов: производят короткие движения, располагая зубную щетку под углом к зубу;
- Чистка внутренней поверхности зубов: зубную щетку располагают под углом к зубу, проводя выметающие движения от десны к краю зуба;
- Затем очищается внутренняя поверхность передних зубов: зубную щетку располагают горизонтально и проводят движения вперед-назад;
- И в заключении очищаем жевательную поверхность зубов: зубную щетку располагают вертикально, направление движения – от десны к режущему краю зуба;
- Следующий этап – массаж десен. Заканчиваем чистку зубов круговыми движениями щетки с захватом зубов и десен при сомкнутых челюстях;
- И заключительный этап – чистка языка. Она начинается от середины в направлении уголков рта. Направление зубной щетки – от гланд к кончику языка.
Вот теперь все впорядке!
СЛАЙД №11. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ
Воспитатель: Сколько раз в день необходимо чистить зубы, чтобы они были здоровыми?
Обязательно нужно чистить зубы не менее двух раз в день: утром – после завтрака и вечером – перед сном, процедура должна продолжаться не менее трёх минут. Помните пословицу: “Забудь лень — чисти зубы дважды в день”.
После каждого приема пищи не забывай прополаскивать рот теплой водой.
СЛАЙД №12. ЗУБНАЯ ЩЕТКА – ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА
Воспитатель: Вы знаете пословицу: «Сажи, кто твой лучший друг, и я скажу, кто - ты», кто же мы?
Зубная щетка очищает зубы от зубного налета.
Щетки бывают разной степени жесткости: очень жесткие, жесткие, средней жесткости, мягкие, очень мягкие. Зубные щетки с жесткими и очень жесткими щетинами применяют для очищения зубных протезов, мягкие и очень мягкие рекомендуют маленьким детям и при обострении заболевания десен.
Здоровым людям лучше пользоваться щетками средней жесткости и мягкими.
Для чистки труднодоступных мест больше подойдут щетки с конусообразной подстрижкой пучков щетины. Контур щетки должен носить вогнутый характер, это удобнее и лучше способствует очищению зубов.
СЛАЙД №13. ВОВРЕМЯ МЕНЯЙТЕ ЗУБНУЮ ЩЕТКУ
Щетина у щеток может быть как натуральной, так и искусственной.
Искусственная щетина лучше очищает поверхность зубов и щетки из нее должны меняться через 1-2 месяца, а из натуральной щетины - через 3-4месяца.
Новую зубную щетку перед употреблением необходимо вымыть мылом и обдать кипятком, затем каждый раз тщательно промывать водой и ставить в стаканчик щетиной кверху.
Никогда не чистите зубы чужой щёткой. У каждого члена семьи должна быть индивидуальная щётка. Лучше зубы чистить синтетическими щётками, их легче обрабатывать.
Желательно щётки хранить в соляном растворе (1 ч. ложка на стакан воды) или вымыть с мылом и просушить.
СЛАЙД №14 КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ЗУБНЫМИ ЩЕТКАМИ?
Наряду с обычными зубными щетками, в настоящее время существуют также и электрические зубные щетки. С их помощью можно не только эффективно чистить зубы, но и делать полноценный массаж десен.
СЛАЙД №15 ПОСЕЩАЙТЕ СТОМАТОЛОГА ДВА РАЗА В ГОД
Воспитатель. Сколько раз в год необходимо посещать стоматолога, чтобы не было проблем с зубами?
Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога. Обязательно надо полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером
Врач, который делает кривые зубы прямыми и красивыми называется ОРТОДОНТ
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
СЛАЙД №16. ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?
Предысторию жевательной резинки можно найти в любой части света:
- Древние греки жевали смолу мастичного дерева для освежения дыхания и чистки зубов от остатков пищи;
- На севере Америки индейцы жевали смолу хвойных деревьев, которую выпаривали на костре;
- В Сибири применялась т.н. сибирская смолка, которой не только чистили зубы, но и укрепляли десны и лечили от различных болезней.
- В Индии и Юго-Восточной Азии прототипом современной жевательной резинки стала смесь листьев перечного бетеля, семян пальмы и извести;
- В Европе предпосылки к употреблению жевачки появились в XVI веке Постепенно привычка, распространилась и на Соединенные Штаты Америки.
СЛАЙД №17. ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА
Жевательная резинка (жевачка) – это особое кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок.
СЛАЙД №18 ОСТОРОЖНО, ОПАСНОСТЬ!
Содержащийся в жевачках сахар способствует возникновению кариеса, порче зубов, а также возникновению сильнейшей боли в зубах.
СЛАЙД №19. ОСТОРОЖНО, ОПАСНОСТЬ!
При жевании более 5 минут подряд (по различным источникам, в день) также приводит к заболеваниям в ЖКТ – гастритам, язвам и так далее.
СЛАЙД №20, 21, 22. ЧТО ВЫБЕРЕШЬ ТЫ? ЗДОРОВЬЕ ИЛИ ЖЕВАТЕЛЬНУЮ РЕЗИНКУ?
Воспитатель. Выбор за тобой, какой ты сделаешь выбор, так ты и будешь жить дальше.
СЛАЙД №23СОВЕТЫ ДОКТОРА АЙБОЛИТА
Воспитатель: Давайте сделаем вывод, как же сохранить зубы здоровыми?
- Ешьте полезные для здоровья продукты: свежие овощи, фрукты, молочные продукты, рыбу и мясо;
- Не злоупотребляйте сахаром и сладостями;
- Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. От этого на зубах могут образоваться трещины;
- Не грызите орехи, леденцы, и другие твердые предметы;
- Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. В аптеках продаются специальные зубочистки;
- Обязательно нужно чистить зубы не менее двух раз в день: утром и вечером после еды не менее трёх минут. Помните пословицу: “Забудь лень — чисти зубы дважды в день”;
- Полощите рот после еды;
- Перед чисткой зубов тщательно мойте руки и щётку;
- Никогда не чистите зубы чужой щёткой. У каждого члена семьи должна быть своя индивидуальная зубная щетка. Не забывайте менять зубную щётку каждые 3 месяца.
..СЛАЙД №24, 25ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ ЗУБОВ ПРОДУКТЫ
Воспитатель: Перечислите полезные для зубов продукты.
Правильное питание – это ежедневное использование в рационе: молока или молочнокислых продуктов, мясо, рыбы, черного хлеба, разнообразных овощей и фруктов /во все сезоны года/. Употребляйте ежедневно также твердую пищу - это укрепляет десны и зубы.
Ешьте сыр – истребитель бактерий. В сыре присутствуют особые вещества, способствующие предохранению зубной эмали от разрушения. Если вы съели что-нибудь сладкое, то заешьте его кусочком (25 – 30 г) нежирного сыра. Небольшое количество сыра стимулирует образование слюны, которая нейтрализует кислоту, вызывающую кариес.
Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов.
Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральный йогурт – великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов в юности, укрепляет кости человека, поддерживающие белоснежные зубы.
Осторожно с пищей, пристающей к зубам. Бананы и изюм полезны для организма человека, но совсем не для наших зубов.
СЛАЙД №26, 27, 28, 29 ВРЕДНЫЕ ДЛЯ ЗУБОВ ПРОДУКТЫ
Воспитатель: Какие продукты вредны для зубов?
Это - жевательная резинка /разрушается зубная эмаль/, чередование горячей и холодной пищи /может потрескаться эмаль зубов/, ешьте меньше сладкого.
Не грызите орехи, леденцы и другие твердые продукты, так как это может привести к разрушению зубов, а затем, как следствие - его потеря
СЛАЙД №31. ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ – ЗДОРОВЬЮ ЛЮБЫ
Воспитатель: Вот, пожалуй, и все, что тебе необходимо знать, чтобы быть всегда здоровым. Береги себя, ведь твое здоровье в здоровье твоих зубов.
Физкультминутка “Три стихии”
1. Упражнение: Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вверх. Дети повторяют за воспитателем:
“Я приветствую тебя, Воздух!”.
2. Упражнение: Опустить руки вниз, ладонями к полу. Дети повторяют за воспитателем:
“Я приветствую тебя, Земля!”.
3. Упражнение: Ладони перед собой, руки вперед. Дети повторяют за воспитателем:
“Я приветствую тебя, Вода!”.
Тестирование
Воспитатель: Вашему вниманию предлагается тест. В правом верхнем углу напишите свою фамилию и ответьте на предлагаемые вам вопросы. После выполнения задания листок с ответами передайте на первую парту.
Тест:
1. От чего разрушаются зубы? /обведите правильные ответы/
А) от сладостей;
Б) от горячей пищи;
В) от овощей и фруктов.
Г) от откусывания твёрдых предметов.
2. Подчеркните выражения, в которых говорится о значении зубов:
А) пережёвывать пищу;
Б) чётко произносить слова;
В) откусывать твёрдые предметы;
Г) украшать лицо человека.
Знакомство со стихотворением-памяткой “Мы чистим зубы”
Воспитатель: Я хочу вам подарить на память стихотворение-памятку (дарится каждому ученику).
Мы чистим зубы дважды в день.
И делать это нам не лень.
Три минуты щёткой с пастой
Чистим зубы все подряд.
Чистим сверху, чистим снизу,
И снаружи, и внутри.
Вычищаем всех бактерий
И язык почистили.
В промежутках чистим флоссом,
Разрешая все вопросы.
Рот осталось сполоснуть.
Нами выбран верный путь.
В стихотворении употребляется слово “флоссом”. Флосс- тонкая шёлковая ниточка, при помощи которой можно чистить между зубами – выполняет функцию одновременно зубочистки и зубной щетки.
3.Подведение итогов
Воспитатель: Что вам понравилось? Что узнали нового? Какое сделали открытие?
Закончите предложения:
Я не ожидал, что…
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
Спасибо за хорошую работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЫМИ ЗУБЫ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "В здоровом теле- здоровый дух!"
Классный час посвящен здоровому образу жизни. Обсуждаются факторы, влияющие на наше здоровье. Проводятся конкурсы, разыгрывается сценка. В конце мероприятия выводится формула здоровья....
Конспект классного часа "В здоровой семье-здоровый ребенок"
Этот классный час проходил в 1 классе "А" в ГБОУ №1778. Дети очень бурно обсуждали здоровый образ жизни....
Конспект классного часа "Твое здоровье в твоих руках"
В конспекте занятия рассматриваются такие вопросы, как режим дня, личная гигиена, выполнение физических упражнений, культура внешнего вида....
Конспект классного часа "Я здоровьем дорожу, я здоровье сберегу!"
конспект внеурочного занятия по ЗОЖ...
Конспект классного часа "Сохраним планету вместе" 2 класс
Цель деятельности учителя: реализовать естественные потребности детей в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятель...
Конспект классного часа "Сохраним Байкал" 3 класс
Конспект классного часа "Сохраним Байкал" 3 класс...
Конспект классного часа "В здоровом теле-здоровый дух" (4 класс)
Цели: Формирование знаний о здоровом образе жизни. Пробудить интерес у детей к ЗОЖ.Оборудование: презентация, видеоматериал, раздаточный материал....