Методика формирования здорового образа жизни
статья по зож (1 класс) по теме

Пахтеева Светлана Александровна

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни.Забота о здоровье требует постоянных усилий, особенно от детей. Чтобы сохранить здоровье надо запомнить несколько правил здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_formirovaniya_zozh_v_shkole.docx212.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

C:\Users\Администратор\Documents\ВЫСТАВКА\Выставка Стенды\Эмблема Сова\logo200.png

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Составитель

Пахтеева Светлана Александровна

учитель физической культуры

Лицея им. Г. Ф. Атякшева

г. Югорск

2014 г.

Для соразмерности красоты и здоровья требуется

не только образование в области науки и искусства,

но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Платон.

В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей.
         В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье — это «Состояние полного физического, духовного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В целом здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и отрицательным внутренним факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширять свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие.

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни.

В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения дается следующее определение понятия «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни – гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни:

  1. Укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой;
  2. Физическая культура и занятия спортом;
  3. Рациональное питание;
  4. Гармонические отношения между людьми;
  5. Правильное сексуальное поведение;
  6. Личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;
  7. Негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами).

В Приказе Министерства образования и науки России «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся» отражены основные требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, которые включают:

1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направления деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся);

2) взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся;

3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях, уровнях образования;

4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся;

5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Сохранение и развитие здоровья ребёнка, как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. В связи с этим появляется необходимость актуализации профессиональной ответственности педагогов и руководителей органов и учреждений образования за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями:

- учёт индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала и т.п.;

- отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;

- обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, безусловное сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья детей, исключение любых факторов, которые могут негативно повлиять на психическое состояние ребёнка (авторитарное давление, грубость, едкая обидная ирония, бестактность, отсутствие условий для удовлетворения базовых потребностей учащегося в самовыражении, защищённости, хорошем отношении к друзьям и т.п.).

Воспитательно-образовательный процесс можно рассматривать как образ жизни, который развивающийся человек ведёт в течение многих лет, прежде чем обретёт (или окончательно утратит, что, к сожалению, случается) независимость, автономию, социальную и личностную ответственность - способность самостоятельно строить такой образ жизни, который наилучшим образом подходил бы именно данному человеку и в то же время воплощал бы потенциальные человеческие возможности. Воспитательно-образовательный процесс как образ жизни, выстраиваемый изо дня в день педагогами, родителями и детьми, содержит в себе огромный развивающий или разрушительный потенциал, в зависимости от того, насколько он согласуется с общечеловеческими потребностями - потребностями в телесном благополучии, безопасности, человеческих отношениях, уважении, достоинстве, смысле повседневных занятий и перспективах. Пренебрежение этими общечеловеческими потребностями является самой сильной, если не преодолимой преградой получения каких бы, то ни было результатов образования. Внимание к человеческим потребностям компенсирует недостаток многих частных условий и даже при минимальном обеспечении образовательного процесса гарантирует результат.

Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни – залог успешной социализации личности, ослабления негативного воздействия микро- и макросреды.

В работе с детьми следует осуществлять основные принципы физического воспитания:

принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями;

принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например, воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т.п.;

принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма;

принцип систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным упражнением, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;

принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает их усвоение, воспитывает самостоятельность, инициативу;

принцип индивидуального подхода – основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

        Основные принципы рациональной организации двигательной активности, включая уроки и занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию:

1.Преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости (длительный бег, кроссы по пересечённой местности, походы и т.д.).

2.Ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе.

3.Частая смена упражнений при многократной (8-10раз) повторяемости одного упражнения.

4.Проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме.

5.Моторная плотность занятий по физической культуре – 80 % и более.

6.Воспитание осознанного отношения детей к выполнению упражнений.

7.Мышечное расслабление, постановка правильного дыхания – необходимые компоненты занятий по физической культуре.

8.Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей.

Особое внимание следует уделять технике безопасности на занятиях по физической культуре. Физическая нагрузка должна быть адекватной физическому и психическому состоянию ребёнка на данном занятии.

Оздоровительный эффект от реализации оптимального объёма двигательной активности существенно повышается,  если она сочетается с закаливающими процедурами,  разумным использованием воздушных и солнечных ванн, водных процедур. Закаливающие процедуры должны быть обязательной составной частью режима дня школьника как наиболее доступное средство укрепления  здоровья.

Принципы реализации системы эффективного закаливания:

1.Одежда (на открытом воздухе и в помещении), соответствующая погоде. Необходимо избегать одежды из синтетических тканей.

2.Проведение уроков гимнастики босиком эффективное закаливающее средство при условии его правильного внедрения.

3.Ведущими научно обоснованными методами закаливания являются контрастные воздушные ванны, полоскание горла, обширное умывание.  Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, ещё плохо функционирующей на дошкольном и младшем школьном этапе жизни ребёнка.

4.Циклические упражнения, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движений одежде на уроках (особенно на открытом воздухе) и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.

Отличные закаливающие результаты можно получить в оздоровительном комплексе, включающем бассейн, сауну, фитобар, горячие и холодные обтирания и т. д.

        Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен  отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом и физкультурой. 

Забота о здоровье требует постоянных усилий, особенно от детей. Чтобы сохранить здоровье надо запомнить несколько правил здорового образа жизни:

- изучайте устройство организма.

- мойтесь ежедневно и соблюдайте личную гигиену.

- закаляйте свой организм.

- соблюдайте режим дня.

- гуляйте чаще и спите больше.

- занимайтесь физкультурой и делайте утреннюю зарядку.

- не ешьте грязными руками.

- не имейте вредных привычек.

- любите себя и уважайте окружающих.

- не думайте о болезнях, верьте в свои силы и чаще улыбайтесь!

  • «Будешь здоров – из золотой чаши напьешься»

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\DSCI6336.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Конспект Занятия по формированию здорового образа жизни «Друзья здоровья»

В занятии использованы следующие приемы:1. Вступительное слово.2.Чтение стихотворений К. Чуковского и Ю. Тувима.3.Вопросы к детям и уточнение ответов детей.4. Сюрпризный момент – получение письма.5.За...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

Методика формирования здорового образа жизни

Открытый урок "Органы чувств". Учащиеся 4 класса выступают в роли учителя и проводят урок для 3 класса....

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...