Методика формирования здорового образа жизни
план-конспект урока по информатике (3 класс) по теме

Открытый урок "Органы чувств". Учащиеся 4 класса выступают в роли учителя и проводят урок для 3 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок69 КБ
Microsoft Office document icon vesyolaya_nedelkapamyatka.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Уроки здоровья» в школе для детей 3 класса.

Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В настоящее время в школе реализуется Программа «Здоровье» по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства и поддержанию здоровья учащихся.

Одна из задач Программы: формирование у учащихся знаний о собственном теле, о способах поддержания здоровья. Эта задача реализуется как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

Хорошо зарекомендовали себя «Уроки здоровья» (игровые занятия, викторины, театрализации и т.д.). Проведение  таких «Уроков здоровья» направлено на решение важных для школы задач:

  • формирование у учащихся знаний о собственном теле, о способах поддержания здоровья;
  • формирование ответственного отношения к своему здоровью;
  • формирование интереса к получению новых знаний;
  • формирование коммуникативных навыков учащихся;
  • развитие ответственности и самостоятельности у учащихся 4 класса.

Здесь представлена разработка игрового занятия «Органы чувств и получение информации» для учащихся 3 класса. Занятие было проведено учащимися 4 класса совместно с классным руководителем и учителем информатики.

Игровое занятие «Органы чувств и получение информации»,

проводимое учащимися 4 класса в 3 классе.

Цель: Формирование у учащихся потребности к изучению собственного организма.

Задачи:

1. Познакомить учащихся 3 класса с пятью органами чувств и их значением в жизни человека.

2. Формировать коммуникативные навыки у  учащихся 3 и 4 классов.

3. Развивать ответственность и самостоятельность у учащихся 4 класса.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • изображение органов чувств и их название;
  • карточки с изображениями (облако, рыба, груша, ананас, ножницы, черепаха, улитка, вишня, слон, тигр, ведро)

С помощью мультимедийного оборудования, все изображения показываются на экране.

  • памятки «Гимнастика для глаз» (по количеству учащихся 4 класса);
  • 3 прозрачных одинаковых стакана с жидкостями (обычная вода, сладкая вода, соленая вода);
  • одноразовые стаканчики;
  • продукты для определения по запаху (шоколад, апельсин, свежий огурец и т.д.);
  • шарфы, чтобы завязывать глаза;
  • колокольчик;
  • «волшебный мешочек» с предметами;
  • карточки с изображением компьютерных устройств (по количеству учащихся 3 класса)

Ход занятия:

  1. Организационное начало (приветствие, знакомство).

4 класс: Здравствуйте! Сегодня у вас необычное занятие. Это – урок здоровья. А проведем его мы – ученики 4А класса вместе с вашей учительницей. Нас зовут… (Называют свои имена). А теперь и вы расскажите нам, как вас зовут.

3 класс: Называют свои имена.

  1. Определение темы занятия.

Учитель: А теперь нам нужно узнать, о чем мы сегодня на занятии будем говорить. Для этого я буду вам показывать картинки на экране, и вы все хором будете называть, что на них нарисовано.

Идет презентация, на которой последовательно появляются картинки (первая картинка- Облако).

Что это?

3 класс: Облако.

4 класс: На какую букву начинается слово?

3 класс: Поднимают руки. Один ученик отвечает, на экране появляется буква О.

Картинки: облако, рыба, груша, ананас, ножницы, черепаха, улитка, вишня, слон, тигр, ведро.

Ы

Учитель: А кто из вас самый внимательный и собрал все буквы в слова?

3 класс: отвечают.

4 класс: Вот мы с вами и собрали название нашего занятия. Давайте внимательно прочитаем название все вместе.

3класс: все хором читают название: «Органы чувств».

Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить об органах чувств. А вы знаете, какие у нас есть органы чувств? Чем и как мы воспринимаем информацию?

3 класс:  Отвечают: (вкус (язык), обоняние (нос), слух (уши), осязание (кожа), зрение (глаза)).  

Учитель: Правильно! Сейчас мы вам расскажем об органах чувств и о том, насколько они для нас важны при получении информации.

  1. Основная часть.

  1. Зрение.

4 класс: Ребята, а что было бы, если бы у нас не было зрения?

3 класс: Отвечают.

4 класс: Молодцы, вот видите, как нам нужны глаза, поэтому глаза нужно беречь, чтобы они всегда нам помогали. А что вредно для наших глаз?

3 класс: Отвечают.

4 класс: А если глаза устали, то нужно сделать гимнастику для глаз, и наши глазки отдохнут. Сейчас я научу делать гимнастику для глаз. Повторяйте вместе со мной.

Гимнастика для глаз

В приложении 1.

(Учитель читает, ученики 4 класса показывают и следят, чтобы дети повторяли за ними)

4 класс: А чтобы вы не забыли эту гимнастику, мы подарим вам вот такую памятку. Раздают всем памятки.

4класс: Итак, повторим: ГЛАЗА – это орган зрения. С помощью глаз человек получает ЗРИТЕЛЬНУЮ информацию об окружающем нас мире.

  1. Слух.

Звенит колокольчик.

4 класс: Какой орган чувств сейчас нужней всего?

3 класс: Уши.

4 класс: Правильно, уши. Ухо – орган слуха. Уши помогают нам слышать музыку, пение птиц, слушать учителя, родителей и своих друзей. Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, хорошо ли вы знаете голоса своих одноклассников.

Игра называется «Угадай, чей голосок».

Кто из вас самый смелый? (дети тянут руки, выбираем одного)

Игра «Угадай, чей голосок»

Один ученик выходит, встает спиной к классу. Ведущий показывает на устройства компьютера и на ученика, который будет называть это устройство. А водящий старается отгадать, кто это сказал.

Водящий должен угадать, кто произнес эти слова.

4 класс: Понравилась вам игра? Какой орган чувств помогал нам играть в эту игру?

3 класс: Уши.

4 класс: Правильно, уши. Уши – это орган слуха. С помощью ушей человек получает ЗВУКОВУЮ информацию: слышит речь, музыку, шум.

  1. Обоняние.

Учитель: Представьте себе, что вы дома, играете в комнате или смотрите телевизор, а ваша мама готовит вкусный ужин. Что поможет вам узнать, что готовит ваша мама?

3 класс: Запах.

4 класс: Правильно, по запаху мы можем узнать, что готовят на кухне. Запахи мы чувствуем носом. Нос – это орган обоняния. Давайте проверим, хорошо ли ваши носики чувствуют запахи. Мы завяжем вам глаза, а вы попробуйте по запаху угадать, что это?

Игра «Узнай по запаху».

Вызываем троих детей, завязывают им глаза. Они по запаху определяет, что это. Например: шоколад, апельсин, свежий огурец, хлеб, лимон,  и т.д.

Учитель: Вот какие хорошие ваши носики. Они очень хорошо умеют узнавать разные продукты по запаху.

То, что мы узнаем запах, называется очень сложным словом – ОБОНЯНИЕ. Давайте все вместе повторим это слово.

3 класс: Обоняние.

4 класс: Итак, с помощью носа человек получает ОБОНЯТЕЛЬНУЮ информацию: ощущает запахи окружающего мира.

  1. Вкус.

Появляются три прозрачных одинаковых стакана. В стаканах: обычная вода, сладкая, соленая.

4 класс: Посмотрите-ка, ребята, перед вами три стакана, и в них налита какая-то жидкость. Как вы думаете, она одинаковая во всех стаканах, или она разная?

3 класс: Отвечают.

4 класс: Если только посмотреть на жидкость, можно ли определить одинаковая она во всех стаканах, или разная?

3 класс: Отвечают.

4 класс: А что нам нужно сделать?

3 класс: Попробовать.

4 класс: Давайте попробуем.

Наливают воду в пластиковые стаканчики. 4 класс пробует, рассказывает результат.

Учитель: вот видите, не всегда, глаза могут нам помочь. Что помогло нам узнать, какая жидкость в стаканчиках?

3 класс: Язык.

4 класс: Правильно, язык – это орган вкуса. С помощью языка человек получает ВКУСОВУЮ информацию: узнает какова пища на вкус – горькая или соленая, сладкая или кислая, а также – горячая, теплая или холодная.

  1. Осязание.

Учитель: Наша с вами кожа – это тоже орган чувств. Она чувствует прикосновения, чувствует тепло или холод. С помощью кожи мы можем определять предметы наощупь. Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Волшебный мешочек». В этом «волшебном мешочке» лежат разные предметы. Вы должны наощупь угадать, что это.

Игра «Волшебный мешочек»

В «волшебном мешочке» находятся разные небольшие предметы (конфета, чайная ложка, ключ, мячик и т.д.). Учащиеся опускают руку в мешочек, выбирают один предмет, ощупывают и называют, что это. Вытаскивают предмет из мешочка, проверяют свою догадку.

4 класс: Итак, кожа – это орган осязания. С помощью кожи (особенно кожи пальцев) человек получает ТАКТИЛЬНУЮ информацию: узнает о том, каков предмет на ощупь – теплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твердый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.

  1. Обобщение.

4 класс:

Деятельность человека связана с передачей и получением информации.

Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств:

        ГЛАЗА – это орган зрения. С помощью глаз человек получает ЗРИТЕЛЬНУЮ информацию об окружающем нас мире.

        УШИ – это орган слуха. С помощью ушей человек получает ЗВУКОВУЮ информацию: слышит речь, музыку, шум.

        НОС – это орган обоняния. С помощью носа человек получает ОБОНЯТЕЛЬНУЮ информацию: ощущает запахи окружающего мира.

        ЯЗЫК – это орган вкуса. С помощью языка человек получает ВКУСОВУЮ информацию: узнает какова пища на вкус – горькая, соленая, сладкая или кислая, а также – горячая, теплая или холодная.

        КОЖА – это орган осязания. С помощью кожи (особенно кожи пальцев) человек получает тактильную информацию: узнает о том, каков предмет на ощупь – теплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твердый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.

Каждый из органов чувств для нас очень важен, и без них мы не смогли бы

ощущать красоту мира.

  1. Подведение итогов.

Учитель спрашивает у учащихся 3 класса, понравилось ли им занятие, понравилось ли, что занятие проводил не учитель, а ученики старших классов, хотелось бы им, чтобы эти ребята провели для них еще занятие и т.д.

Учитель спрашивает у учащихся 4 класса, понравилось ли им это занятие, интересно ли им было играть с учащимися 3 класса, тяжело ли было выступать в роли «учителей», хотелось бы им еще провести занятие для этих ребят и т.д.

4 и 3 класс благодарят друг друга за занятие. Прощаются.



Предварительный просмотр:

“Весёлая неделька”
гимнастика для глаз

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Конспект Занятия по формированию здорового образа жизни «Друзья здоровья»

В занятии использованы следующие приемы:1. Вступительное слово.2.Чтение стихотворений К. Чуковского и Ю. Тувима.3.Вопросы к детям и уточнение ответов детей.4. Сюрпризный момент – получение письма.5.За...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

Методика формирования здорового образа жизни

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни.Забота о ...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...