Основы православной культуры. 3 класс. Тема:"Воскрешение дочери Иаира"
план-конспект урока (здоровый образ жизни, 3 класс) по теме
Курс ОПК, автор А.В. Бородина.
Использовано видео из программы Библейский сюжет.
Ссылка на видео http://youtu.be/Sz2w3cEuNBQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_gruppa.doc | 25 КБ |
2_gruppa.doc | 27 КБ |
3_gruppa.doc | 25.5 КБ |
4_gruppa.doc | 26 КБ |
v_kakikh_gorodakh_sovershil_eti_chudesa_iisus_khristos.ppt | 2.57 МБ |
dve_kartiny.doc | 174.5 КБ |
voskreshenie_docheri_iaira.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
1 группа: Что общего вы нашли в картинах?
Иисус Христос и в картине Репина и у Поленова изображен
а) в профиль;
б) в анфас;
Лица внешне схожи:
а) светло-печальны, торжественны и красивы;
б) глубокомысленны и отрешены от событий.
Общее движение –
а) протянутая рука к руке девочки;
б) протянутая рука над телом девочки.
Схожи и интерьеры комнаты –
а) каменные стены, плиточный пол, в священном углу – лампада и надпись с именем Бога;
б) каменные стены и пол, светильники у изголовья кровати.
Одежды персонажей также у обоих художников традиционны.
Интересно написаны образы апостолов.
Иаков и Петр у обоих художников оказались
а)на третьем плане и в полутени;
б) в тени, их почти не видно.
Но Иоанн, изображен художниками
а)в группе отец-мать;
б) рядом с родителями усопшей девочки.
Схоже изображены апостолы–
молодой безбородый ___________;
постарше, темноволосый – брат его ____________;
и уже старик – _____________.
Предварительный просмотр:
2 группа: Чем отличаются картины?
Картина Поленова написана
а) в холодноватой гамме.
б) холодными красками.
Картина Репина написана
а)в теплых тонах.
б) теплыми красками.
В картине Поленова освещение на сцену падает
а) из окон, внутренних светильников нет.
б) из окна.
Поэтому картина воспринимается открытой, реальной.
У Репина за счет освещения достигается впечатление
а) таинственности, оторванности происходящей сцены от мира.
б) тайны.
У Поленова действие, которое происходит в доме, выглядит как продолжение того, что было на улице.
В работе Репина действие остановилось в ней и все ушло в ожидание, во внутреннее напряжение.
По-разному изображены и эмоции, которые испытывают действующие лица.
Так вот и в лице матери у Репина
а) нет надежды на оживление мертвого дитя.
б) нет никаких эмоций, нет веры на воскрешение.
Отец смотрит словно бы в удивлении, открыв рот и подняв брови.
У Поленова лицо матери выражает теплоту чувств и радость, обращенной к дочери как бы в молитвенной позе.
Лицо отца девочки Поленовым написано в полутени, он опустил голову с черной внушительной бородой и смотрит на воскресшую дочь,
а) но в лице его не выражено никаких чувств.
б) но его лицо выражает холодность и вместе с тем удивление.
Иоанн Поленова – приятный молодой человек, бодрый и активный
а) с умилением взирает на сцену чуда.
б) с радостью и восхищением взирает на сцену чуда.
У Репина мы видим Иоанна стоящим возле сидения с высокой спинкой в правой части картины, он полностью в полутени,
а) его лицо написано таким холодным и осуждающим.
б) его лицо написано отчужденным и холодным.
Предварительный просмотр:
3 группа Картина Поленова
На картине мы видим небольшую комнату; окно закрыто шторой, а через дверь улица и дневной свет не видны.
На картине Поленова действие происходит
а)в каменном доме
б) в синагоге
выглядит как продолжение того, что было
а)на улице;
б)на площади
Только что Христос вошел в дом,
а)выгнал праздную толпу
б) поругал праздную толпу
и за ним вереницей вошли остальные действующие лица.
На картине четко выделяются две группы.
Первая группа –
а)это фигура Христа и ожившая девочка.
б) Иисус Христос и девочка.
Вторая группа –
а) это фигуры родителей девочки и апостолов
б) это отец и мать девочки и фигуры Апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Картина имеет
а)два плана,
б) три плана
гармонично соотносящихся, как бы перетекающих друг в друга.
На первом изображено
а) чудо,
б) проповедь
на втором – его свидетели.
На первом плане более освященный – сюжет картины:
а) воскрешение;
б) исцеление
и на втором –
а) изумление и радость
б) недоверие и скорбь
Предварительный просмотр:
4 группа: Картина Репина
В работе Репина все движение, все участники и предметы стремятся к одному центру –
а) одру с девушкой.
б) к стоящему у одра с девочкой Иисусу.
Христос у Репина поставлен
а) в профиль и спиной к другим действующим лицам.
б) спиной к родителям девицы и апостолам.
Между ним и воскрешаемой девушкой образуется отдельное лиричное, доверительное пространство.
В правой части картины собрались
а) родственники умершей и ученики Христа.
б) родители девочки и последователи Христа.
В центре группы – старик-отец в одежде фарисея.
Слева от него – мать девицы, волосы нечесаные, зеленоватого оттенка,
а)в лице матери нет надежды на оживление мертвого дитя.
б) лицо застыло от горя, словно маска.
Отец смотрит
а)словно бы в удивлении, открыв рот и подняв брови.
б) удивленно, сложив руки, терпеливо ждет чуда.
Чувства старика можно описывать по-разному - это слияние удивительного и непонятного чувства надежды с опасением или неверием, или он видит будто начавшиеся воскресение, и словно внутренне зажигается в нем радость по мере «оживания» его дочери
У Репина мы видим Иоанна стоящим возле сидения с высокой спинкой в правой части картины, он полностью в полутени,
а) холодным и осуждающим написано его лицо
б) лицо его строгое, осуждающее и, в то же время торжественное.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира»
В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира»
1871 год
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
3 КЛАСС
Тема: «Воскрешение дочери Иаира и благословение детей»
Цели урока: Познакомить детей с евангельским рассказом о воскрешении дочери Иаира. Познакомить с картинами И.Е.Репина и В.Д.Поленова «Воскрешение дочери Иаира»
Задачи:
- Продолжать знакомить с содержанием Евангелия.
- Учить читать Евангелие, сравнивать тексты в четырех евангелиях.
- Продолжать раскрывать духовный смысл евангельских событий.
- Обогащать и активировать культурологический словарь.
- Продолжать знакомить с картинами художников на евангельские сюжеты.
- Расширять представления о православной культуре и святынях мира.
- Пробуждать интерес школьников к изучению православной культуры.
Новые слова и понятия: Иаир, синагога, благословение.
Илья Ефимович Репин
Василий Дмитриевич Поленов
Библейский источник: «Воскрешение дочери Иаира»
Евангелие от Матфея 9: 18 – 26;
Евангелие от Марка 5: 21 – 43;
Евангелие от Луки 8: 40 – 56;
«Благословение детей»
Евангелие от Матфея 19: 13 – 15;
Евангелие от Марка 10: 13 – 16;
Евангелие от Луки18: 15 – 17.
Иллюстративный ряд: Картины И.Е.Репина и В.Д.Поленова «Воскрешение дочери Иаира». Гравюры Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда и Гюстава Доре. Икона Благословение детей. Видео «Воскрешение дочери Иаира»
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания проводится в виде викторины с помощью презентации PowerPoint. (Отвечают дети с помощью планшетов).
3. Просмотр видео.
Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним.
Приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Евангелие от Луки
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Евангелие от Луки
Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми", что значит: девица, тебе говорю, встань. Евангелие от Марка
И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. Евангелие от Луки
Вопросы по просмотренному видео:
- Что запомнилось? (рассуждения детей)
- Нахождение слов в словаре
Синагога – три источника: учебник, БСШ, БСЭ.
Апостолы Петр, Иаков, Иоанн – по группам. - Вопросы детей к учителю.
В зависимости от вопросов детей работу над 4 и 5 пунктами меняем местам с пунктом 6.
4. Работа с НЗ в парах.
Запись на полях глав и стихов в НЗ.
Чтение глав из евангелия.
5. Работа по сравнению текста.
Дети выделяют с помощью маркера совпадения, а с помощью другого цвета несовпадения.
6. Работа с картинами Репина и Поленова.
- Сообщение о художниках.
- Рассматривание (музыка)
- Сравнение – цвет, композиция, выражения лиц (работа по группам)
1 группа – Что общего на картинах Репина и Поленова?
2 группа – Чем отличаются картины.
3 группа – О композиции картины Поленова.
4 группа – О композиции картины Репина.
В группах выбирается ответственный. Дети маркером выделяют в тексте то, что считают необходимым.
Затем группы защищают свой выбор: ответственный читает получившейся текст, а другой ученик указкой показывает и уточняет на репродукции картины. - Соотнесение со стихотворной строкой евангелия.
Дети находят в НЗ стихи наиболее подходящие к сюжету картин. Если понадобиться можно еще раз посмотреть видео – провести рефлексию.
7. Работа с учебником.
Урок 5. Страница 25 – 26.
Аналитическое чтение текста.
8. Благословение детей.
- Запись глав и стихов из Евангелия
- Рассматривание репродукции иконы Благословение детей.
9. Проверка изученного материала.
Для проверки используются гравюры Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда и Гюстава Доре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"
Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...
Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...
Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».
Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4....
конспект урока ОРКСЭ (модуль " Основы православной культуры") по теме: Православное учение о человеке
квалификационная работа по результатам прохождения курсов...
Технологическая карта урока предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры») по теме "Заповеди".
На уроке учащиеся познакомятся с библейскими Заповедями и нравственными критериями, заключёнными в них....
Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»
Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...