Технологическая карта урока предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры») по теме "Заповеди".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
На уроке учащиеся познакомятся с библейскими Заповедями и нравственными критериями, заключёнными в них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по теме "Заповеди" | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(модуль «Основы православной культуры»)
Тема: «Заповеди»
4 класс
Технологическая карта урока по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры»)
Тема урока: | Заповеди |
Педагогическая цель урока: | Создать условия для формирования представления о нравственных критериях, заключённых в десяти Библейских заповедях. |
Задачи урока: | - познакомить учащихся с десятью заповедями Моисея; - сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали; - расширить кругозор учащихся; - способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; - содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля. |
Планируемые результаты: | Формируемые УУД: Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении проблем. Предметные результаты: Знать: что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
|
Методы обучения: | - деятельностный, - практический, - словесный. |
Технологии обучения: | Технология проблемного диалога, технология развития критического мышления учащихся. Технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. |
Формы работы: | - фронтальная; - работа в парах; - работа в группах; - индивидуальная. |
Оборудование: | - Кураев А.В. Основы православной культуры. Учеб. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2014. - Толковый словарь С.И. Ожегова. - Церковнославянский словарь Григория Дьяченко. - Выставка книг. - Раздаточный материал: макет «Скрижали» (Приложение 1) , - Карточки для работы в группах (Приложение 2). - Карточки для работы в парах (Приложение 3). - Ватман с изображением подсвечника, рисунки зажжённых и потухших свечей. - ПК - Проекционное оборудование. - Экран. - Презентация Power Point «Тест» (Приложение 4). |
Организационная структура урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Время |
I. Организационный момент | Приветствие обучающихся. Включение в деловой ритм. – Сегодня мы вновь отправимся в мир православной культуры. На уроке разрешается делать всё: слушать, размышлять, рассуждать, доказывать, отвечать! – Согласны? – Да! Начнём тогда. | Обучающиеся приветствуют учителя, рассаживаются на свои места. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: организация рабочего места. | 1 мин |
II. Мотивация учебной деятельности | – А начать урок я хочу с притчи. Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» – В чём заключается смысл этой притчи? – Надеюсь, что знания, которые вы получите сегодня на уроке, вы обязательно будете применять их в жизни. | Слушают учителя. Участвуют в диалоге. Делают вывод, что человек должен не только получать новые знания, но и использовать их в жизни. Формулируют ответы, отвечают на вопрос. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 3 мин |
III. Актуализация опорных знаний | Выявляет уровень знаний. Задаёт вопросы. – Давайте выясним, что мы уже знаем. – Какую тему мы изучали на прошлом уроке? – Что такое совесть? – Какие два важных дела есть у совести? – Какая особенность есть у совести? Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью. Чтобы совесть была спокойна, чтобы не совершать греха, православный человек должен соблюдать особые «правила». – А вы знаете эти правила? – А хотели бы узнать? – Сегодня мы поговорим, о том, что помогает человеку не совершать плохие поступки. | Участвуют в диалоге. Формулируют ответы. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков | 3 мин |
III. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. На доске карточки с буквами АВИРОЛП – Составьте из букв слово по его лексическому значению «Норма поведения, принятый кем-либо образ мыслей, действий». – Подберите синоним к этому слову. – Мир, который нас окружает, живёт по определённым законам. Утром поднимается из-за горизонта солнце, а ночью высыпают на небе звёзды. За зимой приходит весна, за весной лето и осень и никогда не бывает наоборот. – Какие это законы? – По каким законам живут граждане каждой страны? – Существуют законы и в духовной жизни. Кто знает, как они называются? – Значит, какой будет тема сегодняшнего урока? – Давайте подумаем, что бы вы хотели узнать про заповеди? На доске появляются формулировки: 1. Что означает слово «заповедь»? 2. Откуда появились эти заповеди у людей, кто их дал людям? 3. Познакомиться с заповедями. 4. Узнать смысл заповедей. 5. Надо ли соблюдать заповеди в наше время?
– Мы составили план нашего урока, того, что предстоит узнать. | Составляют из букв слово ПРАВИЛО Подбирают синоним ЗАКОН – Это законы природы. – Законы государства. Формулируют тему урока. – Заповеди. Составляют план достижения цели. Формулируют задачи урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование, постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели; формулирование проблемы. | 3 мин |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Словарная работа. – Первая задача урока – выяснить значение слова «Заповеди». – Где можно узнать значение слова? – Давайте заслушаем каждую группу. – Как вы поняли смысл слова «заповедь»? 2. История возникновения заповедей. – Прочитайте первые три абзаца параграфа в учебнике. Отмечайте новую информацию. – Что нового вы узнаете из текста?
| Находят информацию в толковых словарях. Выясняют значение слова. – Значение слова мы найдём в толковом словаре. Работают в группах с толковыми словарями. Объясняют значение слова. Читают текст с. 40-41. Работают с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Заповеди даны людям от Бога. Бог начертал 10 Заповедей на каменных плитах скрижалях и передал их людям через пророка Моисея на горе Синай в Египте. | Регулятивные: планирование; прогнозирование. Познавательные: поиск и выделение информации; выделение познавательной цели, выдвижение гипотез, создание способов решения проблем; смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение выражать свои мысли. | 4 мин |
V. Реализация построенного проекта. Работа над темой урока. | 3. Знакомство с заповедями. – Настало время познакомиться с заповедями. – Возьмите на парте листы-макеты «Скрижали» (Приложение 1), на которых перечислены заповеди. Прочитайте их. Обведите кружочком номера тех заповедей, которые говорят об отношениях человека с Богом. – Проверяем. Молодцы! – Остальные шесть заповедей говорят об отношениях людей друг к другу. Вот об этих шести заповедях мы и поговорим с вами подробней. 4. Работа над смысловым значением заповедей. Исследовательская работа с текстом. – Сейчас вы самостоятельно познакомьтесь с этими Заповедями. Каждая группа прочитает одну из заповедей и объяснит, что она означает. В качестве аргументов можно использовать художественные произведения или реальные истории из личного опыта. | Обводят номера 1, 2, 3, 4. Работа в группах. Получает рабочий лист с заданием (Приложение 2). Осуществляют работу в группах. Читают учебник, выполняют задание на карточке, представляют свои ответы классу. | Познавательные: выдвижение гипотез, доказательство, смысловое чтение. Коммуникативные: умение понимать других, инициативное сотрудничество. Регулятивные: планирование. | 6 мин |
V. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность восприятия. – Давайте проверим выполнение задания. Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея? В ходе выступления каждой группы учитель дополняет, конкретизирует ответы. | Презентация результатов деятельности. Каждая группа выходит к доске, зачитывает из карточки заповедь, рассказывают о ней, подтверждает примерами из литературных произведений или историями из личного опыта. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск информации; анализ, синтез. Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контроль, коррекция. | 8 мин |
Физкультминутка | – Встаньте из-за парт. Я буду называть различные слова. Если слово доброе, хорошее – похлопайте в ладоши, если означает что-то плохое, недоброе – закройте лицо руками. Начнём! Милосердие, малодушие, покаяние, гордыня, зависть, самолюбие, гнев, раздражительность, пьянство, курение, сквернословие. – Что произошло? – Вам нравится так стоять? – Помогайте мне, называйте слова, которые означают доброе и хорошее. | Называют слова: терпение, смирение, радость, мир, любовь и др. | 2 мин | |
VI. Повторение. | Организует деятельность по применению новых знаний. 1. Работа с пословицами. – Прочитайте пословицы и заповеди. Соедините пословицу с заповедью. Совместная проверка. 2. Цепочка событий (элемент ТРИЗ). – Давайте представим, что было бы, если… Если бы человек позавидовал, то…. Если бы человек захотел иметь то, что есть у другого, то…. Если бы человек украл, убил, то…. Если бы человек испортил имя своей семьи…. Вопросами подводит к выводу. 3. Вывод. – Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем? – Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы? | Выполняют задание по карточкам для работы в парах. (Приложение 3). Зачитывают ответы. Делают предположения: – Он бы захотел иметь то, что есть у другого. – Он бы украл, мог бы убить. – Он расстроил своих родных, и испортил о них доброе мнение. – Он может остаться один. Отвечают на вопросы, формулируют вывод. | Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. | 5 мин |
VII. Контроль. | – А теперь вам предлагаю маленький тест, чтобы проверить, насколько внимательны вы были на уроке. – Поменяйтесь листочками с тестом, выполним взаимопроверку. | Отвечают на вопросы теста (Приложение 4 ) индивидуально. Осуществляют взаимопроверку по эталону. | Коммуникативные: умение договариваться, работать в паре. Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения. | 5 мин |
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания. | – Предлагаю выполнить домашнюю работу по вашему усмотрению: 1. Написать мини - сочинение на тему: «Какая заповедь мне больше понравилась и почему?». 2. Составить рассказ на тему «Что я расскажу своим родителям о сегодняшнем уроке?». 3. Подготовить вопросы по теме урока для беседы с одноклассниками. | Выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей. | 2 мин | |
IX. Рефлексия. | Ставит проблемные вопросы. – Подведем итоги нашей деятельности. – Какой нравственный закон мы изучили на сегодняшнем уроке? – Чему учат нас эти заповеди? – Становятся ли счастливее те, кто нарушает заповеди? – Все ли задачи, которые мы поставили перед уроком, выполнили? Предлагает продолжить предложение. На доске прикреплён ватман с изображением подсвечника. Учитель показывает зажженную свечу и читает стихотворение. Огонь очистительный Огонь роковой, Красивый, властительный, Словно живой. Огонь одинокий среди темноты, Как символ душевной моей чистоты. – В православии считают что мягкость и податливость свечи, показывают готовность следовать Господним заповедям. Итак, ребята, если вы считаете, что Божьи заповеди выполнять нужно, возьмите и прикрепите зажжённую свечу, а если вы считаете, что можно прожить и без заповедей, прикрепите потухшую свечу. И пусть свет свечи очистит ваши души от обид, злобы, поможет обрести спокойствие и веру в свои силы. – Спасибо за работу! | Подводят итоги деятельности и достижение поставленной цели. Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа на 2013-2014 уч. год...
Презентация к уроку "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»
Презентация "Счастье и смысл жизни"....
Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»
Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для на...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4....
Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....
Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"
Представлен материал для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...