«Формирование универсальных учебных действий у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

Куликова Елена Валентиновна

Описание системы работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников при реализации программы "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_areficheva.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г.Дзержинска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Эколого – биологический центр»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 21

Конкурс

методических разработок педагогов

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся

при реализации программы «Разговор о правильном питании»

2 часть

Разработала:

Арефичева Елена Валентиновна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория,

7 лет работы по программе

Адрес:

Нижегородская область, г.Дзержинск,

ул. Патоличева, д. 31

тел. 33-33-69

г.Дзержинск

2014 г.

Оглавление:

  1. Введение                                                                                                                         3
  2. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения основам правильного питания                                                                                                   5
  1. Значимость универсальных учебных действий                                                            5

в системе начального образования

  1. Виды универсальных учебных действий                                                                       6
  2. Связь универсальных учебных действий с содержанием

программы «Разговор о правильном питании»                                                             9

  1. Система работы по формированию универсальных учебных действий

при реализации программы «Разговор о правильном питании»

  1. Реализация программы                                                                                                    12
  2. Соответствие форм и методов работы психо-возрастным

особенностям детей                                                                                                         14

  1. Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста                               16
  2. Результаты изучения программы «Разговор о правильном питании»              17
  3. Система оценивания эффективности и результативности работы по формированию универсальных учебных действий в рамках

программы «Разговор о правильном питании»                                                     19

  1. Заключение                                                                                                                     20
  2. Список используемой литературы                                                                             21
  3. Приложения
  1. Календарно – тематическое планирование учебного материала

по второй части программы «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья»

  1. Система работы с родителями
  2. Система тестовых заданий, размещённых в Дневнике.ру


  1. Введение

Актуальность работы. Слова «Здоровый образ жизни» мы слышим буквально на каждом шагу. Сегодня эта тема интересует всех. Мы можем, принести много пользы собственному организму, придерживаясь правильного питания, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни.     

 Необходимость данной темы вызвана тем, что в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения и отсутствие культуры питания. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта и т.п. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей, но и у их родителей.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому школа и семья призваны, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

-  подготовки учащихся к реальной жизни;

-  готовности к тому, чтобы занять активную позицию;

-  успешно решать жизненные задачи;

-  уметь сотрудничать и работать в группе;

- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому учителям пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Остановимся на программе «Разговор о правильном питании», второй его части «Две недели в лагере здоровья».

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" —  так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
      Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в школе.

Цель работы – разработать систему работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников при реализации программы «Разговор о правильном питании».

Объектом работы является деятельность учащихся на занятиях по второй части программы «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья».

Гипотеза работы: если при обучении школьников на занятиях систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Задачи работы:

  1. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий школьников.
  2. Разработать и реализовать систему упражнений для формирования универсальных учебных действий школьников.
  3. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование универсальных учебных действий учащихся третьего класса на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».

  1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения основам правильного питания.

  1. Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся наших школ.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

 «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:

1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

  1. Виды универсальных учебных действий

универсальный учебный язык грамотность

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

а)   понимание и сохранение учебной задачи;

б) понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

в) планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

г) принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;

д) осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

е) умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

ж) самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы:

а) осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

б) осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

в)  построение сообщения в устной и письменной форме;

г) смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

д) осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

е) осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

ж) установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;

з) построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;

и) выделение существенных признаков и их синтез.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

а)  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

б) построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

в)  владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

г)   формулирование собственного мнения;

д) умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

е)  умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

ж) понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

з) умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

  1. Связь универсальных учебных действий с содержанием программы

«Разговор о правильном питании»

Программа «Разговор о правильном питании» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

УУД на занятиях по программе в начальной школе являются:

- умение использовать полученные знания с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей ситуаций общения;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении программа «Разговор о правильном питании» занимает важное место, поскольку успехи в изучении программы формируют у детей сознательное отношение к своему здоровью, позволяют освоить навыки правильного питания.

Рассмотрим каждый вид УУД по отдельности.

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (система заданий, ориентирующая младшего школьника на взаимодействие с героями тетради и соседом по парте).

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков и т.д.).

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать полученные знания на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений.

Результатами освоения программы «Разговор о правильном питании» выпускниками начальной школы будут личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты: осознание культуры правильного питания как основного средства здорового образа жизни; принятие мысли о том, что правильное, здоровое питание – это показатели культуры человека; появление желания умело использовать полученные знания в жизни, зарождение элементов сознательного отношения к своему здоровью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с добытым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения; формулировать собственное мнение; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; понимать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; уметь ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Предметные результаты освоения программы «Разговор о правильном питании»: расширение знаний о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила; формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; пробуждение интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

  1. Система работы по формированию универсальных учебных действий при реализации программы «Разговор о правильном питании»

Во втором разделе описывается система работы, направленная на формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также анализируются полученные результаты и формируются выводы.

  1. Учебно – методический комплект «Две недели в лагере здоровья» как продолжение программы «Разговор о правильном питании» включает в себя 14 тем. Реализация программы определяется её модульным характером, что предполагает:
  • вариативность при выборе площадок для реализации;
  • вариативность способов реализации. Основной вариант реализации программы – в рамках факультативной работы.

Материал «Двух недель в лагере здоровья» может использоваться и как дополнительный на уроках по предметам базового учебного плана, прежде всего – «Окружающий мир». Часть материала может использоваться на уроках «Технологии», «Литературного чтения», «Математики».

Третий вариант реализации – в рамках внеклассной работы.

Четвёртый вариант – комбинирование.

Интеграция с другими учебными предметами представлена в виде схемы:

Русский язык                            Литературное чтение                                  Математика

 

Окружающий мир                                          Художественный труд

                       

В ходе апробирования данной программы выявилась возможность использования различных образовательных технологий. Например, на одном из занятий «Две недели в лагере здоровья» в теме «Из чего состоит наша пища» мы с детьми читали и анализировали Русские народные сказки. После детям было предложено поисковое задание: определить примерную массу пищи, которую съедает каждый за один день. Ребятами было выявлено несколько способов: взвешивали дома свои порции, вставали на весы до и после приёма пищи, посмотрели  меню в столовой. На уроке математики дети подсчитали массу съедаемой пищи за 1 день, неделю, месяц. Полученный результат всех удивил и поразил. Возникла проблемная ситуация: куда всё это исчезает? Проблему сняли на уроке окружающего мира «Обмен веществ». На следующем занятии «Две недели в лагере здоровья», работая в группах, дети рисовали (творческая деятельность) и сравнивали меню жаркого летнего дня и холодного зимнего. По результатам были выпущены две кулинарные книги: летняя – «В знойный полдень» и зимняя – «Зимние радости». В результате дети самостоятельно сделали вывод: рацион питания должен соответствовать сезонным изменениям.

Некоторые  темы были включены в цикл  внеклассных мероприятий:

а) мастерская «Оч.умелые ручки» (поделки «Салфетница», «Вязанный подстаканник», др., настольные  игры «Вкусные пазлы», «Съедобное - несъедобное»);

б) художественная галерея (рисунки, плакаты, фотовыставки);

в) кружок «Я - издатель» (исследовательская и проектная деятельность, практические работы);

г) факультатив «Почувствуй вкус слова» (сочинение стихов и сказок);

д) «час общения»:

  • классные часы (например, «Хлеб – всему голова»);
  • праздники;
  • походы ( «Там, на неведомых дорожках…»);
  • экскурсии (хлебозавод г. Дзержинска, Сормовская кондитерская фабрика г. Нижнего Новгорода, школьная столовая);
  • встречи с интересными людьми (например, одна из бабушек, в молодости поднимавшая целину, рассказала, какую еду можно найти в степи и  в лесу);
  • Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

  1. Соответствие форм и методов работы психо-возрастным

особенностям детей.

Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

  1. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.
  2. Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.), также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения  заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают.  Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.
  3. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:
  • викторина «В гостях у Нептуна»;
  • сказка «Вкусные осенние истории»;
  • экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл», «Сладкоежка»;
  • круглый стол «Где найти витамины зимой»;
  • практикум «Накрываем стол к обеду»;
  • исследование «Чипсы и газировка: вкусно или вредно», «Молоко. Состав молока»;
  • проект «Путешествие с маленьким зёрнышком», «Вкусные пазлы»;
  • театрализация «Там, на неведомых дорожках»;
  • диалог «Чем не стоит делиться», «Правила гигиены»;
  • диспут «Как правильно вести себя за столом»;
  • семейная викторина «Поле чудес»;
  • игра - путешествие «На необитаемом острове», «В страну Правильного питания»;
  • издание журнала «Во саду ли, в огороде», «Там, на неведомых дорожках…».
  1. Активно использую в работе технические средства обучения:

а)  презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников моего класса, целями и задачами конкретного занятия, детские презентации, созданные учениками моего класса).

б)  видео:

  • фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х/ф «Девчата» о блюдах из картофеля, фрагмент х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни).

в)  диски с мультипликационными фильмами:

  • «Как мужик гусей делил»;
  • «Каша из топора»;
  • «Война грибов»;
  • «Лиса и Журавль»;
  • «Горшочек каши»; др.

г)  интерактивные игры, созданные для работы на занятиях;

д)  тестовые задания, размещённые на страничке нашего класса в Дневнике.ру для контроля и совместной работы детей и родителей дома.

  1. Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную учебную мотивацию, ответственное отношение к учебному труду. Ребятами нашего класса проведены выставки рисунков в школьной столовой, театрализация сказки для родителей.

  1. Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста

В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

На первом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками. Мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение младшего школьника. В итоге диспута пришли к выводу, что таковыми являются:

  • генетические задатки;
  • здоровье ребёнка;
  • правильное питание;
  • соблюдение режима дня;
  • психологическая поддержка родителей;
  • взаимоотношения ученик – учитель – родитель.

 Из этих шести факторов мы подробно остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я раскрыла цели и задачи программы, её тематику, предложила родителям ответить на вопросы анкеты.

Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на заключительном  собрании года я познакомила родителей с результатами анкетирования. Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.

В связи с продлённым учебным днём, интенсивности нагрузки организовано и сбалансировано ежедневное трёхразовое питание (по решению родительского собрания).

Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет и т. д. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработан режим дня младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей, занимающихся спортом.

К третьему году обучения, родители стали активными участниками в подготовке  и проведении эстафет, классных часов, исследовательской и проектной деятельности. Они являются организаторами экскурсий, походов, праздников.

В союзе с родителями мы активно сотрудничаем с заинтересованными структурами:

  1. здравоохранительными органами;
  2. комитетами по культуре и спорту;
  3. КШП.

«Мониторинг изучения основ культуры питания», проводимый в декабре 2013 года показал положительную динамику совместной работы с родителями.

  1. Результаты изучения программы «Разговор о правильном питании»

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.

  1. Система оценивания эффективности и результативности работы по формированию универсальных учебных действий в рамках программы «Разговор о правильном питании»

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

  • с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий
  • при анализе выполнения проверочных заданий по программе «Разговор о правильном питании», когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.

В моём методическом оснащении такие задания представлены в тестах для детей и родителей в Дневнике.ру, анкетах, разборе ситуаций, занимательных заданиях (кроссворды и ребусы), минисочинениях – рассуждениях на заданную тему («Согласен ли ты с пословицей: когда я ем, то глух и нем?», «Зачем нужна жвачка?», «Почему картофель считают вторым хлебом?», «Почему вредно есть на ночь?», др.).

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе. Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по программе. В системе знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний. В начальной школе к опорной системе знаний отнесён прежде всего понятийный аппарат («язык») программы «Разговор о правильном питании», освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогии, а также поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. При изучении программы «Разговор о правильном питании» эти действия выполняются с разными объектами, например с образом жизни ребёнка, национальными традициями питания, климатическими, сезонными, экологическими условиями жизни и т.д.

Эффективной формой оценивания динамики достижений учащихся начальных классов является портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами.

В портфолио моих учеников, которое используется для оценки достижения планируемых результатов, включены следующие материалы:

1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе занятий по программе «Разговор о правильном питании».

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения УУД, которые веду я, как учитель начальных классов, школьный психолог, организатор воспитательной работы).

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся по программе «Разговор о правильном питании.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:

  • о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • о сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, волевой и саморегуляци.

  1. Заключение

Современная   ситуация в российском обществе требует обязательного просвещения детей и родителей в вопросах  культуры питания. Общеобразовательная школа вполне способна решить эту задачу с помощью программы «Разговор о правильном питании». Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, могут применить в повседневной жизни уже сегодня.

Представленная мной система реализации программы «Разговор о правильном питании»   показала  максимальное вовлечение детей и их родителей в  поисковую и творческую работу, в  отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  нашего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации самих участников занятий.

Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал её эффективность. Как показывают опросы родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона.

Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными.

Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.

  1. Список используемой литературы
  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2008г. 
  2. М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2008 г.  
  3. Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.
  4. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2006.
  6. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2007. - № 9
  7. Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2006  
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: 2008
  9. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006.
  10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
  11. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
  12. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
  13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.М., 2009.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.
  15. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.
  16. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...

методическая идея «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» ИВФ РАО»

Описание системы работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"Методическая разработка урока окружающего мира "Молоко и молочные продукты"...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся при реализации программы "Разговор о правильном питании"

В  статье  отражена  методика  работы  с  учащимися  1  класса  по  программе  "Разговор  о  правильном  питании"...

Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...

Роль культуры питания при формировании навыков здорового образа жизни в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Роль культуры здорового питания. Цели и задачи культуры здорового питания. Пути реализации программы для 1 - 4 классов...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при реализации программы "Разговор о правильном питании и здоровом образе жизни"

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании и здоровом образе жизни", тематическое планирование, анализ результативности программы....