Роль культуры питания при формировании навыков здорового образа жизни в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
план-конспект урока по зож (4 класс) на тему
Роль культуры здорового питания. Цели и задачи культуры здорового питания. Пути реализации программы для 1 - 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка внеурочного занятия | 45.92 КБ |
razrabotka_zanyatiya_pitanie_i_zuby.docx | 33.25 КБ |
razrabotka_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль культуры питания при формировании навыков здорового образа жизни в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
Под здоровым питанием понимают питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Правительством Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года», которыми предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения.
Структура питания детей школьного возраста, характеризуется недостаточным потреблением наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца, растительное масло, фрукты и овощи. При этом выявляется выраженная тенденция к повышению потребления хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля.
Более чем у половины населения выявлен дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров, соли и сахара. Дефицит большинства витаминов выявлен повсеместно Нехватка важных минеральных веществ и микроэлементов (кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк) и пищевых волокон при нерациональном питании приводит к резкому снижению устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды за счет нарушения функционирования систем антиоксидантной защиты, что приводит к развитию иммунодефицитных состояний.
В жизни школьника правильное, оптимальное питание занимает особенно важное место. В этот период ребёнок должен иметь возможность получать особые, функциональные, диетические и другие специализированные пищевые продукты. Ведь именно в этот период формируются все органы и системы человека, выстраивается его тело, формируются нервная система и психика. Недостаточность питания в этом возрасте может серьезно нарушать физическое и умственное развитие ребенка.
При реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни очень важно сформировать у человека сознательное, уважительное отношение к себе и своему здоровью от начала жизни до преклонного возраста. Чтобы дети могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь , у них должна быть ещё в школе сформирована культура здорового питания..
Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся включает в себя три модуля:
для учащихся 1 - 4 классов, начальное общее образование;
для учащихся 5 - 9 классов, основное общее образование;
для учащихся 10 - 11 классов, среднее общее образование.
Цель и задачи
Цель Программы - формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья.
Задачи
Реализация Программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
формирование готовности обучающихся заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием обучающихся;
освоение обучающимися практических навыков по приготовлению кулинарных блюд;
информирование обучающихся о национальных традициях, связанных с питанием, расширение знаний об истории питания;
формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора у обучающихся познавательной деятельности;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Результаты освоения Программы являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Применительно к модулю программы для обучающихся 1 - 4 классов, начальное общее образование:
личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Применительно к модулю программы для обучающихся 5 - 9 классов, основное общее образование:
личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.
Применительно к модулю программы для обучающихся 10 - 11 классов, среднее общее образование:
личностные результаты должны отражать: принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно образовательной и общекультурной подготовки и должны отражать создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
Исходя из рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, мною были составлена и успешно реализуются в течение 3 лет рабочая программа по разделам:
«Разговор о правильном питании» 1 – 2 классы
«Две недели в лагере здоровья» - 3 классы
«Формула правильного питания» - 4 классы
Целью данной программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
-формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей .
Основными формами реализации программы являются игровая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей и проектно-исследовательская работа. Программа предполагает различные формы организации занятий: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, групповые работа, мозговой штурм. Программа имеет большую практическую направленность и предполагает активное вовлечение в работу родителей обучающихся.
Для занятий используются рабочие тетради « Разговор о правильном питании», « Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания. Работа по данной программе даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую. Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках. В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
Особенно значимой является программа для 1 – 2 классов. Ведь именно на начальных этапах происходит знакомство, становление и проявление заинтересованности в дальнейшем изучении разделов программы.
Рабочая программа
(базовый уровень)
курса внеурочной деятельности «Культура здорового питания» для 2 класса
на 2015-2016 учебный год
учителя биологии Киршевой Н.С.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю, 34 недели).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура здорового питания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции государственной политики по формированию здорового образа жизни и питания людей, данные информационно – методических материалов Минобрнауки № 08 – 2059 от 17.12.2013г.
Цель и задачи программы
Цель: планирование, организация, управление внеурочной деятельностью по курсу «Культура здорового питания»
Задачи:
-конкретизировать содержание тем образовательного стандарта;
-определить объем и порядок изучения курса.
Цель и задачи курса внеурочной деятельности
Цели:
Формирование культуры питания как состовляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению здоровья.
Задачи:
формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; освоение детьми практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Форма реализации:
Внеурочная познавательная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения в форме кружка познавательной направленности.
Занятия выстроены следующим образом:
1)Активизация мыслительной деятельности учащихся.
2) Выполнение задания проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания.
При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.
Педагогические методы, используемые в процессе реализации программы:
-методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
-методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей при овладении универсальными учебными действиями;
-методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
-методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
-организацию рефлексии деятельности детей на занятии;
-применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков, проверочные работы.
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Теоретические часы | Практические часы | Планируемый контроль |
1 | Как устроен человек | 3 | ||
2. | Личная гигиена | 4 | Тест | |
3. | Чтобы зубы не болели | 4 | ||
4. | Береги зрение смолоду | 4 | Тест | |
5. | Как правильно питаться | 12 | ||
6. | Наше здоровье в наших руках | 7 | ||
ИТОГ | 34 | 2 |
Содержание рабочей программы
Как устроен человек (3 часа)
Строение человека. Органы пищеварения, работа органов пищеварения.
Личная гигиена (4 часа)
Понятие «гигиена» - гигиена личная, гигиена жилища, гигиена труда. Правила личной гигиены – уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, одеждой, обувью, предметами быта. Выполнение правил личной гигиены.
Чтобы зубы не болели(4 часа)
Правильное питание для сохранения здоровых зубов. Состав пищи и здоровые зубы. Сладости, их влияние на состояние здоровья зубов.
Береги зрение смолоду (5часов)
Строение глаза. Причины ухудшения зрения. Влияние режима правильного питания на сохранение зрения.
Как правильно питаться (9часов)
Значение питания в жизни человека. Всё ли мы знаем о здоровой пище. Как правильно питаться. Питание школьников.
Наше здоровье в наших руках (7часов)
Пирамида здорового питания. Создай свою пирамиду здоровья. Характеристика ступеней пирамиды здорового питания.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни): получение учащимися знаний о строении органов пищеварения, личной гигиене, влияния питания на зрение и зубы, здоровом питании, особенностях правильного питания, полезных и вредных продуктах, процессах, происходящих в организме при принятии пищи, правилах питания, режиме приёма пищи, продуктов, из которых варят каши, продукты для обеда, завтрака и ужина, названия всех приёмов пищи.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества): получение учащимися опыта определения полезных, не очень полезных и вредных продуктов, правильного режима дня, продуктов, которые необходимо употреблять на завтрак, обед и ужин, варианты завтрака, обеда и ужина.
3.Результаты третьего уровня (получения школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта использования в практике определения полезных, не очень полезных и вредных продуктов в магазине и столовой, соблюдение режима дня, употребление правильных продуктов на завтрак, обед и ужин, составление вариантов завтрака, обеда и ужина
Способы определения результативности программы: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся.
Литература
1 . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014г.
2. . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014г..
3. Информационно – методические материалы Минобрнауки № 08 – 2059 от 17.12.2013г.
Календарно – тематическое планирование
2 « А» класс на 2015 – 2016 учебный год
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | Примечание | |
План | Корректи ровка | |||
1 | Строение человека. | 02.09 | ||
2 | Органы пищеварения | 09.09 | ||
3 | Работа органов пищеварения | 16.09 | ||
4 | Личная гигиена | 23.09 | ||
5 | Гигиена жилища и труда | 30.09 | ||
6 | Правила личной гигиены | 14.10 | ||
7 | Правила личной гигиены | 21.10 | ||
8 | Питание и зубы | 28.10 | ||
9 | Состав пищи и здоровые зубы | 11.11 | ||
10 | Состав пищи и здоровые зубы | 25.11 | ||
11 | Сладости и зубы | 02.12 | ||
12 | Наши глаза | 09.12 | ||
13 | Ухудшение зрения | 16.12 | ||
14 | Правильное питание и зрение | 23.12 | ||
15 | Правильное питание и зрение | 30.12 | ||
16 | Значение пищи | 13.01 | ||
17 | Здоровое питание | 20.01 | ||
18 | Здоровое питание | 27.01 | ||
19 | Как правильно есть. | 03.02 | ||
20 | Удивительные превращения пирожка | 10.02 | ||
21 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | 17.02 | ||
22 | Плох обед, если хлеба нет. | 02.03 | ||
23 | Пора ужинать. | 09.03 | ||
24 | На вкус и цвет товарищей нет. | 16.03 | ||
25 | Как утолить жажду. | 23.03 | ||
26 | Где найти витамины весной? | 30.03 | ||
27 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 06.04 | ||
28 | Правила здорового питания | 20.04 | ||
29 | Правила здорового питания | 27.04 | ||
30 | Правила здорового питания | 04.05 | ||
31 | Пирамида здоровья | 11.05 | ||
32 | Пирамида здоровья | 18.05 | ||
33 | Ступени пирамиды здоровья | 25.05 | ||
34 | Я здоров – поэтому успешен | 25.05 |
Разработка внеурочного занятия «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»
Цель: изучить пользу витаминов для здоровья человека, научиться выбирать продукты, содержащие витамины, научиться способам выращивания растений, богатых витаминами, в домашних условиях.
Задачи:
● Сформировать представление о роли овощей, ягод и фруктов для здоровья человека.
● Сформировать представление о группах продуктов питания, в которых они содержатся.
● Изучить способы выращивания растений, содержащих витамины, в домашних условиях, провести практическую работу.
● Сформировать необходимые умения, навыки, способствующие поддержанию здорового образа жизни, использование полученных знаний на практике с целью поддержания здоровья.
● Сформировать у детей и их родителей ответственное отношение к ЗОЖ, навыки правильного питания.
Познавательные УУД:
-формирование интеллектуальной деятельности учащихся, познавательных способностей, умения определять пользу продуктов питания, содержания в них витаминов; сопоставление, сравнение разных продуктов питания, их свойств, умения пользоваться разными источниками информации, проводить практическую деятельность.
Коммуникативные УУД:
формирование коммуникативных действий: умения организовывать работу в группах, ведения диалога, признание возможности существования различных точек зрения и способность иметь и свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие чужой точки зрения.
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные УУД:
-воспитание позитивного отношения к правильному питанию, витаминам; формирование здорового образа жизни.
Оборудование: ПК, проектор, разрезанные картинки моркови, лимона и орехов; проращенный лук; набор овощей (капуста, морковь, лук, чеснок, свёкла); коллекция соков (томатный, яблочный, грушевый, апельсиновый, сок из брусники, ананасовый); замороженные ягоды.
Ход занятия.
1.Приветствие. Эмоциональный настрой. Готовность к занятию.
Учитель: Добрый день, ребята, я рада вас видеть?
А вы ждали встречи со мной?
Почему вам нравится то, чем мы занимаемся?
2.Воссоздание знаний, жизненного опыта, необходимых для усвоения новых знаний. Оценка учителем уровня подготовки учеников к восприятию новых знаний.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, у вас на столах лежат продукты (лук, чеснок, яблоко, апельсин) Отделите овощи от фруктов.
Как вы думаете, что их объединяет?
Правильно! В них содержатся витамины.
Поэтому вы, наверное, догадались о чём сегодня мы будем говорить.( на экране «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».
3.Овладение обучающимися новыми способами действий.
Учитель: Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о витаминах?
У вас на столах отдельные фразы. Давайте все вместе составим пословицы.(составляем пословицы)
За ягодами пойдешь – здоровье найдешь.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Яблоко на ужин – и врач не нужен.
Лук от семи недуг.
Учитель: Молодцы. Ребята, сегодня я получила необычное письмо от капитана дальнего плавания. Он пишет: «Плавание наше оказалось неудачным, так как многие матросы заболели. Чего-то им не хватало в пище. Были у нас и белым хлеб, и сало и яйца. Вот только не успели захватить овощей и фруктов. Именно в этом я вижу причину всему случившемуся, хотя и не понимаю почему».
Да, неприятная история. А вы как думаете, почему заболела команда?
А сейчас мы посмотрим мультфильм «Исправительное питание» с нашими любимыми смешариками. Смотрите внимательно. По окончании вам необходимо будет ответить на вопросы.
Итак,что же случилось с Крошем, Ёжиком и Барашем? ( идёт обсуждение мультфильма)
Ежик не стал есть ……(На экране анаграмма слова ЛИМОН, который ребята угадывают)
В лимоне содержится витамин «С») Рассказ мамы ученика о лимоне, содержащим витамин С. На экране изображения шиповника, салата, смородины, лука.
Крош не захотел есть ……. На экране анаграмма слова МОРКОВЬ, который ребята угадывают) Рассказ мамы ученика о моркови, содержащим витамин А. Перед вами изображения продуктов, в которых содержится витамин А. (На экране друг за другом появляются изображения рябины, томатов, облепихи, абрикосов). Если вы поменяете местами буквы в последнем слове ЕПЦЕР, то вы узнаете название ещё одного продукта, в котором содержится витамин А. (Анаграмма слова ПЕРЕЦ.)
Физкультурная минутка!
4.Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята у меня на столе несколько интересных стихов. Кто хочет прочитать их для нас
( ребята забирают стихи и читают вслух)
Если хочешь быть здоровым,
Ешь чеснок и лук.
В них есть много витаминов,
Они помогут от всех недуг.
Чтобы мне здоровым быть,
Надо овощи любить.
Свёкла, репка, лук, морковь –
Моя первая любовь.
Чтоб здоровой жизнью жить,
Надо овощи любить.
Фрукты тоже хорошо.
И зарядочка ещё.
Если хочешь долго жить,
Правильно питайся.
Овощи и фрукты ешь,
Зарядкой занимайся.
5. Рефлексия. Если м будем правильно питаться, то вырастем ………(здоровыми).
1.Как мы можем сохранить здоровье? 2. Что мы должны употреблять в пищу?
Продолжите предложения:
Сегодня на занятии я узнал………….
Мне очень понравилось…………….
Меня удивило……………………..
Помните тему нашего занятия? О каких витаминных продуктах мы сегодня только упомянули? Правильно ягодах. К следующему занятию тем, кому интересно может приготовить сообщение о любых ягодах, произрастающих у вас на даче. А родители вам помогут. Всем спасибо.
Участие родителей в реализации работы: Нашли пословицы и стихи по данной теме. Подготовили мини сообщения о лимоне и моркови.
Информационные источники.
1 . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014г.
2. . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014г..
3. Информационно – методические материалы Минобрнауки № 08 – 2059 от 17.12.2013г.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
(базовый уровень)
курса внеурочной деятельности «Культура здорового питания» для 3 класса
на 2016-2017 учебный год
учителя биологии Киршевой Н.С.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю, 34 недели).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура здорового питания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции государственной политики по формированию здорового образа жизни и питания людей, информационно – методических материалов Минобрнауки № 08 – 2059 от 17.12.2013г.
Цель и задачи программы
Цель: планирование, организация, управление внеурочной деятельностью по курсу «Культура здорового питания»
Задачи:
-конкретизировать содержание тем образовательного стандарта;
-определить объем и порядок изучения курса.
Цель и задачи курса внеурочной деятельности
Цели:
Формирование культуры питания как состовляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению здоровья.
Задачи:
формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; освоение детьми практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Форма реализации:
Внеурочная познавательная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения в форме кружка познавательной направленности.
Занятия выстроены следующим образом:
1)Активизация мыслительной деятельности учащихся.
2) Выполнение задания проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания.
При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.
Педагогические методы, используемые в процессе реализации программы:
-методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
-методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей при овладении универсальными учебными действиями;
-методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
-методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
-организацию рефлексии деятельности детей на занятии;
-применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков, проверочные работы.
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Теоретические часы | Практические часы | Планируемый контроль |
1 | Как устроен человек | 3 | ||
2. | Личная гигиена | 4 | Тест | |
3. | Чтобы зубы не болели | 4 | ||
4. | Береги зрение смолоду | 4 | Тест | |
5. | Как правильно питаться | 12 | ||
6. | Наше здоровье в наших руках | 7 | ||
ИТОГ | 34 | 2 |
Содержание рабочей программы
Как устроен человек (3 часа)
Строение человека. Органы пищеварения, работа органов пищеварения.
Личная гигиена (4 часа)
Понятие «гигиена» - гигиена личная, гигиена жилища, гигиена труда. Правила личной гигиены – уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, одеждой, обувью, предметами быта. Выполнение правил личной гигиены.
Чтобы зубы не болели (4 часа)
Правильное питание для сохранения здоровых зубов. Состав пищи и здоровые зубы. Сладости, их влияние на состояние здоровья зубов.
Береги зрение смолоду (5часов)
Строение глаза. Причины ухудшения зрения. Влияние режима правильного питания на сохранение зрения.
Как правильно питаться (9часов)
Значение питания в жизни человека. Всё ли мы знаем о здоровой пище. Как правильно питаться. Питание школьников.
Наше здоровье в наших руках (7часов)
Пирамида здорового питания. Создай свою пирамиду здоровья. Характеристика ступеней пирамиды здорового питания.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни): получение учащимися знаний о строении органов пищеварения, личной гигиене, влияния питания на зрение и зубы, здоровом питании, особенностях правильного питания, полезных и вредных продуктах, процессах, происходящих в организме при принятии пищи, правилах питания, режиме приёма пищи, продуктов из которых варят каши, продукты для обеда, завтрака и ужина, названия всех приёмов пищи,
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества) получение учащимися опыта определения полезных, не очень полезных и вредных продуктов, правильного режима дня, продуктов, которые необходимо употреблять на завтрак, обед и ужин, варианты завтрака, обеда и ужина
3.Результаты третьего уровня (получения школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта использования в практике определения полезных, не очень полезных и вредных продуктов в магазине и столовой, соблюдение режима дня, употребление правильных продуктов на завтрак, обед и ужин, составление вариантов завтрака, обеда и ужина
Способы определения результативности программы: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся.
Используемый учебно-методический комплект
1 . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС,2016г.
2. . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Две недели в лагере здоровья.: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС,2016г..
3. Информационно – методические материалы Минобрнауки № 08 – 2059 от 17.12.2014г.
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | Примечание | |
План | Корректи ровка | |||
1 | Вводный инструктаж по безопасности труда. Строение человека. | 2.09 | ||
2 | Органы пищеварения | 9.09 | ||
3 | Работа органов пищеварения | 16.09 | ||
4 | Личная гигиена | 23.09 | ||
5 | Гигиена жилища и труда | 30.09 | ||
6 | Правила личной гигиены | 7.10 | ||
7 | Правила личной гигиены | 22.10 | ||
8 | Питание и зубы | 29.10 | ||
9 | Состав пищи и здоровые зубы | 4.11 | ||
10 | Состав пищи и здоровые зубы | 11.11 | ||
11 | Сладости и зубы | 18.11 | ||
12 | Наши глаза | 2.12 | ||
13 | Ухудшение зрения | 9.12 | ||
14 | Правильное питание и зрение | 16.12 | ||
15 | Правильное питание и зрение | 23.12 | ||
16 | Значение пищи | 30.12 | ||
17 | Здоровое питание | 13.01 | ||
18 | Здоровое питание | 20.01 | ||
19 | Как правильно есть. | 27.01 | ||
20 | Удивительные превращения пирожка | 3.02 | ||
21 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | 10.02 | ||
22 | Плох обед, если хлеба нет. | 17.02 | ||
23 | Пора ужинать. | 24.02 | ||
24 | На вкус и цвет товарищей нет. | 10.03 | ||
25 | Как утолить жажду. | 17.03 | ||
26 | Где найти витамины весной? | 24.03 | ||
27 | Где найти витамины весной?. | 31.03 | ||
28 | Правила здорового питания | 7.04 | ||
29 | Правила здорового питания | 14.04 | ||
30 | Правила здорового питания | 28.04 | ||
31 | Пирамида здоровья | 5.05 | ||
32 | Пирамида здоровья | 12.05 | ||
33 | Ступени пирамиды здоровья | 19.05 | ||
34 | Я здоров – поэтому успешен | 26.05 |
Разработка внеурочного занятия «Питание и зубы»
Цель: изучить значение зубов для здоровья человека, научиться выбирать полезные для зубов продукты.
Задачи:
● Сформировать представление о роли зубов для здоровья человека.
● Сформировать представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма, учить понимать значение каждой группы продуктов для здоровья организма и важные принципы питания.
● Сформировать необходимые умения, навыки, способствующие поддержанию здорового образа жизни, использование полученных знаний на практике с целью поддержания здоровья.
● Сформировать у детей и их родителей ответственное отношение к ЗОЖ, навыки правильного питания.
Познавательные УУД:
Сформировать представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма, учить понимать значение каждой группы продуктов для здоровья организма и важные принципы питания.
Коммуникативные УУД:
формирование коммуникативных действий: умения организовывать работу в группах, ведения диалога, признание возможности существования различных точек зрения и способность иметь и свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие чужой точки зрения.
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные УУД:
-воспитание позитивного отношения к правильному питанию, витаминам; формирование здорового образа жизни.
Оборудование: ПК, проектор, разрезанные картинки зубов, картинки с названием продуктов, конфеты, яблоки, кока – кола, сухарики, пирожное, морковь, капуста, зубные щетки, зубная паста.Овощи, Фрукты, Чипсы, Майонез, Рыба, Пепси-кола, Молоко, Сок, Лапша быстрого приготовления, Торт, Нежирное мясо, Конфеты, Каша, Сыр, Творог, Чупа-чупс.
Ход занятия:
1.Приветствие. Эмоциональный настрой. Готовность к занятию.
Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть?
А вы, с каким настроением пришли на занятие?
Вам нравится чем мы с вами занимаемся?
2.Воссоздание знаний, жизненного опыта, необходимых для усвоения новых знаний. Оценка учителем уровня подготовки учеников к восприятию новых знаний.
В классе появляется ученик с перевязанной щекой. Он держится за неё и приговаривает: «Ой, больно!»
Учитель: Что же случилось с Артёмом?
Дети: У него заболел зуб.
Учитель: Правильно. Поднимите, пожалуйста, руки у кого хоть один раз болели зубы? Что вы испытывали при этом? ( дети называют).А вот почему это случилось мы и узнаем на сегодняшнем занятии.
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные-
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет, Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит,
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?
Идёт фрагмент мультфильма « Доктор Заяц и зубные защитники» производства ООО «Нестле»
3.Овладение обучающимися новыми способами действий.
Учитель: Ну, теперь понятно почему у Артёма зубы болят.
А вот ещё письмо пришло
. Читаем. «Что – то я расхворался. И, чтобы не грустить составил себе меню на обед: торт с конфетами, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон».
- Как вы думаете правильное ли меню он составил?
Прежде чем за стол мне сесть -я подумаю, что съесть.
- А вы думаете о том, какую пищу вы употребляете ?
- Какие питательные вещества необходимы нашему организму?
- Какую роль они играют?
- В каких продуктах содержатся? Найдите ответы на эти вопросы на карточках, размещённых в классе на стенах или мебели. (Белки, жиры, углеводы)
- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Игра «Полезно - неполезно».
- На столе у вас картинки с названием продуктов: Овощи, Фрукты, Чипсы, Майонез, Рыба, Пепси-кола, Молоко, Сок, Лапша быстрого приготовления, Торт, Нежирное мясо, Конфеты, Каша, Сыр, Творог, Чупа-чупс). Вы должны поместить в корзину полезные продукты, а в мусорное ведро - вредные.
Идет следующий фрагмент мультфильма « Доктор Заяц и зубные защитники» производства ООО «Нестле»
Учитель: Ребята, оказывается когда сладкая пища попадает в ротовую полость, она соединяется с зубным налетом и образуется кислота, которая и разрушает зубы.
Идет фрагмент мультфильма « Доктор Заяц и зубные защитники» производства ООО «Нестле» с песенкой о том как и сколько раз нужно чистить зубы.
Учитель: Вы внимательно смотрели. А теперь давайте сформулируем правила ухода за зубами. (они написаны на полосках бумаги. Дети говорят, а учитель прикалывает полоски к доске)
1. Чистить зубы 2 раза в день — после завтрака и ужина.
Чистить зубы со всех сторон не менее 3 минут.(Обеспечивается снятие зубного налета)
2.Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор.(Укрепляется эмаль)
3.Чистить зубы щеткой с искусственной щетиной.(В такой щетке заводится меньше микробов)
4.Хранить щетку на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно намылив. (Не заводятся микробы)
5. Менять щетку 4 раза в год. (Лучше чистятся зубы)
6.После чистки зубов делать массаж десен вращательными движениями пальцев. (Улучшается питание зубов)
Физкультурная минутка под песенку «Щётку в руки брать не лень, зубы чищу дважды в день и т.д.»
4.Закрепление изученного материала.
- Заканчивая разговор о зубах, хочется дать очень хороший совет:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранить на много лет
5. Рефлексия. Если мы будем правильно питаться, то наши зубы будут ………(здоровыми).
1.Какие продукты помогут нам сохранить здоровье зубов?
2 Какие продукты навредят здоровью зубов?
Продолжите предложения:
Сегодня на занятии я узнал………….
Мне очень понравилось…………….
Меня удивило……………………..
Участие родителей в реализации работы: Нашли пословицы и стихи по данной теме. Подготовили мини сообщения о правилах ухода за зубами.
Информационные источники.
1 . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2016г.
2. . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2016г..
3. Информационно – методические материалы Минобрнауки № 08 – 2059 от 17.12.2014г.
Анализ эффективности данной методической системы:
Разнообразие методов, применяемых при изучении курса «Разговор о правильном питании» активизирует познавательную деятельность обучаемых, вызывает и сохраняет у них познавательный интерес. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, а обучаемым раскрыть свои учебно-познавательные возможности и способности, выбрать наиболее рациональные для себя приемы овладениями знаниями по ЗОЖ.
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного занятия «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»
Цель: изучить пользу витаминов для здоровья человека, научиться выбирать продукты, содержащие витамины, научиться способам выращивания растений, богатых витаминами, в домашних условиях.
Задачи:
● Сформировать представление о роли овощей, ягод и фруктов для здоровья человека.
● Сформировать представление о группах продуктов питания, в которых они содержатся.
● Изучить способы выращивания растений, содержащих витамины, в домашних условиях, провести практическую работу.
● Сформировать необходимые умения, навыки, способствующие поддержанию здорового образа жизни, использование полученных знаний на практике с целью поддержания здоровья.
● Сформировать у детей и их родителей ответственное отношение к ЗОЖ, навыки правильного питания.
Познавательные УУД:
-формирование интеллектуальной деятельности учащихся, познавательных способностей, умения определять пользу продуктов питания, содержания в них витаминов; сопоставление, сравнение разных продуктов питания, их свойств, умения пользоваться разными источниками информации, проводить практическую деятельность.
Коммуникативные УУД:
формирование коммуникативных действий: умения организовывать работу в группах, ведения диалога, признание возможности существования различных точек зрения и способность иметь и свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие чужой точки зрения.
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные УУД:
-воспитание позитивного отношения к правильному питанию, витаминам; формирование здорового образа жизни.
Оборудование: ПК, проектор, разрезанные картинки моркови, лимона и орехов; проращенный лук; набор овощей (капуста, морковь, лук, чеснок, свёкла); коллекция соков (томатный, яблочный, грушевый, апельсиновый, сок из брусники, ананасовый); замороженные ягоды.
Ход занятия.
1.Приветствие. Эмоциональный настрой. Готовность к занятию.
Учитель: Добрый день, ребята, я рада вас видеть?
А вы ждали встречи со мной?
Почему вам нравится то, чем мы занимаемся?
2.Воссоздание знаний, жизненного опыта, необходимых для усвоения новых знаний. Оценка учителем уровня подготовки учеников к восприятию новых знаний.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, у вас на столах лежат продукты (лук, чеснок, яблоко, апельсин) Отделите овощи от фруктов.
Как вы думаете, что их объединяет?
Правильно! В них содержатся витамины.
Поэтому вы, наверное, догадались о чём сегодня мы будем говорить.( на экране «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».
3.Овладение обучающимися новыми способами действий.
Учитель: Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о витаминах?
У вас на столах отдельные фразы. Давайте все вместе составим пословицы.(составляем пословицы)
За ягодами пойдешь – здоровье найдешь.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Яблоко на ужин – и врач не нужен.
Лук от семи недуг.
Учитель: Молодцы. Ребята, сегодня я получила необычное письмо от капитана дальнего плавания. Он пишет: «Плавание наше оказалось неудачным, так как многие матросы заболели. Чего-то им не хватало в пище. Были у нас и белым хлеб, и сало и яйца. Вот только не успели захватить овощей и фруктов. Именно в этом я вижу причину всему случившемуся, хотя и не понимаю почему».
Да, неприятная история. А вы как думаете, почему заболела команда?
А сейчас мы посмотрим мультфильм «Исправительное питание» с нашими любимыми смешариками. Смотрите внимательно. По окончании вам необходимо будет ответить на вопросы.
Итак,что же случилось с Крошем, Ёжиком и Барашем? ( идёт обсуждение мультфильма)
Ежик не стал есть ……(На экране анаграмма слова ЛИМОН, который ребята угадывают)
В лимоне содержится витамин «С») Рассказ мамы ученика о лимоне, содержащим витамин С. На экране изображения шиповника, салата, смородины, лука.
Крош не захотел есть ……. На экране анаграмма слова МОРКОВЬ, который ребята угадывают) Рассказ мамы ученика о моркови, содержащим витамин А. Перед вами изображения продуктов, в которых содержится витамин А. (На экране друг за другом появляются изображения рябины, томатов, облепихи, абрикосов). Если вы поменяете местами буквы в последнем слове ЕПЦЕР, то вы узнаете название ещё одного продукта, в котором содержится витамин А. (Анаграмма слова ПЕРЕЦ.)
Физкультурная минутка!
4.Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята у меня на столе несколько интересных стихов. Кто хочет прочитать их для нас
( ребята забирают стихи и читают вслух)
Если хочешь быть здоровым,
Ешь чеснок и лук.
В них есть много витаминов,
Они помогут от всех недуг.
Чтобы мне здоровым быть,
Надо овощи любить.
Свёкла, репка, лук, морковь –
Моя первая любовь.
Чтоб здоровой жизнью жить,
Надо овощи любить.
Фрукты тоже хорошо.
И зарядочка ещё.
Если хочешь долго жить,
Правильно питайся.
Овощи и фрукты ешь,
Зарядкой занимайся.
5. Рефлексия. Если м будем правильно питаться, то вырастем ………(здоровыми).
1.Как мы можем сохранить здоровье? 2. Что мы должны употреблять в пищу?
Продолжите предложения:
Сегодня на занятии я узнал………….
Мне очень понравилось…………….
Меня удивило……………………..
Помните тему нашего занятия? О каких витаминных продуктах мы сегодня только упомянули? Правильно ягодах. К следующему занятию тем, кому интересно может приготовить сообщение о любых ягодах, произрастающих у вас на даче. А родители вам помогут. Всем спасибо.
Участие родителей в реализации работы: Нашли пословицы и стихи по данной теме. Подготовили мини сообщения о лимоне и моркови.
Информационные источники.
1 . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014г.
2. . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014г..
3. Информационно – методические материалы Минобрнауки № 08 – 2059 от 17.12.2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...
Формирование навыков здорового образа жизни через реализацию здоровьесберегающих программ
Здоровый образ жизни -это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне.Подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технолог...
Формирование навыков здорового образа жизни через реализацию здоровьесберегающих программ
Здоровый образ жизни -это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне.Подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технолог...
Внеклассное мероприятие по программе Разговор о правильном питании «Посиделки в кафе «Здоровей-ка»
Сценарий авторского занятия, ориентированный на сохранение физического здоровья младших школьников.Занятие проводится в форме праздника и раскрывает опыт работы п...
Программа "Работа с классом по формированию навыков здорового образа жизни".
Работа с классом по здоровьесбережению....
Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся
Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...
Вкусно и здорово конспект внеклассного занятия по программе "Разговор о правильном питании"
Данное мероприятие позволяет обобщить и систематизировать знания детей о полезных веществах, необходимых человеческому организму: витамины, минеральные вещества, о продуктах, в которых их можно найти....