Методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»
методическая разработка по зож (2 класс) на тему
Урок "Разговор о правильном питании" "Про кашу не забудешь, здоровым будешь."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тонкинская СОШ
Методическая разработка
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся
при реализации программы
«Разговор о правильном питании»
Выполнила :
учитель начальных классов
МБОУ Тонкинская СОШ
Удюрминова Людмила Поликарповна
Стаж работы в программе
«Разговор о правильном питании – 2 года
Адрес (рабочий): п. Тонкино
ул. Гагарина, д.9
конт. телефон: 47-2-37
п.. Тонкино 2014 год
Урок «Разговор о правильном питании»
«Про кашу не забудешь – здоровым будешь»
Цель: формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, о здоровой и полезной пище – русской каше.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи: почему полезна каша, какие бывают каши, как и из чего можно приготовить кашу.
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные УУД:
- построение сообщения в устной и письменной форме (в течение урока и домашнем задании);
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков при отгадывании загадок, проведении мини-исследований в группах;
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;
Коммуникативные УУД:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания (сообщения о кашах);
- владение диалогической формой коммуникации (в работе в группах);
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в работе в группах);
Ход урока
На классной доске пословицы: «Щи да каша- пища наша», « Про кашу не забудешь –здоровым будешь», «Кашу маслом не испортишь»
1. Организационный момент
Занятие начинается с речевки, направленной на положительную мотивацию к изучению нового материала:
Я сегодня удалец!
Я сегодня молодец!
Все сумею, все смогу
И другому помогу! (дети говорят хором)
Учитель:
_ Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть такими бодрыми, веселыми!
2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы занятия.
Учитель:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из художественных произведений, вспомните, откуда они взяты, и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем занятии.
1) Сорока-белобока по полю летала,
Зерна собирала, печку топила,
Кашу варила, деток созывала,
Кашей угощала (русская народная потешка)
2) Раз, два, три- горшочек, вари.
И горшочек варил вкусную кашу. (сказка братьев Гримм «Горшок каши»)
3) – А нет у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить (русская народная сказка «Каша из топора»)
Учитель:
- Что объединяет все эти произведения? (во всех отрывках художественных произведений говорится о каше)
- Верно!
Далее дети самостоятельно формулируют тему занятия:
- Будем сегодня на занятии говорить о каше.
Называют учебные задачи, которые они поставили перед собой перед изучением нового знания.
- Хочу узнать, почему каша полезна для питания.
- Хочу узнать, какие бывают каши.
- Хочу узнать, как и из чего можно приготовить кашу.
3.Открытие нового знания.
Учитель:
- Ребята, к нам сегодня к нам на занятие пришел гость. Отгадайте кто он.
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (колос)
- Здравствуйте, ребята! Я – Колосок. Я узнал, что сегодня на занятии вы ведете разговор о каше.
- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?
Каша – это полезная еда, которая помогает стать здоровыми и сильными.
Вы можете есть ее на завтрак.
- А знаете, из чего варят каши?
Я вам расскажу о приключениях Зернышка:
Посадили весной в землю маленькое Зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето я рос, набирался сил. В колоске стало много зернышек. Земля, солнце, вода и воздух помогли маленькому Зернышку превратиться в сильный колос полный новых зерен, в которых много полезных питательных веществ.
Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу. (На доске картинки).
- А теперь я проверю, внимательно ли вы слушали мой рассказ.
Загадка:
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(зерно)
Учитель: К нам на урок пришел еще один гость – мама Надя - мама Артема Куликова. Она работает поваром.
Мама Надя:
Скажите, а зачем нам нужны каши? Почему их необходимо есть?
(Ответы детей)
- Правильно, молодцы! Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными, хорошо учиться в школе.
А что вы еще знаете о кашах?
(Дети выступают с небольшими сообщениями о каше)
1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.
2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.
3. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
4. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
5. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.
Мама Надя:
- Молодцы, вы много интересного рассказали о каше. Про кашу наш русский народ придумал много пословиц и поговорок.
Давайте соберем некоторые пословицы , помещенные на классной доске).
Игра «Пословицы запутались».
Собрать части пословиц.
Щи да каша – |
не испортишь |
пища наша |
Кашу маслом |
Про кашу не забудешь - |
Здоровым будешь |
- Какая из них вам больше понравилась? Почему?
-- А кто знает, в какое время суток лучше есть кашу? (на завтрак)
- Верно. Каша – самый подходящий продукт для завтрака. Она содержит нужное количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся » организмом.
- А какие каши вы знаете? (гречневая, рисовая, овсяная, пшенная…)
- Отчего зависит названия каши (от названия крупы).
(Мама Надя показывает крупы: ячневую, рисовую. манную, гречневую, перловую, пшенную, овсяную. Дети называют вид крупы и какую кашу их нее можно приготовить. Рассматривают зерна, трогают их на ощупь, делятся своими впечатлениями.)
4.Применение нового знания.
Учитель:
- А сейчас, ребята, откройте, пожалуйста, рабочие тетради «Разговор о правильном питании» на странице 28 и найдите задание 2.
- Отгадайте и напишите из каких растений, зерен и круп получились манная, пшенная , гречневая, овсяная и пшеничная каша.
(Дети выполняют задание в тетради , затем идет проверка работы)
Пшенная - _____________________ - _______________________;
(просо - пшено)
Манная - ______________________ - _______________________;
(пшеница - манная )
Пшеничная_______________________ - _______________________;
(пшеница - пшеничная )
Овсяная -________________________ - ________________________;
(овес - овсяные хлопья )
Гречневая - ______________________ - ________________________ .
(гречиха - гречка )
Динамическая пауза
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»).
5. Знакомство с материалом о пользе овсяной каши.
Учитель:
Уважаемая мама Надежда Петровна, совсем недавно мы с ребятами выявляли, каким кашам они отдают предпочтение, и выявили, что любят:
Перловую-14 человек
Пшенную-18 человек
Овсяную- 8 человек
Гречневую- 19 человек
Манную- 17 человек.
Мама Надя:.
- Я очень рада, что в вашем классе не забывают про ароматную кашку! Но меня огорчает, что немногие ребята любят овсяную кашу. А ведь овсянка на Руси ценилась с древних времен. Современные ученые ценят эту кашу не меньше, рекомендуя ее каждому, кто хочет быть здоровым. Овсянку не зря назвали кашей «Геркулес». Название словно говорит нам: «Если ты будешь есть кашу «Геркулес», то станешь таким же здоровым, сильным, выносливым и быстрым, как знаменитый Геракл».
Очень полезна овсянка и школьникам. Те ученики, которые постоянно употребляют овсянку, хорошо учатся, у них хорошая память. Овсяная каша укрепляет зубы и кости. И даже улучшает настроение!
- А из чего же варят овсяную кашу? (из овсяных хлопьев). Мама Надя показывает детям овсяные хлопья, зерна овса. Дети рассматривают зерна овса, изучают их на ощупь, обращают внимание на их форму, запах.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем селе много полей, на которых выращивается овес? Папы Вити, Коли и Саши работают на этих полях, выращивают и убирают овес. Поэтому мы обязательно должны знать все об этой зерновой культуре.
6. Проведение мини-исследования в группах.
Учитель:
Ребята, а сейчас мы с вами проведем настоящее исследование об овсяной каше.
Работа будет осуществляться по командам. Мы разделимся на 2 команды: «Зернышки» и «Поварята»
Каждой команде дается задание.
Команда «Зернышки»: расставить в правильной последовательности картинки последовательного превращения зерна овса в овсяную крупу. (Дети получают предметные картинки)
Команда «Поварята»: картинки последовательного приготовлении из зерна овса овсяной каши;
(Дети получают на карточках описание действия приготовления овсяной каши. Нужно расположить карточки в правильной последовательности).
7. Представление результатов.
Во время выступления ребята команды «Зернышки» движениями и голосом имитируют действия и шум работающих трактора, комбайна, высыпающегося зерна из кузова машины, переработки зерна установками на заводе. Команда «Поварята» показывают на практике, как нужно приготовить овсяную кашу.
Мама Надя:
- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Вот теперь я надеюсь, что вы полюбите овсяную кашу!
Учитель:
- Ребята, ваши родители тоже очень хотят, чтобы вы росли здоровыми и сильными, хорошо учились и радовали их своей хорошей учебой. Поэтому они сделали для вас сюрприз! Вас ждет горячая, вкусная, овсяная каша с изюмом, бананом!
- Что нужно сделать перед тем , как сесть за стол, ребята?
Дети:
- Помыть руки с мылом.
Учитель:
- Правильно, молодцы! Моем руки, и за стол!
(Дети проходят в школьную столовую и угощаются овсяной кашей. )
8. Подведение итогов. Обобщение.
- Ребята, помните, когда мы с вами проводили опрос, кому какая каша нравится, то овсянку предпочитали всего 8 человек. А теперь ваше мнение изменилось?
Дети:
-Да, нам всем понравилась овсяная каша, мы даже брали у поваров добавки.
- А мне понравилась овсяная каша с бананами!
- Я буду маму всегда просить, чтобы она мне варила такую кашу, хочу быть таким же сильным, как Геркулес!
Учитель:
- А давайте споем об овсяной каше песню!
1.На плите в кастрюле каша кипела.
Всех ребятишек угостить хотела.
Овсяная, овсяная каша желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.
2.Кушай, кушай, Маша, овсяную кашу.
Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.
Овсяна , овсяная каша желанная.
Вкусная, нежная каша полезная
9. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:
- Выполнили ли мы, ребята, те задачи, которые поставили перед собой в начале занятия?
Дети:
- Да. Мы узнали, почему каша полезна для питания и какие бывают каши. Теперь мы сумеем приготовить овсяную кашу.
Учитель:
- Я попрошу вас закончить следующие предложения:
Я понял (а), что…
Я узнал (а)….
Мне было интересно…
Я теперь буду…
10. Домашнее задание.
Учитель:
- Ребята, я хочу вам предложить, чтобы вы дома сочинили небольшую сказку или стихотворение про кашу. А родители вам в этом помогут.
Использованная литература:
1.Безруких..М.М., Т.А.Филиппова, Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2011 г.
2.Безруких,.М.М., Т.А.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2011.-72 с.
3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб. -1995.- 168с.
4. В. М. Ковалев Русская кухня: традиции и обычаи. – Москва, «Советская Россия», 1990 - 234 с.
5.Л.А. Обухова, Л.А.,Лемяскина, Н.А.. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.- «ВАКО», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение. Формирование универсальных учебных действий (метапредметность).
Цель:ознакомить с формированием у учащихся универсальных учебных действий в образовательным процессе....
Методическая работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Приоритетной целью школьного образования становится формирование учиться. Учащийся сам должен стать и «архитектором» и «строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможн...
методическая идея «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» ИВФ РАО»
Описание системы работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"Методическая разработка урока окружающего мира "Молоко и молочные продукты"...
"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...
Методическая разработка "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»
Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...
Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
Что такое УУД? Функции, виды, критерии оценки УУД, планируемые результаты...