Представление собственного педагогического инновационного опыта
опыты и эксперименты по зож (4 класс) на тему

Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Здоровье – основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_sobstvennogo_ped.opyta_.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»

Силантьевой Ирины Петровны

Тема инновационного педагогического опыта:  Здоровьесберегающие образовательные технологии во время учебного процесса.

Обучать без вреда для здоровья – 

это не задача школы, а обязательное условие её работы! 

                             1.  Актуальность  и перспективность опыта.

     Проблема здоровья детей сегодня стоит очень остро.   Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”.

           Современное  общество в настоящее время предъявляет  иные подходы  к обучению и воспитанию учащихся, которые соответствуют  более высоким требованиям  к человеку и его здоровью. Поэтому перед образовательными учреждениями ставятся важные задачи:  развитие и воспитание личности, способной к самоопределению, самореализации, саморазвитию. Но все эти задачи  развития и воспитания учащихся  в полной мере возможны при организации здоровьесберегающих  образовательных технологий.

     Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.                                                                              

              Формирование здорового образа жизни  у младших школьников должно проходить непрерывно и целенаправленно. Дети этого  возраста характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но он  весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. 

Цель:

Показать значимость здоровьесберегающей образовательной  технологии в улучшении состояния здоровья младших школьников в процессе учебной деятельности.

Задачи: 

  1. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через правильную организацию учебного процесса.
  2. Осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
  3.  Создание условий для  развития и самореализации каждого воспитанника.

       4 .Пропаганда здорового образа жизни.

2. Концептуальность

         Модернизация образования сопровождается внедрением  различных образовательных программ и  технологий воспитания и обучения. Но в настоящее время не проводится оценка безопасности образовательной среды, в том числе условий, программ, методик и режимов обучения на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья обучающихся. Хотя Закон РФ «Об образовании» определяет  охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности  образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения и воспитания, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на  организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения.

       В основе оценки здоровьесберегающей деятельности должны лежать результаты комплексных гигиенических исследований по изучению влияния факторов образовательного среды на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья  воспитанников и учащихся.

     Алгоритм  оценки включает:

           а)  оценку факторов внешней среды,  

           б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в начале учебного года,  результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния  их организма,

           в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года,  результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма,

            г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей,

            д) оценку  здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения,      

       В качестве критериев оценки здоровьесберегающей деятельности принимаются две группы критериев.

            К 1-й группе критериев относятся соответствия нормативным документам гигиенических требований  к факторам внешней среды:

- зданию,

- площадям групповых и классных помещений,

- воздушно-тепловому режиму,

- уровням естественного и искусственного освещения,

- ученической мебели и ее расстановке.

          Ко 2-й группе критериев относится статистически достоверное отсутствие ухудшения хотя бы одного из функциональных показателей или положительная динамика  показателей функционального состояния организма, физического развития и состояния здоровья:

- умственная работоспособность (по данным корректурного теста и критической частоты слияния мельканий),

- физическая работоспособность (PWC 170  по  данным степ-теста),

- функциональные возможности (по уровню адаптационного потенциала),

- физиометрические показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти),

-  физическая подготовленность (результаты тестирования по специальным тестам),

- психо-эмоциональное состояние (выраженность психо-эмоционального напряжения и   стресса, уровень тревожности)

- физическое развитие (длина и масса тела),

- состояние здоровья (по данным острой заболеваемости, индексу здоровья, количеству часто болеющих детей).

 

3.Теоретическая база.

      В национальном проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения     идее здоровьесбережения учащихся в образовании уделяется особое внимание.   Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.

Психолого-педагогические технологии  здоровьесбережения.

         Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.

Использование технологии личностно-ориентированного обучения, в том числе технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

       Использование игровых технологий, особенно в начальной школе, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1)  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2)  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

      Учителя начальной школы используют интерактивные формы обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая. Работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой, обеспечивает психологический комфорт

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

     Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшение утомляемости, улучшение настроения и повышение активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.

  1. Оптимальность и эффективность средств.

      В 2011-2012 уч.г. я перешла на обучение детей по УМК «Начальная школа 21 века». Этот методический комплект в первую очередь опирается на природосообразность детей и направлен  на  личностно – ориентированный подход. Задания  по всем предметам  подобрано с учётом дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Мне не пришлось в течение всего учебного времени подбирать дополнительные  задания, так как есть разноуровневы задания и  задания, которые ребёнок может выполнить по желанию или по выбору.

     Учитывая актуальность   данной проблемы,  стараюсь создавать такие условия на уроках, чтобы каждый ребенок мог развиваться, получать образование с учетом его индивидуальных особенностей, не навредив своему здоровью.

Учебный день начинаем с точечного массажа и дыхательной гимнастики Стрельниковой. Выполняем упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи».

     Урок – должен быть зоной психологического комфорта. С этой целью в начале урока можно использовать методы эмоциональной раскачки.

Упражнение «Солнечный зайчик».

Дети по цепочке желают друг другу удачного дня, говорят комплименты, тем самым настраиваются сами и настраивают других на плодотворную и позитивную работу.

Игра «Пожелание».

Предлагается пожелать  своему однокласснику что-то хорошее и приятное. «Я желаю тебе удачи, успеха».

Методика «Утренний сбор».

Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

При построении своих уроков учитываю:

  1. Соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих  требований.                                                                                                Использование "ступенчатого" режима обучения. В первом полугодии в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, 4- в нестандартной форме: урок-экскурсия, игра, театрализация, викторина, соревнование; в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45минут каждый.  Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Объем домашних заданий во2-4 классах (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4классе - 2 часа.
 Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности  расписание составлено  так, чтобы пик учебной нагрузки приходился на среду, а четверг и пятница были облегченными  учебными днями.

   

    2. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса, высота парт ).

   

  3. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

     4. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

   

 5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

   

  6. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

     

7. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

   

 8. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Все физкультминутки можно разделить на такие группы:  

упражнения для снятия общего  или локального утомления;

упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

упражнения для кистей рук;                                                          

гимнастика для глаз;                                                                        

упражнения для мобилизации внимания;

упражнения, корректирующие осанку;

дыхательная гимнастика.                                                              

    9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки. Несомненно,  и стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.  Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций,  полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

       В своей практике применяю различные формы организации урока : уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы) ; уроки-путешествия ; урок-отчет ; урок-зачет; уроки с использованием компьютерной техники, урок – экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность.
     Уроки окружающего мира, технологии,  физической культуры часто провожу на свежем воздухе, в  парковой  зоне рядом со школой.

     Вместе с родителями при оформлении классной комнаты  цветовую гамму подбирали таким образом, чтобы  она способствовала нормализации эмоционального состояния. Высота парт в течение учебного года  регулируется в соответствии с ростом учащихся. Проведена цветовая маркировка мебели.

       Постоянно контролируется состояние  освещения классной комнаты, чтобы оно было  в соответствии с требованиями.

      В классах чисто, в конце каждой недели организуется генеральная уборка.

      Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену.   Все учащиеся класса получают 3-х разовое питание в течение учебного дня (завтрак после 1-го урока, обед и полдник). Перед столовой учащиеся  обязательно моют руки. В классе с помощью родителей собрана аптечка первой медицинской помощи.

     В начале каждой четверти  меняю расположение посадочных мест для каждого ученика. Это профилактика сохранения зрения, создание более комфортного и позитивного сотрудничества между учащимися класса.

5. Для формирования здоровья и здорового образа жизни младших школьников провожу следующую работу:

    - классные часы на темы:    «Личная гигиена», «Режим дня школьника»,  «Что значит быть здоровым»,  «Как сохранить своё здоровье», «Полезные и вредные привычки», «Профилактика инфекционных и простудных заболеваний» и т.п.; 

   - лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, по профилактике вредных привычек, на которые приглашаются врачи  ЦРБ;

- массовые мероприятия для учащихся, родителей, праздники, походы.

Внеурочная деятельность.

     Внеурочную деятельность прочно вошла в жизнь младших школьников. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Но прежде, чем учащиеся включатся в деятельность по интересам для них обязательна прогулка на свежем воздухе.  

      Работа  внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное. Учащиеся класса 3 раза в неделю по группам (мальчики и девочки занимаются раздельно)  посещают занятия  по баскетболу или секцию спортивно – оздоровительной деятельности (по интересам и в зависимости от рекомендации врача) в спортивном зале школы. Занятия с ними ведёт тренер ДЮСШ.

          А так же во внеурочное время дети знакомятся с основами безопасности жизни. Цель – воспитание у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

На занятиях  уделяется  внимание следующим темам: «Безопасное поведение на улице», «Безопасное поведение  дома»,  «Безопасное поведение в природе». С детьми мы разбираем наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. В принципе эти темы продолжение тем, рассматриваемых на уроках окружающего мира.        

                   

Длительность работы над опытом

Работа по данной теме ведётся второй год.

     При поступлении детей в первый класс был изучен паспорт здоровья и проведён мониторинг состояния здоровья первоклассников.                                                                                          Эти сведения помогли   выстроить  индивидуальную траекторию работы с учеником.

       Мною была проведена работа, основной задачей которой стала проверка эффективности применения здоровьесберегающих технологий в обучение на  укрепление здоровья младших школьников.
      В этой работе принимали участие ученики моего  класса в количестве 14 человек. Исследование проходило в естественных условиях для учащихся. Программа работы проходила в  три этапа. Работа была начата в 3 классе.

1 этап – создание теоретической базы и постепенное введение в образовательный процесс элементов здоровьесберегающих образовательных технологий.

2 этап - исследование с целью изучения особенностей здоровья младших школьников в учебной деятельности, уровня физического и психологического здоровья (адаптации, мотивации, тревожности).

3 этап -   Использование различных форм здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности. Изучение динамики физического и  психологического здоровья учащихся.

  1. Результаты:

         1.Анализ результатов исследования  (данные за  1 класс и 4 класс) позволил сделать вывод, что уроки в нетрадиционной форме положительно повлияли на уровень адаптации, мотивации и тревожности, что является составной частью психологического здоровья.
      Был проведён опрос, который  показал, что детям нетрадиционные уроки нравятся  больше, чем обычные.  На таких уроках  они работают более активнее, а также учебный материал запоминается и осваивается легче.  

Уровни психологического здоровья

1 исследование

(1 класс – 17 человек)

%

2 исследование

(4 класс – 14 человек)

%

Высокий

3 учащихся

17,6

5 учащихся

35,7

Средний

4 учащихся

23,5

6 учащихся

42,9

Низкий

7 учащихся

41,2

3 учащихся

21,4

2.Анализ результатов посещаемости учащихся 4 класса за 1 полугодие 2014 – 2015 уч.г.  показал, что количество пропусков по болезни значительно сократилось во второй четверти 1 полугодия, в сравнении с первой четвертью. Это произошло после систематического проведения зарядки перед уроками и проведение динамических пауз с использованием дыхательных упражнений Стрельниковой. Кроме всего большую роль оказали  спортивные мероприятия, которые дети готовили сами и различные проектные работы, благодаря которым они более осознанно стали подходить к  охране своего здоровья, профилактике простудных заболеваний.

1 четверть

Пропуски по болезни

%

2 четверть

Пропуски по болезни

%

150 уроков

61,1

14 уроков

5,9

Оценка привлекательности классного коллектива (см.Приложение)

 Нельзя  просто на  словах  научить чему-то доброму и хорошему  детей. Прежде всего педагог учит своими поступками и действиями. Поэтому в  своей работе часто пользуюсь советами учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)

  • Смотрите на вещи оптимистично.
  • Стремитесь побороть страх.
  • Найдите время побыть наедине с собой.
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
  • Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно.
  • Не оказывайте давление на своих детей.
  • Не говорите: «Я этого не могу сделать».
  • Используйте возможность выступить с речью.
  • Помните: маленькие радости в ваших руках.
  • Не забывайте, что вы красивы.

         Позитивному отношению к жизни, положительному отношению к окружающим людям стараюсь обучать и своих воспитанников через здоровьесберегающие образовательные технологии. Анализ результатов показывает, что отмечается рост положительных взаимоотношений в коллективе, дети в коллективе адаптированы, атмосфера внутри коллектива полностью удовлетворяет детей.

Количество

баллов

1 класс

17 человек

%

4 класс

14 человек

%

5 и менее

1

5,9

-

-

6-11

6

35,3

-

-

12-17

7

41,2

4

28,6

18-25

3

17,6

10

71,4

Уровень мотивации

Уровень мотивации

1 класс

14 человек

%

4 класс

14 человек

%

Высокий уровень

2

14,2

4

28,6

Средний уровень

6

42,9

6

42,9

Низкий уровень

6

42,9

4

28,6

У 28,6% учащихся появилась высокая школьная мотивация. Она увеличилась на 14,4 %  по сравнению с 1 классом. Эти учащиеся  успешно справляются с учебной деятельностью. Им очень нравится школа, они с радостью идут в нее в ожидании получить много интересной, познавательной информации.

Средний уровень школьной мотивации проявляется у 42,9 % обучающихся и остаётся неизменной по сравнению с 1 классом.

      90%  учащихся участвуют в различных творческих конкурсах на школьном и муниципальном уровне, занимая призовые места.  50 % учащихся участвуют во Всероссийских предметных олимпиадах  «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно». 6 учащихся участвовали во Всероссийской предметной олимпиаде среди учащихся начальных классов на муниципальном уровне. Итог - победитель по математике (1 место), призёр (2 место) – по русскому языку.

Низкая учебная мотивация выявилась у 28,6% учащихся. Такие ученики посещают школу не охотно. Учащиеся испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью.

Вывод.

        Здоровьесберегающие технологии  в обучении не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.  Они направлены на обеспечение психического здоровья учащихся. Опираются на природосообразности, вариативности, прагматичности. Достигается через учёт особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к  предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества.

                                                   Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита –Русь». 2011г.
  2.  Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996

           3. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»//         Начальная школа. 2010 . №6

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

     5. Липкина Т.Н. Самооценка младшего школьника М., 1997

6.  Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /

7. Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

8.  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

                  9. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие          образовательные технологии.

                  10. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/

                11.  Электронный ресурс –URL: http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/zdorov/33-komp-zdor/144tehnologiya.html 

Приложение

Профилактические упражнения для глаз.

1)          вертикальные движения глаз вверх - вниз;

2)       горизонтальное вправо - влево;

3)       вращение глазами по часовой стрелке и против;

4)   закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5)       на стене висит плакат с нарисованной кривой или спиралью, окружностью,
ломаною;  предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а  затем в другом направлении, следя за лазерной указкой.


1 комплекс.
- И.П. - сидя за партой.
-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.
-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.
- Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.
2 комплекс.
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.
-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.
3 комплекс.
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза, повторить 2,3 раза.
- Закрыть глаза. Выполнить круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2,3 раза в каждую сторону.
- Поморгать глазами. Повторить 5,6 раз.
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на мышечное расслабление необходимы для управления процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжения в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать. Что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течении 3-5 минут.
1) Расслабление мышц плечевого пояса.
- Роняем руки (Поднимаем руки вверх, слегка наклоняемся вперед. Роняем руки. Повиснув, руки слегка качаются, пока не остановятся. Повторяется несколько раз). Образ: руки висят, как веревочки.
- Трясем кистями. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
- Стряхиваем воду с пальцев. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
- Мельница. (Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх). Движения выполняются несколько раз подряд в быстром темпе.
2) Расслабление и напряжение мышц корпуса.
- Роняем руки. (Дети поднимают руки в стороны, корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном, плечевом поясе и принимают исходное положение).
- Деревянные и тряпичные куклы.
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч, ступни не отрывая от пола.
Тряпичные куклы. Быстрыми и короткими толчками поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг тела.

                                        Массаж ушных раковин.

1)       потягивание за мочки сверху вниз;

2)       потягивание ушной раковины вверх;

3)       потягивание ушной раковины к наружи;

4)       круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против ее.

                                                 Точечный массаж.

1)       точка на лбу между бровями («третий глаз»);        

2)       парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);

3)       точка посередине верхнего края подбородка;

4)       парные точки в височных ямках;

5)       три точки на затылке в углублениях;

6)   парные точки в области козелка уха.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Александра Николаевна Стрельникова – автор ряда дыхательных упражнений для борьбы с болезнями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, неврозами, диабетом и многими другими. Обладательница патента "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса".

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – комплекс упражнений дыхательной системы, основанный на форсированном вдохе через нос. Одними из достоинств этой методики являются ее доступность и простота. Вы сможете овладеть ей, даже не выходя из дома, используя специальный видеокурс или литературу.

Правила гимнастики

Для того, чтобы приступить к выполнению дыхательных упражнений Стрельниковой, вам следует обратить внимание на следующие правила.

  • Научитесь «принюхиваться». Для этого, как можно активнее втягивайте воздух через нос. Резкий и энергичный вдох – основа методики.
  • Делайте произвольный выдох. Не затрачивайте дополнительных усилий для вывода отработанного кислорода. Постарайтесь делать выдох через рот и воспринимайте его как неотъемлемую составляющую вдоха.
  • Выполняйте упражнения под счет. Это позволит держать ритм и правильно выполнять требующиеся элементы.
  • Делайте одновременно вдох и выполняемое движение.
  • Количество повторений упражнения должно быть кратно 4. Это объясняется тем, что при выполнении упражнений на 3, 5 счетов необходимо затратить значительные физические усилия.
  • Выполняйте упражнения в хорошем, бодром настроении. Не заставляйте себя делать то, что вам причиняет дискомфорт.

Если все правила соблюдены, то приступайте к выполнению непосредственно дыхательной гимнастики.

Разминка

Как и при любой тренировке, дыхательную гимнастику Стрельниковой следует начинать с разминки.

Разминка начинается с «принюхивания».

  • Стоя на месте, начинайте делать короткие резкие вдохи. Затем добавляйте шаг на месте. С каждым шагом делайте вдох. Постарайтесь сделать максимально возможное количество вдохов подряд, а после серии вдохов – выдыхайте.
  • Переместите одну ногу вперед и начинайте переминаться с ноги на ногу. Не забывайте делать активные вдохи на каждом шаге, а выдыхать после каждой серии. Сделав 12 серий по 8 таких шагов, немного отдохните.
  • После этого сделайте несколько приседаний на каждой ноге в отдельности, сохраняя при этом ритм дыхания.

Закончив разминку, приступайте к упражнениям.

Дыхательные упражнения по Стрельниковой

1.Упражнение «Ладошки»

  1. Поверните ладони от себя и согните их в локтях так, что они были направлены строго вниз.
  2. Начинайте делать резкие, шумные вдохи, сжимая при этом ладошки в кулачки (иногда данное упражнение так и называют - «кулачки»).
  3. Делайте подряд 4 вдоха, а затем выдыхайте. Отдохните 3-4 секунды и начинайте новую серию.

Выполните 8 таких серий. Всего получится 32 вдоха.

2.Упражнение «Погончики»

  1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч.
  2. Расслабьте плечи, поднимите голову. Поставьте руки на уровне пояса, сжав их в кулаки.
  3. На вдохе резко опустите руки вниз к полу. Отожмите кулаки и растопырьте пальцы. В этот момент мышцы предплечья, кистей и плеч должны быть напряжены.
  4. Делайте вдох на 8 счетов (1 серия)
  5. Вернитесь в исходное положение, медленно выдыхая. 3-4 секунды отдохните.

Выполните 4 серии.

3.Упражнение «Насос»

  1. Встаньте прямо, ноги на ширине или шире плеч. Плечи опущены, руки вдоль туловища.
  2. Начинайте делать вдох и медленно наклоняться, сжимая газету или представляя, что у вас в руках рукоятка от насоса. Помните, что вдох должен быть шумным.
  3. Выполняйте наклон ритмично на 8 счетов.
  4. Делайте выдох и возвращайтесь в исходную позицию. Отдохните пару секунд.

Рекомендуется делать для начала 4 серии.

4.Упражнение «Кошка»

  1. Встаньте прямо, ноги уже ширины плеч. Плечи расслабленные, руки вдоль туловища.
  2. На вдохе приседайте и одновременно поворачивайте корпус вправо. Руки должны быть немного согнуты в локтях, а пальцы в кулачки. Затем повторите такие же действия влево.
  3. Выдох происходит между поворотами.

Сделайте 4 серии по 8 таких приседаний-вдохов.

Все упражнения можете делать под музыку в ритме марша.

На первое время вам будет достаточно выполнения этих упражнений. Со временем, начинайте добавлять по одному упражнению, в зависимости от скорости усвоения. В целом, дыхательная гимнастика Стрельниковой, помимо вышеуказанного, включает следующие упражнения, методика которых подробно описана в видеозанятиях по дыхательной гимнастике Стрельниковой.

ТЕСТ (ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ)

1. Тебе нравится в школе или не очень?
   1. не очень
   2. нравится
   3. не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
   1. чаще хочется остаться дома
   2. бывает по-разному
   3. иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
   1. не знаю
   2. остался бы дома
   3. пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
   1. не нравится
   2. бывает по-разному
   3. нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
   1. хотел бы
   2. не хотел бы
   3. не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
   1. не знаю
   2. не хотел бы
   3. хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
   1. часто
   2. редко
   3. не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
   1. точно не знаю
   2. хотел бы
   3. не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
   1. мало
   2. много
   3. нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
   1. нравятся
   2. не очень
   3. не нравятся

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Уровни мотивации     № вопросов
                               1    2    3    4    5    6    7    8    9    10
Высокий                    b    c    c    a    b    b    a    b    b    a
Средний                    a    b    a    b    c    a    b    a    a    b
Низкий                      c    a    b    c    a    c    c    c    c    c
Обработка и интерпретация результатов теста

Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:

•    «высокий уровень», оценивается в 2 балла;
•    «средний уровень» – в 1 балл;
•    «низкий уровень» – 0 баллов.

Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:

•    14- 20 баллов – высокий уровень;
•    7-13 баллов – средний уровень;
•    1-6 – низкий уровень.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже ,чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

Обработка результатов.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

  • 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
  • 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
  • 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
  • 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта

Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

Представление собственного педагогического опыта

Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Представление собственного педагогического опыта работы

Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Представление собственного педагогического инновационного опыта

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА«Проблемно-диалогическое обучение на уроках в начальной школе как средство активизациипознавательной деятельности младших школьников»      ...