Представление собственного педагогического опыта
статья по теме
Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ СОШ № 28
города Саранска Республики Мордовия
Ермошиной Натальи Анатольевны
Чтобы поддерживать ребенка, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способности к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
В. А. Сухомлинский
С 2008 года я работаю над проблемой «Педагогическая поддержка индивидуальности младших школьников при использовании современных педагогических технологий в обучении и воспитании».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья.
В настоящее время в теории и практике начального образования отмечается немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников, у учителей появилась свобода для творческого поиска, родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему и т.п. Вместе с тем существует ряд особенностей, на которые следует обратить особое внимание педагогам начальной школы. Речь идет о:
1) возрасте школьника (первоклассник может быть как шести, так и семи-восьми лет);
2) разном уровне его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);
3) разном уровне владения русским языком (что зачастую зависит от национальной принадлежности ученика);
4) разных интересах школьников (что зависит от гендерной принадлежности учеников) и т.д.
Все это дает основание говорить о необходимости педагогической поддержки индивидуальных особенностей младших школьников в обучении и воспитании.
Под педагогической поддержкой понимается деятельность учителя по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с общением, успешным продвижением в учебе, с физическим и психическим здоровьем. Считаю, что добиться этого можно при личностно-ориентированном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных педагогических технологий.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Процесс обучения представляет собой процесс познания окружающего мира, направляемый не только педагогом, но и учениками. Получая новые знания, ученики прилагают определенные усилия, а педагог, со своей стороны, должен заметить эти усилия, поддержать учеников, обеспечивая им условия для дальнейшего продвижения вперед и учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Решать поставленные задачи мне помогают современные педагогические технологии, такие как: технологии личностно-ориентированного обучения, технология перспективно-опережающего обучения, мнемонические технологии, компьютерные технологии, технология проектного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Сочетание вышеперечисленных педагогических технологий с традиционными методами и формами обучения позволяет мне разнообразить формы работы со школьниками, учитывая их индивидуальность, а также обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. В этом, на мой взгляд, и заключается педагогическое мастерство учителя.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в оптимальном развитии каждого школьника на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебно-воспитательной деятельности.
Наличие теоретической базы опыта
Одним из факторов повышения качества начального образования является использование в работе учителя современных педагогических технологий.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Проектирование педагогической технологии предполагает изучение индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности (с наличием образца выполнения, со вспомогательными вопросами, с инструкциями и т.д.). Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
На уроках русского языка и математики используется технология перспективно-опережающего обучения, основными концептуальными положениями которой являются межличностное сотрудничество, нацеленность на успех и предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными.
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5–7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
В современном мире растет поток новых слов, которые дети должны научиться писать грамотно. Однако даже самые примерные ученики, которые добросовестно учат все правила, со временем забывают их, особенно за летние каникулы. Практический опыт преподавания показывает, что одним из возможных способов запоминания словарных слов младшими школьниками является использование мнемонических технологий. Мнемоника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Мнемотехнические приемы помогают учащимся в преодолении многих трудностей русского языка принципиально новым путём. Разнообразные игры, где используются образные графические и образные звуковые ассоциации, дают возможность детям без особого напряжения освоить многие премудрости русской орфографии, дополняя классические правила новыми находками. Дети учатся кодировать информацию через образные модели слов – ассоциограммы, составлять занимательные фразы и орфографические рифмовки. Причём учитель не даёт их ученикам как уже готовый вариант, а ищет и изобретает вместе с детьми (примеры детского творчества представлены в Приложении).
Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.
Начиная с второго-третьего класса применяется технология проектного обучения. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников при организации проектной деятельности, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Кроме того, в процессе обучения и воспитания я использую здоровьесберегающие технологии, которые формируют у школьников осознанную потребность в ведении активного, здорового образа жизни.
Использование данных технологий позволяет учитывать индивидуальные возможности и особенности учащихся в процессе обучения и воспитания в начальной школе и, в случае необходимости, оказывать ученикам помощь и поддержку.
Оптимальность и эффективность средств
При использовании современных педагогических технологий в обучении и воспитании младших школьников следует правильно организовывать учебно-воспитательную деятельность. Характер педагогической помощи и поддержки, которую я оказываю ученикам, это не прямая подсказка как выполнить то или иное задание, а создание условий для успешного развития детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Так, например, при работе по технологиям личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании весьма эффективной является работа в мини-группах(4 человека), когда каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе со мной и проводит взаимообучение по схеме с остальными членами группы. При этом каждый усваивает несколько порций учебного содержания. В результате регулярно повторяющихся упражнений у детей совершенствуются навыки логического мышления и. понимания; в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. Кроме того, обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Не менее эффективным является использование учениками опорных схем при ответах. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.
В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Все на каток!».
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
В результате педагогической поддержки индивидуальности младших школьников при использовании современных педагогических технологий в обучении и воспитании создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества и сотворчества в учебно-воспитательном процессе.
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.
Итоги внешнего мониторинга,
проведенного на основе комплексной работы по текстам МРИО
(2009–2010 учебный год)
Предмет | Качество знаний, % |
Русский язык | 68,2 |
Математика | 68,2 |
Окружающий мир | 72,7 |
Литература | 90,9 |
Кроме того, мои ученики ежегодно участвуют в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», Международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа». В 2012 году ученица моего класса приняла участие в научно-практической конференции «Школьники города – науке XXI века» и стала призером конкурса проектов и учебно-исседовательских работ учащихся «Ярмарка идей» в секции «Литература и русский язык». Я убеждена, что участие в подобного рода мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.
Возможность тиражирования
Опыт моей работы обобщен и представлен на моем личном сайте http://nsportal.ru/ermoshina-natalya-anatolevna
Приложения (отдельный документ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)
Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....
Представление собственного педагогического опыта
Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....
Представление собственного педагогического опыта работы
Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...
Представление собственного педагогического опыта
Представление собственного педагогического опыта...