Представление собственного педагогического опыта
учебно-методический материал по теме
Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.docx | 33.6 КБ |
prilozhenie_2_prakticheskaya_rabota.docx | 14.32 КБ |
prilozhenie_1_proekt_musulmanskie_khramy.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного опыта
учителя начальных классов Михайловой Людмилы Вячеславовны по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий в начальных классах».
1.Актуальность и перспективность опыта.
Основными задачами современного образования являются становление личности ребёнка, раскрытие его индивидуальных возможностей, развитие творческого потенциала. В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.
За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и инновационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, организации своей деятельности. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Используемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.
2. Концептуальность опыта.
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.
Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся.
3.Ведущая педагогическая идея заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационно–коммуникационных технологий.
Были определены следующие цели и задачи.
Цель: усовершенствовать методы оптимальной организации обучения в начальных классах посредством использования информационно–коммуникационных технологий.
Задачи:
- изучить разные варианты использования информационно–коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить ребёнка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся;
- разработать рекомендации по использованию информационно – коммуникационных технологий на разных этапах урока.
Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение информационно – коммуникационных технологий на уроках в начальной школе повлечёт за собой повышение эффективности урока и всего учебного процесса.
Предположительно этого можно достичь за счёт:
- проведения уроков с использованием готовых электронных носителей
- создания обучающих презентаций
- проведения занятий контроля по готовым электронным носителям
- создания текстов
- выполнения творческих домашних заданий
- работы с Интернет ресурсами
- работы с цифровой лабораторией
4. Технология опыта.
Как показывает практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках.
Современные возможности компьютера способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желаний учиться.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации, человеком, формирование осознанного и целостного отношения к собственной деятельности по переработке информации. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.
В процессе обучения на уроках выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными технологиями:
- непосредственное применение ИКТ при изучении новых тем на уроках;
- применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках;
- применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся;
К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
- презентация;
- электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- цифровые образовательные ресурсы;
- тренажёры;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- цифровая лаборатория.
Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происходит гораздо легче.
При разработке презентации учитываю, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Презентации к урокам окружающего мира и основам религиозных культур и светской этики составляют и сами дети, реализуя так свои проекты и замыслы, а учитель выступает здесь руководителем и координатором (приложение 1).
На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы (http://school-collection.edu.ru/catalog/) и электронные пособия.
Среди мультимедийных дисков в первую очередь хочу отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, красочное, яркое оформление, доступность в использовании – все это делает «Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия» незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире. О существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далёких мирах, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребёнке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьёзными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы.
Новшеством в моей педагогической деятельности является использование в этом году цифровой лаборатории «Научные развлечения». Она предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественно-научном образовании младших школьников. Вся лаборатория мобильна, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. В рамках научно-исследовательской деятельности, участники проектов сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми. Благодаря своей структуре и функциональности, цифровая лаборатория «Научные развлечения» в полной мере отвечает требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Преимущества использования цифровой лаборатории очевидны:
• позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах;
• дает возможность производить удобную обработку результатов;
• обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях».
Освоив работу с цифровой лабораторией, я разрабатываю свои интересные лабораторные опыты, которые делают процесс обучения более интересным и запоминающим. Так уже были проведены опыты при изучении темы «Температура» (приложение 2).
Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
5. Оптимальность и эффективность средств.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно - образного, наглядно - действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка.
6. Методологическая база педагогического опыта
Методологическую основу опыта составляют:
- государственная концепция и стратегия модернизации образования;
- психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский. В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.);
- психологическая концепция учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.);
- психологические концепции усвоения знаний и способов деятельности (П.Я.Гальперин и др.);
- концепция деятельностиого подхода к обучению (Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и др.);
- концепция информационного подхода к обучению (В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман и др.);
- концепция технологического подхода к обучению (В.П.Беспалько, И.С.Якиманская и др.).
Понятийно-терминологический аппарат инновационного педагогического опыта.
ИКТ - информационные - коммуникационные технологии.
Методический инструментарий по выражению академика В.М.Монахова [4] – методы и средства реализации педагогических технологий (методы активизации и интенсификации процесса обучения, основы педагогической техники и педагогического мастерства, индивидуализация процесса обучения, модульное обучение, инновационные педагогические процессы,
основы научной организации педагогического труда.
Современные средства обучения (компьютер, Интернет, компьютерные программы и др.), которые в работах Э.И.Кузнецова, И.В.Роберт и др. названы «педагогическими программными средствами» [1;115].
7. Теоретическая оснащенность педагогического опыта.
Теоретическую концепцию педагогического опыта составляют положения, которые продуцируются новой образовательной парадигмой и достижениями психолого-педагогической науки, а именно:
1) В учебном процессе основным «рабочим полем» является поле деятельности ученика (различные взаимодействующие виды самостоятельной учебной деятельности учащихся) в силу признания положения Л.С.Выготского, согласно которому, развитие детей в обучении основано на языке действий, «встроенных» в ту или иную культуру. При этом, Л.С.Выготский писал: «…основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т. е. создание и употребление знаков» [3].
2) Одним из эффективных путей обучения учащихся деятельности в учебном процессе является формирование приемов учебной деятельности, владение которыми: 1) вырабатывает и совершенствует умение самостоятельно учиться; 2) повышает уровень решения учебных и языковых задач, тем самым влияя на качество знаний по предмету; 3) дает возможность для решения таких задач, как осуществление межпредметных связей на уровне видов деятельности, для активизации, интенсификации и уровневой дифференциации учебной деятельности; 4) изменяет общий стиль умственной деятельности учащихся.
Исходя из вышеизложенных допущений, я, вслед за О.Б.Епишевой, делаю вывод, что необходимыми условиями совершенствования методической системы обучения в школе являются:
- Деятельностный подход («от ученика») во всех его компонентах [2]: а) проектирование учителем идеальной траектории деятельности ученика в учебном процессе с помощью перевода заданных извне целей образования, содержания обучения, процессов овладения учащимися самостоятельной учебной деятельностью и процессами саморазвития на язык действий учащихся; б) деятельность учителя в учебном процессе требует совмещения поля деятельности учителя с полем учебной деятельности учащихся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в учебной деятельности (эта замкнутость двух пространств деятельности - суть проектирования технологии обучения);
- Формирование приемов учебной деятельности.
8.Результаты инновационного опыта.
Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты:
•Рост положительной мотивации на уроках.
• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.
100 % первоклассников положительно относятся к урокам. Благодаря интересной и разнообразной подаче материала дети не утратили желания получать новые знания, а значит, в дальнейшем, это положительно скажется на качестве знаний обучающихся. Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе.
95% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными. Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
В результате применения ИКТ в процессе обучения учащимися будут достигнуты предметные результаты. В плане обогащения арсенала методических средств и приемов при обучении в начальной школе основные свойства ИКТ:
1. охватят все этапы образовательного процесса: получение информации, практические занятия, мониторинг учебных достижений;
2. обеспечат расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения.
В результате применения ИКТ в процессе обучения учащимися будут достигнуты следующие метапредметные результаты:
1) в области развития стратегий смыслового чтения и работы с информацией: умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию:
- умение структурировать текст (выделять главное и второстепенное; представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
2) в области освоения методов познания (умение использовать логические действия и операции, такие как сравнение; анализ, синтез; обобщение; конкретизация; классификация)
Использование информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе формирует и стимулирует у обучающихся эмоционально положительное отношение к учебным предметам, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.
9. Возможность тиражирования.
Данный опыт представлен мной на заседании МО учителей начальной школы, на семинарах городского и республиканского уровней, а также опубликован на личном сайте учителя.
Глоссарий:
1.«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.- Москва, 2000.- 248 с.
2.Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике. - Москва, 1999. – 460 c.
3. Митюхина, Н.П. / Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся посредством знаково-символической деятельности // Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт аналитической психологии и психоанализа» (МИАПП) - Электронный ресурс – режим доступа: http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1687-.html
4.Монахов В.М., Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995. – 200 с.
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Измерение положительной и отрицательной температуры.
1.Подготовься к выполнению работы.
Прочитай информационный текст и выдели ключевые слова.
В разное время года температура может сильно отличаться. В конце весны устанавливается тёплая погода, которая сохраняется в течение лета. В это время температура воздуха бывает положительной. С наступлением зимы приходят холода. Водоёмы покрываются льдом, земля скрывается под снежной шубой. Жизнь в природе замирает. В зимние месяцы всегда на улице бывает отрицательная температура.
-Какие ключевые слова выделили?
-Какова же будет тема нашего исследования?
-Сформулируйте учебную задачу.
2. Для работы необходимо:
- измерительный модуль температуры
- 2 стакана, чайная ложка
- вода комнатной температуры
- лёд, соль
При работе с ЦЛ необходимо выполнять правила по ТБ.
3. Инструкция о мерах предосторожности при выполнении работы (карточка)
1.Выполнять все указания педагога, соблюдать дисциплину при подготовке во время работы.
2.Размещать оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падения или опрокидывания.
3.Начинать работу можно только после получения разрешения педагога.
4.Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой.
4. Ход работы.
1.Измерение температуры воздуха.
Шаг 1.Возьми датчик температуры за ручку модуля.
Шаг 2. Подожди некоторое время пока показания станут стабильными.
2.Измерение температуры воды.
Шаг3.Погрузи щуп модуля «Температура» в стакан с водой.
Шаг 4.Подожди некоторое время пока показания станут стабильными.
3.Измерение температуры льда.
Шаг5.Извлеки щуп модуля из стакана с водой и погрузи его в стакан со льдом.
Шаг6 .Добавь в стакан со льдом одну чайную ложку соли.
Шаг7. Подожди некоторое время, пока показания температуры станут стабильными.
5.Результаты работы.
Сравни полученные результаты и сделай выводы.
6.Выводы
1.Какую температуру называют положительной, а какую отрицательной?
2.Какой знак ставится перед цифрой, обозначающей температуру льда?
3.На сколько градусов отличается температура воздуха от температуры воды?
7.Рефлексия
8.Оцени свою работу.(карточка)
1.Что ты узнал нового?_______________________________________________________
2.Что ты научился делать?____________________________________________________________
3.Оцени степень своего участия в работе в паре или группе?
5 4 3 2 1 (5-это наивысшая оценка)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мече́ть — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение
Мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом- гамбизом . Флигелем к мечети пристраиваются башни- минареты числом от одного до девяти.
Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Кора́н — священная книга мусульман
Мекка — священный город мусульман. Мекка город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман . Не мусульманам в Мекку въезд запрещён.
Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра- минбар , с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы.
При мечетях, как правило, работают школы-медресе
Интересный факт- кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)
Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....
Представление собственного педагогического опыта
Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....
Представление собственного педагогического опыта работы
Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...
Представление собственного педагогического опыта
Представление собственного педагогического опыта...