Представление собственного педагогического инновационного опыта
опыты и эксперименты по теме

Бирюкова Анастасия Николаевна

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Проблемно-диалогическое обучение на уроках в начальной школе как средство активизации

познавательной деятельности младших школьников»

       

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя начальных классов

МБОУ « Ардатовской основной общеобразовательной школы»

Республики Мордовия

Бирюковой Анастасии Николаевны

«Человек глубоко постигает лишь то,

 до чего додумывается сам».

Сократ

           В 2012 году я приняла первый класс. Передо мной встал вопрос: как же организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку обучение в школе, как сделать так, чтобы ребёнку было интересно работать на уроке, а обучение новому материалу было понятным для него и доступным. Сейчас актуальным становится  то, как  правильно организовать процесс обучения, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта. Что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в  школе.  

         Я поняла, что разрешить эту проблему я смогу, используя современные педагогические технологии.

Актуальность и перспективность опыта.

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС  определяют не только предметные, но  и метапредметные и личностные результаты.  Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.  В результате обучения у ребёнка должны формироваться:  желание  и умение учиться, инициативность, самостоятельность,  навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Учебный процесс я строю по образовательной системе "Школа 2100". По этой системе я работаю с 2006 года. Она полностью соответствует стандартам второго поколения: интересная, доступная детям, побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися. Одной из форм работы, которую я систематически использую на своих уроках - это проблемно-диалогическая технология. Эта технология, на мой взгляд, является самой эффективной. Особенно актуально использование этой технологии становится сейчас. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный  подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Очень важно идти в ногу со временем, говорить на одном языке со своими учениками. Именно поэтому проблема, над которой я работаю, называется: «Проблемно-диалогическое обучение на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

             

           Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемно-диалогическая технология поcтроена на  принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

           Перспективность опыта: Проблемно-диалогическая технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

         Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.

           Ведущей идеей моей педагогической деятельности является создание условий для формирования активности  учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса на уроках в начальной школе через иcпользование проблемно-диалогической технологии.

         

Теоретическая база опыта.

            Технология проблемного диалога разработана психологом Е.Л. Мельниковой на основе иcследований проблемы развития эвристического мышления. 

              Одной из  психолого-педагогическиой концепции учения является теория проблемного обучения И.Я. Лернера. Сущность этой теории в том, что «учащийся под руководcтвом учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы». В основу современной теории проблемного обучения, разработанной М. И. Махмутовым, положены частично-поисковый и поисково-исследовательский методы работы.

Технология опыта.

           Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках в начальной школе через использование технологии проблемного обучения и проблемно-поисковых методов. Взаимодействие учителя и учеников раcсматривается не как обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы. Ученик становится участником образования.

Концептуальность опыта заключается:

  • в создании проблемных ситуаций, совместный поиск решения проблем, вовлечение детей в активный процесс изучения каждого учебного предмета,
  •  развитие не только предметных, но и общеучебных умений  учеников,
  • деятельностный принцип обучения  

Таким образом,  основополагающими принципами опыта являются:

  • научность;
  • системность;
  • эффективность;
  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
  • перспективность,

-       технологичность.

           Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.          

              Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество».  

           Рассмотрим структура введения нового материала в образовательной системе  «Школа 2100». Она включает в себя:

·  столкновение с проблемой,

·  выдвижение гипотез,

·  проверка их,

· исследование на учебном материале в совместной деятельности через многочисленные упражнения и задания;

·  результат,

·  вывод,

·  оценка.

        Данную структуру я использую на своих уроках, которые строю согласно модели проблемно-диалогического урока по  следующим этапам:

I. Организационный момент

- вовлечение детей в деятельность

2. Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности

3.  Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место-определение необходимости нового знания

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы

5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов

- фиксирование уже оформленного знания

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка своих работ по эталону

7. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала

8. Итог урока

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

       Все эти этапы урока мною отражены в приложении:  конспект открытого урока по русскому языку «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Слова-омографы.»

     

       Проблемные методы помогают реализовать данную структуру урока .

       Это  отражено в таблице «Классификаций методов обучения».

Таблица 1. Классификация методов обучения        

МЕТОДЫ

ПРОБЛЕМНЫЕ

Традиционные

«Классические»

«Сокращенные»

Постановки учебной проблемы

Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации

Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Сообщение темы

Поиска решения

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знаний

   

      Вышеизложенная классификация методов обучения и сравнительный их анализ  позволяют определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем;  как средство развития ключевых компетенций младшего школьника:

- учебно-познавательных (ставить цель и организовывать её достижение, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
выдвигать гипотезы; формулировать выводы);

- информационных (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию);

- коммуникативных (владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы)

Анализ результативности

        Мои дети учатся самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы.

        В процессе работы по данной теме у учащихся  наблюдается положительная динамика в развитии уровня мотивации к учению, качества знаний, повышается познавательная активность и самостоятельность в обучении, появилась уверенность в своих силах. Учащиеся испытывают огромное удовольствие, если разрешают проблему самостоятельно, их самооценка растет.

       Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.    
       Мои ученики принимают участие в  школьных  научно-практических конференциях «Первые шаги в науку» с исследовательскими и проектными работами. Большой интерес ученики проявляют к конкурсам. Они являются их участниками, призёрами, лауреатами. Особой любовью в нашем классе

пользуются дистанционные викторины  и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Мои дети участвуют в дистанционных проектах. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

         Я сама являюсь участником  разработки  очно-дистанционного курса «Подготовка учащихся к дистанционным эвристическим олимпиадам» для учащихся начальных классов. Ссылка на сайт дистанционного курса:

  http://moodle.tgl.net.ru/course/category.php?id=6 

       За активность и отличные результаты учеников меня, как педагога – руководителя регулярно награждают грамотами, вручают благодарственные письма.

        Надеюсь, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому  - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.

Качество знаний учащихся за последние три года

 по итогам внутреннего мониторинга

2012-2013

учебный год

2013-2014

учебный год

(итоговый контроль)

2014-2015

учебный год

(итоговый контроль)

2015 – 2016

Учебный год

(входной контроль)

класс

математика

Русский язык

класс

Русский язык

математика

класс

Русский язык

математика

класс

Русский язык

математика

1

Безотметочная система

2

69%

57%

3

70,5%

61%

4

71%

63%

     

 

         С результатами своей деятельности выступаю на заседаниях МО учителей начальных классов, педагогических советах . В августе 2013г  с данной темой выступала на муниципальной  научно-практической конференции.

          Так же я принимаю активное участие в конкурсах педагогического мастерства:

  1.   На уровне образовательной организации:

«Лучший молодой учитель» - 2007 г., лауреат конкурса;

                                                  - 2008 г., лауреат конкурса.

                         - 2009 г., лауреат конкурса.

                                                    - 2010 г., лауреат конкурса.

 «Его величество урок »,         - 2009 г., 2 место

  1. Участие в конкурсах муниципального уровня :

                     «Учитель года-2014»  -  победитель,

  1. Участие в конкурсах республиканского уровня:

                   «Учитель года – 2014» - участник

  1. Участие в дистанционных конкурсах всероссийского уровня:

                «Мой открытый урок» - победитель II степени

                «Педагогические проекты» - участник

Трудности и проблемы в использовании опыта.

Из опыта работы можно отметить как положительные результаты, так и трудности, связанные с организацией проблемно - диалогического обучения

         В первую очередь это особенности детей психологического характера. 

         Правильное распределение времени на уроке. Как известно, работоспособность учащихся на уроке не одинакова. Первые десять минут – фаза врабатываемости. Затем – двадцатиминутное плато высокой активности. Последние десять минут – спад. Поэтому введению знаний должен быть отдан самый работоспособный отрезок урока. Ведь именно введение является основным и наиболее трудоемким этапом изучения нового материала.

Важно фиксировать на доске новый материал, намеренно создавать ученикам зрительную опору, т.к. одни дети лучше воспринимают зрительно, другие – на слух. Оставляя вновь изученное в "устном варианте" работа ведется с меньшей частью ребят.

Могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют  учебную проблему. Я никогда не реагирую  на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего откликаться  поддерживающим кивком головы и словом: «Так».  Поскольку  подобная реакция не означает  согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана  и принята к сведению, я стараюсь побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»

Очень важно, чтобы в классе сложилась атмосфера поиска идей, в которой каждый ребенок свободно высказывает свои мысли, но в то же время с уважением относится к мыслям, высказанным другими людьми.  

Всё выше сказанное я учитываю при разработке своих уроков.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

         Использование технологии обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников и воспитание активной личности.  Данный педагогический опыт адресован учителям  начальных классов.

        Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОC.   

        Материал из опыта работы размещён на моём личном сайте и на сайте школы.

Адрес сайта:

             личный сайт    http://nsportal.ru/biryukova-anastasiya-nikolaevna

            школьный сайт    http://ardoosh.a2b2.ru/teachers/11740/

       

         В перспективе я продолжу использовать проблемно-диалогическое  обучение  на  уроках  начальной школы, так как использование этой технологии в  моей работе,  даёт положительные результаты. Это приносит удовлетворение и радость творчества. Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа - это моя жизнь, а дети – мои путеводные звёздочки. Я с огромным чувством радости стремлюсь зажечь их даже на самом маленьком небосклоне, а они мне отдают свои маленькие лучики любви и радости. Ради этого надо жить и продолжать любимую работу.

Литература

1.Веретенникова И.В. Диалог – одна из форм сотрудничества на

    уроке// Начальная школа. – 2006. - №11.

2. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996.

3. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

4. Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно-диалогических методов в начальной и основной школе// Начальная школа плюс до и после. – 2003.- №3

5. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.

6. Статьи из журнала «Начальная школа плюс до и после».

7. Статьи из журнала «Начальная школа».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект открытого урока

Русский язык

2 класс

УМК «Школа 2100»

БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА

Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Слова-омографы.

Цель: наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью; развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1.  Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, учебник русского языка, рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки с заданиями для работы в паре, толковый словарь учителю, толковый словарь школьника.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Зовут меня Анастасия Николаевна.

- Проверим готовность к уроку. Нам понадобится учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

- Все готовы? Тогда начнём урок.

- Посмотрите в окно и скажите, какой сегодня день?

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 - А что сделать, чтобы и на душе стало также тепло и спокойно? (улыбнуться)

 - Порадуйте своей улыбкой тех, кто сейчас находится рядом с вами, улыбнитесь друг другу. У вас такие солнечные улыбки, что от них становится ещё ярче и теплее день.

- Я тоже дарю вам свою улыбку и желаю вам удачи .

2. Погружение в урок.

- На прошлом уроке вы приступили к изучению нового раздела. Давайте вспомним  как он называется? ( Буквы безударных гласных в корне слова)

- Сегодня мы с вами продолжим наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

- Для нас урок – это работа. Любая работа имеет цель. Вы видите облака с целями урока, выберите каждый свою цель.

  • Учится красиво и правильно писать;
  • Упражняться в постановке ударения;
  • Учиться различать ударный и безударный гласные звуки;
  • Наблюдать над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне;
  • Повторить словарные слова;
  • Получить новые знания о словах;

Учитель: - В конце урока мы проверим , справились ли вы с поставленными целями . Я буду вам помогать в достижении этих целей.

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идет весна по городу!

- О чём это стихотворение? (о весне)

- Это стихотворение Ю. Мориц называется  “Идет весна по городу”

- По улицам нашего города ступает осторожными шагами  Весна!

- Ребята, посмотрите,  кто нас встречает?

-  Это весеннее солнышко. Посмотрите,  как оно ярко светит, пытаясь согреть вас своими лучами, настроить вас на хорошую работу на уроке.

- Что приносит солнце людям? (Свет, тепло, радость, здоровье)

-Ой, ребята, с нашим солнышком случилась беда. Его спрятала тучка.

- Что же теперь будет? Надо что-то делать, как - то спасать солнышко?

Тучка: «Я верну вам солнышко, если вы пройдёте все мои испытания.»

- Ну что, ребята, будем спасать солнышко, не боитесь испытаний?

- Перед уроком мы с вами записали число и классную работу. Поэтому начинаем проходить испытания.

3. Чистописание

- Ребята, посмотрите на слайд, и скажите, написание каких букв мы  повторяем сегодня? (Вв Сс Нн Ее Аа)

-А сейчас сели правильно. Спинку держим ровно.

- Вспомним написание букв  Вв Сс Нн Ее Аа .

(щелчок мышкой – «шарик» показывает последовательность движений при написании буквы)

- Запишите эти буквы в тетрадь.  Следите за высотой и наклоном букв. (Дети прописывают буквы)

- Обведите лучшую букву в кружок простым карандашом.

- А кто мне скажет, какое слово можно составить из этих букв? (весна)

- Ребята, вы справились с первым испытанием. Посмотрите,  что изменилось на картинке?

- Наше солнышко показало свой первый лучик из-за тучки.

4. Словарная работа.

- Перед вами звуковая запись слов:

исна],[горат],[нарот],[улица],[марос]

- Сделайте буквенные записи.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

– Каким общим свойством можно объединить эту группу слов? (в каждом слове есть безударная гласная)

– Какое слово лишнее?  (Лишнее слово весна, т.к. безударную гласную в корне можно проверить  - вёсны, а в остальных – непроверяемая гласная).

-Ребята, а какая орфограмма ещё есть в словах город, народ, мороз?(парная согласная)

Проверка по эталону!

Город, народ, весна, улица, мороз.

- Поднимите руки те, кто не сделал не одной ошибки.

- Остальные ребята, запомните правильное написание этих слов. Я думаю, в следующий раз вы не допустите в них ошибок.

- Молодцы, ребята. Мы прошли второе испытание к спасению солнышка. Что изменилось на картинке?

- Наше солнышко показало второй лучик.

5. Проверка домашнего задания:

- Мы поиграем в игру «Верно ли, что…».

- Встали возле парт.

- Я буду читать предложения, а вы если верно - хлопаете в ладоши, если нет – топаете.

– В русском языке ударение всегда падает на первый слог. (Топают)

– Сколько в слове звуков, столько и слогов. (топают)

– Ударный слог в слове может быть только один. (Хлопают)

– Ударными бывают гласные и согласные звуки. (Топают)

– Ударными бывают только гласные звуки. (Хлопают)

– Слова могут состоять из одного, двух и более слогов. (Хлопают)

- В слове столько слогов, сколько  гласных звуков. (Хлопают)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовили домашнее задание. Мы прошли третье  испытание к спасению солнышка.

- Что ещё изменилось на картинке?

- Наше солнышко показало ещё один лучик из-за тучки.

6. Поиск новых знаний.

– Прочитайте слова про себя.

Опасаться,  острый,  мука, бояться, тупой, мука.

– Перед вами карточка с таблицей.

Синонимы

Антонимы

- Найдите среди этих слов слова-синонимы и запишите их в первую графу таблицы.

- Какие слова вы записали?  (опасаться – бояться)

- Докажите, что эти слова синонимы. (Различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение- «испытывать боязнь, страх»)

– Найдите среди этих слов слова – антонимы  и запишите их во вторую графу таблицы.

- Какие слова вы записали? (острый- тупой)

- Докажите, что эти слова антонимы. (Различные по звучанию и написанию,  имеющие противоположное  лексическое значение - «тупой- т.е недостаточно отточенный, чтобы хорошо резать или колоть; острый- т.е хорошо отточенный»)

– У нас остались два слова… (мука)

- Можем ли мы их отнести к синонимам или антонимам? (Нет)

- Вот ребята, нашей целью будет выяснить, что это за слова, как называется группа таких слов.

- Запишите эти слова в третью графу.

- Как вы думаете, это одно слово или разные?

- Поставьте ударение в этих словах так, чтобы слова были разными.

– Что интересного замечаете  в  этих словах? Как они пишутся?

-  Одинаково ли звучат?

- А какое имеют лексическое значение?

 (Они одинаково пишутся, но совершенно разные по лексическому значению и произношению: "мука" - продукт и "мука" – страдание, мучение).

- Это новая группа слов называется омографы.

- Давайте выясним, что такое омографы?»

 - Где мы можем узнать значение этого слова? (В толковом словаре)

- Вы видите выписку из толкового словаря. Прочитаем её.

Омографы (от двух греческих слов: омо – одинаковый и графо – пишу, т.е слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение).

- Молодцы, ребята. Вы прошли ещё одно испытание к спасению солнышка. – Какие  изменения вы видите на картинке?

- Наше солнышко показало ещё один лучик из-за тучки.

7. Первичное закрепление полученных знаний:

- В следующем испытании необходимо применить полученные знания о словах- омографах. Это последнее испытание и  самое сложное.

Задание 1: - Работа  в парах по карточкам. Карточки на парте. Прочитайте стихотворение, найдите слова – омографы, подчеркните их . Поставьте  в них ударение.

    Белки прыгают по веткам,
   Принесли орешки деткам!

    Взбей яичные белки,
   И печенье испеки.

- Проверяем! (дети читают стихотворения, слова-омографы)

- Прочитайте стихотворение.

- Назовите слова омографы.

- Объясните лексическое значение слов: белка и белок.

                   Белка- лесной зверек-грызун с пушистым хвостом.

                   Белок-  прозрачная часть яйца, белеющая при варке. 

– Что же помогло нам различить значения этих слов? (Ударение)

– Кто заметил, что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.)

 Учитель: Вы наблюдали за новым свойством русского ударения – подвижностью.

- Ребята, докажите, что эти слова - омографы. (Эти слова пишутся одинаково, но имеют разное произношение и значение)

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием. Я уверенна, что вы справитесь и со следующим заданием.

Задание 2: - Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.138, найдите упр.216.

- Запишите 1-ое слово из упражнения. Поставьте в нём ударение.

- Проверим, какое слово у вас получились? А у кого получилось другое слово?

- Объясните лексическое значение слова кружки( сосуд для питья в виде стакана с ручкой) , кружок ( геометрическая фигура или объединение людей для совместных занятий чем-нибудь, например танцевальный кружок, кружок рисования) .

- Что помогло  нам различить эти слова? (Ударение)

-Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (Подвижность)

- Как называются такие слова?(Омографы)

- Выберите каждый себе задание с этим словом:

Слайд:         - составьте и запишите с записанным вами словом предложение;

        -  составьте и запишите предложения со словами омографами;

-   составьте и запишите предложения со словами омографами и   подчеркните безударные гласные.

- Как вы выполнили это задание, проверит ваш учитель.

- Ребята, посмотрите на картинку, что изменилось на картинке?

- Солнышко показало  последний лучик, а злая тучка улетела. Значит,  мы справились с последним испытанием.

8. Итог урока.

Солнышко читают дети: «Спасибо, ребята, что освободили меня. Теперь я опять могу приносить своё тепло и радость людям. Согревать природу своими лучами, чтобы она могла пробудиться от зимнего сна»

- Посмотрите, какая у нас получилась весенняя картина. Что помогло нам создать её? (Наши знания)

 - А сейчас давайте подведем итоги пройденных испытаний.

- С какой новой группой слов вы познакомились? (словами-омографами)

- Что особенного у этих слов? (пишутся одинаково, отличаются ударением, имеют разное значение)

- Какое  свойство ударения вы наблюдали в этих словах? (Подвижность)

9. Домашнее задание: Дидактические материалы, с.94, упр.215.- составить и записать по два предложения со словами омографами.

10. Рефлексия:

- Наш урок заканчивается.

- Пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось на уроке, достиг ли он поставленных целей в начале урока.

- У вас на партах лежат оценочные листы. Покажите в них ваше настроение:

Если ты доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй        улыбающееся солнышко.

     Если тебе на уроке было сложно, то рисуй грустное солнышко. Не переживай,  в следующий раз будет лучше.

Дети рисуют настроение, в этот момент звучит песня А.Островского «Пусть всегда будет солнце»

- (Иду между рядов) Я вижу, все довольны своей работой.

- Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Вы были очень активными и внимательными. Молодцы!

- Я  хочу закончить наш урок следующими словами, пусть они станут вашим девизом:                            Пусть каждый день и каждый час

                                     Вам новое добудут.

                                     Пусть будет добрым ум у вас

                                     И сердце добрым будет!                                          - Спасибо за урок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта

Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

Представление собственного педагогического опыта

Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Представление собственного педагогического опыта работы

Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Представление собственного педагогического инновационного опыта

Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Здоровье – основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ...