Представление собственного педагогического опыта работы
материал по теме
Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление инновационного педагогического опыта работы
учителя начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. о. Саранск
Золотаевой Марины Михайловны
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»
Введение
Произошедшие в российском обществе социально-экономические преобразования привели к серьезным изменениям и в системе образования в целом и на ступени начального образования в частности. Изменились приоритеты образования. Введенный новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт направлен на смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать, что неразрывно связано с развитием личностных качеств учащихся. Исходя из этого, современное общество ставит перед школой задачу формирования личности ребенка, способной:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельно приобретать необходимые знания;
- умело применять их на практике для решения проблем, используя современные технологии;
- самостоятельно критически мыслить;
- быть коммуникабельной;
- совершенствовать свою нравственность и духовную культуру.
Следовательно, появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурностью. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника, так как именно школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает не только становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, а также развитие таких качеств, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. От того, что вложит педагог в душу ребенка в младшем школьном возрасте, и будет зависеть, чего достигнет он в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
1. Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка на ступени начального общего образования
1.1 Сущность и природа нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина. Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения волновал многих педагогов, психологов, философов (Н. А. Бердяев, В. П. Вахтеров, П. Ф. Лесгафт, М. М. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
В философии понятие нравственности приравнено к понятию морали, что означает нормы, принципы, правила поведения людей. Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Ученые доказали, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграл труд людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль служит регулятором взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
1.2 Особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
С первых дней пребывания в школе у детей формируется отношение к школе, образованию, учителям, сверстникам. Происходит их приобщение к нормам социальной жизни, формируются основы гражданственности, нравственности, трудолюбия, инициативности.
Нравственное развитие младших школьников своеобразно. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловленные требованиями, указаниями, советами учителя. Они только начинают самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, поэтому их оценка событий и поступков часто бывает ситуативна. Тем не менее, стремление к подобной самостоятельности должно поддерживаться учителем. Он же должен помогать и при анализе и нравственной оценке ситуаций.
Поступивший в школу ребенок занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью. В связи с этим проблему духовно-нравственного развития и воспитания учащихся следует решать с учетом единства нравственного и умственного развития в процессе обучения. Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках. При этом следует помнить, что воспитывают не только содержание, формы и методы обучения, учитель, его личность, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу и к самому себе.
Для достижения успеха в области развития и воспитания духовно-нравственной личности в начальной школе важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Важно, чтобы каждый ребенок занимал в коллективе адекватное своим возможностям место, тогда влияние на личность будет оптимальным. Это позволит развить чувство собственного достоинства и заставит младшего школьника действовать без внешнего побуждения согласно установленным нравственным нормам и принципам.
Следовательно, духовно-нравственное развитие происходит и в учебной деятельности, и в процессе игры, и в общении. Результатом целостного процесса является формирование личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, навыков, привычек, общественно ценного поведения. В силу особенностей возраста учащихся начальных классов в работе с ними требуются специальные приемы, способствующие тому, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
1.3 Методы и приемы духовно-нравственного воспитания
Под методами воспитания принято понимать способы воздействия на учащихся и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, который формируется благодаря активной деятельности ребенка в различных сферах жизни. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Г. И. Щукиной, в которой выделяют следующие группы методов:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
2. Психолого-педагогический портрет класса, являющегося базой для формирования представляемого педагогического опыта
В моем классе 28 человек: 16 девочек и 12 мальчиков.
Преимущественно дети воспитываются в полных семьях, в основном семьи молодые, воспитывают по одному ребенку.
В коллективе ребята очень разные. Некоторые требуют индивидуального подхода, как в учебном процессе, так и в общении. Все ребята добрые, незлопамятные. Они всегда готовы прийти на помощь, заступиться друг за друга. Более «сильные» помогают «слабым». Ребята никогда не остаются в стороне при решении проблем. Многие ребята уже научились радоваться не только своим успехам, но и успехам друг друга и всего классного коллектива. Следует отметить, что дети тесно общаются между собой не только в школе, но и за ее пределами. Мальчики и девочки дружат между собой, все называют друг друга по имени. Можно сказать, что класс активный, порой даже чрезмерно. Ребята с удовольствием принимают участие во всех школьных делах. Главное – заинтересовать их. Бывает, что сначала включаются в работу самые активные, а за ними – и остальные.
Уже сейчас заметны наиболее активные ребята, которые с радостью выполняют любое поручение, сами проявляют инициативу.
Ребята учатся самостоятельно организовывать коллективные дела. Иногда им требуется помощь классного руководителя. Не всегда им удается самостоятельно распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять, так как порой у них не получается терпеливо и внимательно выслушивать друг друга. Но мы этому учимся.
С каждым годом становится заметным, что ребята взрослеют, более ответственно начинают относиться к учебному процессу.
3. Опыт работы по воспитанию духовно-нравственных качеств младших школьников
3.1 Основные методы духовно-нравственного развития и воспитания
В своей работе я большое внимание уделяю методам убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у детей сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, пример.
В общении с детьми я часто использую рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Рассказ я стараюсь сопровождать иллюстрациями, изделиями народных умельцев, музыкой.
В работе с учащимися также широко применяю этическую беседу. Я выслушиваю и учитываю мнения, точки зрения своих учеников, строю свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Предметом наших обсуждений чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Их цель – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений через анализ, оценку, обобщение конкретных фактов и формирование самостоятельного вывода.
В формировании духовно-нравственной личности своих воспитанников мне помогает созданная и успешно реализуемая концепция воспитательной системы «Я+ТЫ=МЫ», цель которой: формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка в процессе взаимодействия друг с другом.
Реализация данной цели достигается в процессе выполнения следующих задач:
- формирование у учащихся готовности нести ответственность за самоопределение и свободный выбор видов деятельности, направленной на развитие творческого потенциала;
- формирование положительной Я-концепции;
- формирование коммуникативной культуры: развитие умения общаться и сотрудничать;
- формирование навыков самостоятельности, коллективизма, ответственности;
- проведение диагностической, коррекционной, консультативной и просвещенческой работы, как с детьми, так и с родителями;
- развитие различных способностей учащихся;
- развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
- развитие правильного отношения к окружающим на основе норм этики и нравственности; воспитание толерантности;
- воспитание уважения к себе и окружающим;
- воспитание духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание стремления к познавательной деятельности, общественной активности;
- приобщение родителей класса к общественной жизни школы.
Я стараюсь учить детей обращать внимание на всех, кто их окружает, учу любить людей, учу слушать и слышать себя и других, учу быть терпимыми, коммуникабельными.
Но я всегда помню о том, что нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.
В этом мне помогают современные педагогические технологии, такие как: технологии личностно-ориентированного обучения, перспективно - опережающего обучения, проектного обучения, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Сочетание данных педагогических технологий с традиционными методами и формами обучения позволяет мне разнообразить формы работы с учащимися, учитывая их индивидуальные особенности, обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащение форм взаимодействия друг с другом и взрослыми в познавательной деятельности.
3.2 Актуальность педагогического опыта
Актуальность данного педагогического опыта непосредственно связана с переходом на ФГОС второго поколения. Если приоритетом общества и системы образования является способность учащихся самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие личностные нравственные качества ученика. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования: основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте
Работа над формированием духовно-нравственной личности каждого учащегося способствует формированию личностных компетенций, что включает в себя:
- ответственное отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной работы с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
3.4 Результативность педагогического опыта
Работая над проблемой духовно-нравственного развития учащихся, стремлюсь к тому, чтобы результатами формирования личности каждого ребенка стали:
- желание и умение учиться;
- доброжелательное отношение друг к другу и ко всем людям;
- умение культурно общаться;
- стремление аргументировать свои решения;
- умение брать ответственность за поступки на себя;
- активность учащихся – «слабые» должны чувствовать уверенность в своих силах; «сильные» ощущать необходимость и пользу в помощи товарищу.
Следует отметить, что используемые формы и методы работы помогают формировать в каждом ребенке духовно-нравственные ценности и развивать навыки общения.
Мои ученики активны как во внеклассной жизни класса и школы (традиционными стали семейные вечера, сезонные и тематические праздники), так и в учебной сфере. Например, учащиеся не только ежегодно участвуют в Международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру», Международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа», но и занимают призовые места по школе. Учащиеся также принимают активное участие в исследовательской деятельности, в создании различного рода проектов («Наша Азбука», «Родословная моей семьи», «Имена», «Сказки, придуманные нами» и др.).
3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает:
- выработку понимания жизненной важности морали;
- установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
- выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
- выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
- милосердие и любовь к людям.
Заключение
Воздействие на человека с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Список использованных источников
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений./под ред. А. Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
// Вестник Образования России. Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки. – 160 c.
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания. // Завуч начальной школы. Научно-практический журнал. - № 1, 2013 г. – с. 99 – 122
- Львова И. А. Уроки нравственности в школе. // Завуч начальной школы. Научно-практический журнал. - № 2, 2011 г. – с. 15 – 18
- Маркина В. Б. программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах. // Завуч начальной школы. Научно-практический журнал. - № 3, 2012 г. – с. 3 – 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)
Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта
Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....
Представление собственного педагогического опыта
Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

Публичное представление собственного педагогического опыта работы
Публичное представление собственного педагогического опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальных классов» ...