Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
статья на тему
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_lichnogo_opyta.docx | 49.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыты работы учителя начальных классов Верижниковой Т.И.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» Верижниковой Таисии Ивановны 2014 год 1 |
В 21 веке огромное внимание уделяется человеку как личности, его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
Одним из важнейших направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени.
Как непросто в наше время, в таком изобилии разных программ и систем обучения и воспитания, найти нужные ориентиры. Учитель, работающий творчески, не ждёт, пока для него кто-то специально придумает универсальные приёмы и методы. И мне совершенно ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В.А.Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты. Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих.
С 2011 года я работаю над проблемой «Использование современных технологий на уроках и внеурочной деятельности».
Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениям, указанным в президентской инициативе «Наша новая школа»
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.
Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда» (Древняя мудрость).
Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Современная школа для повышения качества обучения ставит перед собой определённые цели и задачи.
Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.
Задачи:
- Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся
- Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.
- Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Предполагаемые результаты:
- Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.
- Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;
- У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
- Повышение динамики качества обучения.
Наличие теоретической базы опыта
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, мнемонические, здоровье сберегающие, игровые, проектного обучения.
В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
Использую задания:
с наличием образца выполнения;
со вспомогательными вопросами;
с инструкциями;
с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.
Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Очень востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.
Учебный диалог можно считать одним из видов педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Я считаю, что использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. На своих уроках очень часто я использую подводящий к теме диалог, представляющий собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка. Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему .
Работая по УМК «Начальная школа ХХI века», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают ситуации успеха, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.
Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения.
В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.
Использую в процессе обучения и здоровье сберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.
Ведущая педагогическая идея
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.
Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
• повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого
ученика,
• приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность,
• активизация познавательной деятельности и творческой активности
учащихся,
• формированию личностных качеств ученика,
• развитие у школьников операционного мышления, направленности на
поиск оптимальных решений,
• формирование умения организовать сбор информации и правильно ее
использовать,
• формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Итоги мониторинга по русскому языку и математике
2009 - 2010 уч. г. 2013 - 2014 уч. г.
4 класс 4 класс
русский язык математика русский язык математика
Качество знаний 80 % 84 % 80% 84 %
Успеваемость 100 % 100 % 100 % 100 %
Средний балл 4, 1 4, 2 4, 2 4, 3
Итоги муниципального мониторинга по русскому языку
(2013 - 2014 уч. год)
Класс Предмет Обученность Качество знаний
4 «А» Русский язык 100% 92%
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, добиться хороших результатов.
В 2014 году проходила городская предметная олимпиада по русскому языку и математике, на которой честь школы представляли мои ученики. Курмаева Ксения стала призёром олимпиады по русскому языку.
В 2013 году на городском конкурсе «Символы России» Орлов Вадим представил своё стихотворение «Россия - Родина моя» и занял 2 место, а в 2014 году он же стал победителем в региональном конкурсе школьных сочинений «Мы – Вместе», его творчество опубликовано в электронном СМИ. В газете «Известия Мордовии» к дню Победы опубликованы интервью Бондаревой Юлии и Прокиной Ксении.
Лебеденко Александр занял 2 место в республиканском конкурсе новогодней игрушки «Новогодний серпантин»
Мои ученики ежегодно участвуют в школьных научно - практических конференциях, в Российских конкурсах с исследовательскими работами и проектами:
Российский конкурс «Талантоха»
- 2013 год - победитель (1 место) Юртаева Яна, проект «Имя твоё известно. Подвиг твой бессмертен»;
- победитель (3 место), Курнаев Антон, исследовательская работа «Выращивание кристаллов в домашних условиях»;
- 2014 год – победитель (2 место), Борцайкин Илья, проект «Изготовление кирпича в домашних условиях»
Мои воспитанники очень активные, любознательные, постоянно участвуют в Российских заочных олимпиадах и конкурсах.
В « копилке достижений» (2010-2014 гг.) моих учеников более 100 грамот и дипломов победителей и призёров.
В чём же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы.
Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог успеха.
Возможность тиражирования.
Мини - сайт http://nsportal.ru verizhhnikova-taizija-ivanovna
- Статья: «Экономика в начальных классах»;
- Статья: «Воспитание самостоятельной творческой личности на этапе начальной школы»;
- Статья: «Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников»;
- Статья: «Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка»
- Конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: «Болото – пресный водоём»;
- Конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: «Вселенная. Планета. Прошедшее. Настоящее…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"
Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "
Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны
Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 9» г.о. Саранск
Обобщение опыта за последние 5 лет...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Песковой О.В.
https://disk.yandex.ru/d/PSDLs2vm5kGwSA...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников....