Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.
презентация к уроку по зож по теме
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grishina_v.v._itogovaya_rabota.doc | 123 КБ |
grishina_v_v.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося в начальных классах»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 2.06 по 6.06 2014года
2 сессия: с 16.06 по 20.06 2014 года
Выполнила: Гришина Валентина Васильевна
Учитель начальных классов
ГБОУ ООШ с.Токмакла
2014г.
Содержание:
- Вступление.
- Актуальность.
2. Школьные факторы риска, влияющие на здоровье учащихся.
3. Пути интенсификации образовательного процесса.
4. Нормативно-правовая база.
5. Цели и задачи.
- Основная часть.
1. Современные теоретические, методические подходы к формированию
здоровья обучающихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. 2. Принципы здоровьесбережения.
3. Условия, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса.
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
5. Методы и приемы, используемые в целях углубления компетенций по здоровьесбережению.
6. Организация урока с применением здоровьесберегающих технологий.
7. Критерии рациональной организации урока.
- Заключение.
- Информационные источники:
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- отсутствие служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
Нормативно-правовой и документальной основой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
· Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Концепция УМК «Школа России».
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Цель моей работы: формирование установки на здоровый образ жизни, повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, обеспечение положительной динамики в состоянии здоровья учащихся посредством применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Большую роль в решении задач играют здоровьесберегающие технологии. Они реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина,- это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профссора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность .
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
- Успех порождает успех.
- Активность.
- Ответственность за свое здоровье.
- Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении обозначенных задач и могут помочь здорвоьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: - 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
1. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя.
| Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, От освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | 10минут |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа |
Наличие и место методов, способствующих активизации. | метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза ребенка, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: |
Психологический климат на уроке |
|
Эмоциональные разрядки на уроке | шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.
Введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Дети входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Это технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование детей к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
1. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
2. использование проблемных творческих заданий;
3. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
4. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
5. рефлексия .
Эти технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя: использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что наиболее эффективным методом активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето. Готовясь к уроку , я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.
Зрительно - пространственная активность достигается за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала (он может быть маленьких размеров). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Реализация основных направлений программы:
- Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
- Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
- Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
- Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
- Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
- Обучения детей правильному отношению к собственному здоровью (проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров).
- Создание комфортной атмосферы..
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся: организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры; динамические паузы; индивидуальные занятия; организация спортивных перемен; дни здоровья; физкультминутка для учащихся
3.Урочная и внеурочная работа.
Используются различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»;различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, коррегирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);
массаж; самомассаж; оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники,
тематические праздники здоровья др.
Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся.
Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2 | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-3 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 минут | 11-15 минут | более 15 минут |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позже чем через 7-10 минут | смена через 11-15 минут | смена через 15-20 минут |
5 | Количество видов преподавания | не менее 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | не позже чем через 10-15 минут | через 15-20 минут | не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью | Отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции |
112 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 35-37 мин. | До 30 минут |
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: Уроки-игры, Уроки – соревнования, Театрализованные уроки, Уроки с групповыми формами работы, Уроки взаимообучения учащихся, Уроки творчества,Уроки-фантазии, Уроки-концерты, Уроки-экскурсии и др.
Заключение.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Литература:
Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, 1995.
Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, 1990.
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.
Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе» - М., Просвещение, 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.
Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов...
"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...
Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС
Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Современные дети очень много времени проводят не в общении со сверстниками, а в общении с компьютером, участвуя во всевозможных компьютерных играх . Это негативно влияет и на эмоции детей, и ухудшает ...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни "Здоровым быть - здорово жить!"
Известно, что состояние здоровья ребёнка зависит от образа жизни, значительную часть которой он проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе н...
Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Интеграция психолого – педагогического сопровождения детей «группы риска...