Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся
статья

Попов Максим Александрович

Интеграция психолого – педагогического сопровождения детей «группы риска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popov_m.a.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНФЕРЕНЦИЯ: «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся»

Тематический блок: «Современные технологии в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних»

Тема: «Интеграция психолого – педагогического сопровождения детей «группы риска»

Обострение социально-экономической ситуации в стране и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому приоритетом современной государственной политики в отношении этих детей считается обеспечение гарантии их прав на развитие и защиту. Педагогический подход определён законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребёнка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для детей «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей, а дифференциация социального и индивидуального в развитии личности ребёнка требует своевременного психолого-педагогического сопровождения.

Изучив методическую литературу по данному исследованию, я пришел к выводу, что на сегодняшний день данная проблема требует незамедлительного практического решения. В связи с этим можно выделить ряд противоречий:

С одной стороны, необходимость целенаправленного педагогического воздействия на ребенка и формирование законопослушного поведения, здорового образа жизни, приобщение к культуре.

С другой стороны, низкая личностная мотивация, влияние факторов риска и негативных тенденций развития социума.  

Необходимость работы в данном направлении возникает прежде всего из потребности образовательного учреждения в создании условий для педагогического сопровождения детей группы риска с целью их успешной социализации в социуме. Я подумал, что можно сделать в условиях работы социального педагога. В результате проведенной диагностики совместно с психологом школы было установлено: в ОУ отсутствует единая служба психолого – педагогического сопровождения, а потребность в такой службе имеется, рост числа обучающихся из социально-неблагополучных семей, нуждающихся в постоянной помощи со стороны квалифицированных лиц.

Таким образом, очевидной стала проблема: как в ситуации сложившихся противоречий, можно создать такие условия, которые бы обеспечивали оптимальное решение данной проблемы, связанной с личностным развитием для успешной социальной адаптации в различных жизненных обстоятельствах и профессиональным самоопределением. В соответствии с проблемой была выбрана стратегия и сформулирована гипотеза: «Если в ОУ будет функционировать психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска», объединённое в комплексную систему профилактических и коррекционно-реабилитационных мер, то будет это способствовать позитивной динамике мотивации к обучению и формированию сознательного поведения?»

Разработав проект по интеграции психолого – педагогического сопровождения детей «группы риска», началась методика психолого-педагогического сопровождения (процесс сопровождения, направленный на эффективную реализацию ребенком обучения и воспитания).

Цель работы: определение комплекса необходимых психолого – педагогических условий, позволяющих сформировать у обучающихся широкий круг компетентностей, способствующих реализации творческого замысла проекта.

В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • Профилактика девиантного поведения;
  • Защита ребенка в социальном пространстве;
  • Повышение роли института семьи;
  • Сохранение здоровья и безопасности.

Работа в данном направлении предусматривает тесное взаимодействие с различными службами города – социальными партнерами.

Целевая аудитория – это дети и родители нашего образовательного учреждения.

Если в ходе реализации проекта выдвигаемые цели и задачи будут успешно решены, то предполагаемым результатом будет являться: Создание условий для успешной социализации, личностное развитие ребенка, достижение им ситуации успеха, мотивированная потребность соблюдения социальных норм.

Разработанные критерии эффективности определили дальнейшую траекторию развития. Реализация проекта началась с сентября 2014 года и продолжается по настоящий момент.

На подготовительном этапе была создана социально- психологическая служба, пройдена курсовая подготовка, разработаны программы и положения.

Немаловажным фактором стало изучение теоретико-методологических аспектов данной проблемы.

Опыт социально – педагогического сопровождения позволил вычленить основные направления деятельности социального педагога и механизм внутришкольного взаимодействия.

Работая в данном направлении, я выяснил, что социально-педагогическое сопровождение носит комплексный характер, а основными факторами, которые позволяют отнести детей к группе риска являются: медико-биологические, социально-экономические, психологические, педагогические.

В настоящий момент осуществляется организация непосредственной деятельности, направленной на решение поставленных задач.

Диагностическая деятельность включает проведение социометрических исследований, сбор сведений о ребенке и его семье, изучение сети его социальных контактов, первичная беседа с ребенком и другие формы.  

Результат данного этапа – составление социального паспорта ОУ.

Работа с неблагополучными семьями строится по следующей схеме:

  • Обследование семьи;
  • Социальное расследование;
  • Межведомственное взаимодействие.

На каждого ребенка оформлен пакет документов, для удобства папки-файлы имеют различные цвета: желтые, оранжевые, синие

Информация о ходе реализации проекта размещается на сайте ОУ и постоянно в рамках состава рабочей группы заслушиваются отчеты и обсуждаются важные проблемы о реализации комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!»

Коррекционная и образовательно - профилактическая работа представляет собой разнообразную деятельность, определяющую воспитательное воздействие на ребенка: участие в мероприятиях, проведение различных встреч, консультаций.

Одно из необходимых направлений работы с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. Родители обучающихся активно включились в реализацию проекта и стали нашими социальными партнерами.

Проект не завершен. На заключительном этапе предполагается:

  • Проведение мониторинга и диагностики;
  • Систематизация информации по реализации проекта и издание информационного сборника.

На сегодняшний момент были проведены ряд мониторинговых исследований: Охват обучающихся горячим питанием, летний отдых детей «группы риска», Занятость обучающихся системой дополнительного образования и другие. Количество совершенных правонарушений сократилось.

Мнение членов Управляющего Совета, родительской общественности, социальных партнеров о реализации проекта положительное, о чем свидетельствуют отзывы, благодарственные письма. Активная деятельность по реализации проекта были высоко оценены Администрацией города и все участники проекта награждены Благодарственными письмами отдела образования администрации города и главы города Котовска.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: Проект перспективен и может быть использован в практике работы других образовательных учреждений и вполне стать долгосрочным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов...

"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Современные дети очень много времени проводят не в общении со сверстниками, а в общении с компьютером, участвуя во всевозможных компьютерных играх . Это негативно влияет и на эмоции детей, и ухудшает ...

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни "Здоровым быть - здорово жить!"

Известно, что состояние здоровья ребёнка зависит от образа жизни, значительную часть которой он проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе н...