Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС
материал на тему

Ерастова Надежда Владимировна

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_zozh_2_klass_z_chetvert.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные

программы «Школа №3»

Доклад

«Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Н.В.Ерастова

г. Комсомольск на Амуре

                                   2015 – 2016 учебный год

Формирование здорового и безопа-
сного образа жизни — это формирование у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмо-
циональному развитию ребёнка.

Нормативно-правовой и документальной основой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 2.4.2. 2821-10 « Санитарно-эпидемические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • Программа формирования основ здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

Формирование здорового и
безопасного образа жизни должно вносить вклад в достижение требований к
личностным результатам: формирование представлений о
мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Формирование здорового и
безопасного образа жизни построено на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена наразвитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно,придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценитьприроду как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья,материального благополучия.

При выборе стратегии формирования здорового и
безопасного образа жизни необходимо
исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образажизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающейработы общеобразовательной организации, требующий созданиесоответствующей инфраструктуры, благоприятного психологическогоклимата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.

Наиболее эффективным путём формирования
здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемаяи организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоениеспособов рациональной организации режима дня, двигательной активности,питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового об-
раза жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не
становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и
социуме.

Формирование здорового и безопасного образа жизни должно проходить в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов
общества.

Формирование здорового и
безопасного образа жизни является составной частью адаптированной
общеобразовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой
формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных
предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.

Целью формирования здорового и
безопасного образа жизни является социально-педагогическая поддержка в

сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровьяобучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового ибезопасного образа жизни.

Основные задачи формирования здорового и
безопасного образа жизни
:

- формирование представлений об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование представлений о рациональной организации режима
дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

- формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся
с учетом их возрастных, психофизических особенностей,

- развитие потребности в занятиях физической культурой испортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на
основе использования навыков личной гигиены;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь,
наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу
по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянияздоровья;

Основные направления и формы формирования здорового и безопасного образа жизни

Системная работа по формированию
здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательной организации
может быть организована по следующим направлениям:

  1. Создание здоровьесберегающейинфраструктуры общеобразовательной организации.
  2. Формирование здорового образа жизни в урочной деятельности.
  3. Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
  4. Работа с родителями (законными представителями).
  5. Просветительская и методическая работа со специалистами
    общеобразовательной организации.

Безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура
общеобразовательной организации включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений
    общеобразовательной организации санитарным
    и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям
    охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания
    обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
  • организацию качественного горячего питания обучающихся, в том
    числе горячих завтраков;
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок
    необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и ква-
лифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную
работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психоло-
ги, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого направления
возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.

Формирование здорового образа жизни в урочной деятельности.
        Реализуется на межпредметной основе путем интеграции в
содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих
формированию у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основ
установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль
принадлежит таким учебным предметам как «Мир
природы и человека», «Природоведение», «Ручной труд».

Мониторинг достижения планируемых результатов по формированию  культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Инструментарий мониторинга: наблюдения; диагностические методики;  комплексная оценка состояния здоровья (проводит медработник);  ведение паспорта здоровья; оценка функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит учитель физической культуры); оценка уровня социально-психологической адаптации к школе, оценка уровня тревожности (проводит педагог-психолог);  анализ данных медицинских осмотров; анализ  данных по  сезонной заболеваемости, по распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений, по группам здоровья, по школьному травматизму; проверка гигиенического состояния школы перед началом учебного года; контроль учебной нагрузки при организации образовательного процесса; контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Планируемые результаты формирования
здорового и безопасного образа жизни


Важнейшие личностные результаты:
- потребность в занятиях физической культурой и спортом;

- негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;

- установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном
поведении и поступках;

- стремление заботиться о своем здоровье;

- готовность следовать социальным установкам экологически
культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к
природе и людям);

- готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;

- овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе
с выполнением различных социальных ролей;

- овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие ф...

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...

"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...

Использование проектной деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,...