Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС
материал на тему
Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_zozh_2_klass_z_chetvert.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные
программы «Школа №3»
Доклад
«Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Н.В.Ерастова
г. Комсомольск на Амуре
2015 – 2016 учебный год
Формирование здорового и безопа-
сного образа жизни — это формирование у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмо-
циональному развитию ребёнка.
Нормативно-правовой и документальной основой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 2.4.2. 2821-10 « Санитарно-эпидемические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Программа формирования основ здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
Формирование здорового и
безопасного образа жизни должно вносить вклад в достижение требований к
личностным результатам: формирование представлений о
мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Формирование здорового и
безопасного образа жизни построено на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена наразвитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно,придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценитьприроду как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья,материального благополучия.
При выборе стратегии формирования здорового и
безопасного образа жизни необходимо
исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образажизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающейработы общеобразовательной организации, требующий созданиесоответствующей инфраструктуры, благоприятного психологическогоклимата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.
Наиболее эффективным путём формирования
здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемаяи организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоениеспособов рациональной организации режима дня, двигательной активности,питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового об-
раза жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не
становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и
социуме.
Формирование здорового и безопасного образа жизни должно проходить в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов
общества.
Формирование здорового и
безопасного образа жизни является составной частью адаптированной
общеобразовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой
формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных
предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.
Целью формирования здорового и
безопасного образа жизни является социально-педагогическая поддержка в
сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровьяобучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового ибезопасного образа жизни.
Основные задачи формирования здорового и
безопасного образа жизни:
- формирование представлений об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование представлений о рациональной организации режима
дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся
с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
- развитие потребности в занятиях физической культурой испортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на
основе использования навыков личной гигиены;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь,
наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу
по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянияздоровья;
Основные направления и формы формирования здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию
здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательной организации
может быть организована по следующим направлениям:
- Создание здоровьесберегающейинфраструктуры общеобразовательной организации.
- Формирование здорового образа жизни в урочной деятельности.
- Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
- Работа с родителями (законными представителями).
- Просветительская и методическая работа со специалистами
общеобразовательной организации.
Безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура
общеобразовательной организации включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений
общеобразовательной организации санитарным
и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям
охраны здоровья и охраны труда обучающихся; - наличие и необходимое оснащение помещений для питания
обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; - организацию качественного горячего питания обучающихся, в том
числе горячих завтраков; - оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и ква-
лифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную
работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психоло-
ги, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого направления
возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.
Формирование здорового образа жизни в урочной деятельности.
Реализуется на межпредметной основе путем интеграции в
содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих
формированию у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основ
установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль
принадлежит таким учебным предметам как «Мир
природы и человека», «Природоведение», «Ручной труд».
Мониторинг достижения планируемых результатов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
- Инструментарий мониторинга: наблюдения; диагностические методики; комплексная оценка состояния здоровья (проводит медработник); ведение паспорта здоровья; оценка функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит учитель физической культуры); оценка уровня социально-психологической адаптации к школе, оценка уровня тревожности (проводит педагог-психолог); анализ данных медицинских осмотров; анализ данных по сезонной заболеваемости, по распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений, по группам здоровья, по школьному травматизму; проверка гигиенического состояния школы перед началом учебного года; контроль учебной нагрузки при организации образовательного процесса; контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Планируемые результаты формирования
здорового и безопасного образа жизни
Важнейшие личностные результаты:
- потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
- установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном
поведении и поступках;
- стремление заботиться о своем здоровье;
- готовность следовать социальным установкам экологически
культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к
природе и людям);
- готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;
- овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе
с выполнением различных социальных ролей;
- овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности
Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие ф...
Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.
Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....
Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...
"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...
Использование проектной деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,...
Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Интеграция психолого – педагогического сопровождения детей «группы риска...