Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.
статья по зож по теме
Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
«Формирование здорового и
безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы»
Здоровье есть высочайшее богатство человека
Гиппократ
« У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё»
(арабская пословица)
Так что означает здоровый и безопасный образ жизни…
-это формирование у учащихся представлений о здоровье как единстве физической, психической и духовно-нравственной его составляющей, мотивация к ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья.
Психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры.
«Здоровье не является целью жизни, но это важнейший РЕСУРС для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека» Всемирная Организация здравоохранения
Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность
- адекватно относится к себе и другим людям, способна строить отношения в мире, в том числе межличностные отношения;
- стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под угрозой,
-т.е.автономна и независима от социального влияния, но способна не конфликтовать с социумом, а принимать внешние формы социального поведения, осознавать их условности;
- растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;
-внутренне ответственна перед собой и другими;
- способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;
- интегрирована, имеет устойчивый внутренний стержень, ядро.
ЗДОРОВЬЕ, как известно, не появляется у человека само собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
(утверждены приказом МОиН РФ 28 декабря 2010 г. №2106)
- целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- организация физкультурно -оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
- соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
- рациональная организация образовательного процесса;
- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
- организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
- комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
- Программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011–2013 годы
(утверждена приказом ДОиН КО от 24.10.2011 г.)
Младший школьный возраст – достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.
- Во-первых, в это время организм ребенка интенсивно растет.
- Во-вторых, происходит адаптация к новой социальной ситуации развития.
- В-третьих, учеба – напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий
Программа формирования культурного и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.
Основные компоненты структуры модели здоровьесбережения
младших школьников
Функциями педагога в условиях перехода на ФГОС являются
- Здоровьесберегающая
Обеспечение условий обучения – организация здоровьесберегающей среды.
- Здоровьеформирующая
Формирование культуры здоровья – изменение самого обучающегося, его личностных качеств на основе осознания необходимости сохранения и укрепления здоровья.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
6. 8) сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).
Каждый педагог для здоровьесбережения младших школьников
должен иметь :
- знания о физиологических, психологических, индивидуальных особенностей детей;
- мотивацию к сохранению собственного здоровья и здоровья обучающихся;
- знания о здоровьесберегающих технологиях и способах их реализации в образовательных учреждениях на разных ступенях обучения;
- компетентность в области здоровьесбережения у обучающихся и формирования у них культуры здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся –это
-учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
-обязательные физкультминутки на уроках не только в начальной школе и далее;
-проведение ежегодной диспансеризации обучаемых;
- нормализация учебной нагрузки учащихся;
-организация горячего питания;
-введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
-применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Здоровьесберегающая технология - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. В.Д. Сонькин
Двигательная активность
неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели, и в разное время года. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»
К.Д.Ушинский (1948)
На здоровье учащегося в процессе учебной деятельности влияют следующие факторы:
- Гигиенические
- Организационно-педагогические
- Психолого-педагогические
Структура работы нашей школы в области здоровьесбережения:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
- Проведение плановых прививок медработником школы;
- Создание условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытьё рук, наличие сменной обуви и т.д.;
- Ежедневная зарядка перед первым уроком первой смены;
- Организация динамического часа в первых классах ;
- Проведение физминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- 100% охват обучающихся начальной школы горячим питанием;
- Индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
- Классные часы в 1-4 классах в области здоровьесбережения;
- Озеленение школы и классов;
- Создание благоприятного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок;
- Стиль педагогического общения учителя с учащимися;
- Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
- Еженедельные занятия по ПДД во внеурочной деятельности « В добрый путь»;
- Занятия по формированию навыков здорового образа жизни «Здоровые дети, здоровая Россия»;
- Решение вопросов здоровьесбережения в учебном процессе во время уроков при изучении тех или иных тем;
- Участие учащихся в городских конкурсах по здоровьесбережению. Первое и второе места в городском конкурсе слайд - презентаций «Мои родители лучшие»… ;
- Участие в конкурсе рисунков и поделок по ПБ «Останови огонь», в конкурсе рисунков «Сохраним природу»;
- В рамках сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса ведётся работа школьного психолога Лунёвой Е.И. с учащимися по вопросам адаптации, комфортности , а так же работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов нашей школы;
- Создание условий и организация работы спортивных секций;
- Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий ;
- Организация Дня здоровья;
- Функционирование занятий по ЛФК;
- Занятие учащихся в кружках;
- Проведение досуговых мероприятий, конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и др. ;
- Состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью;
- Привлечение родителей к вопросам здоровьесбережения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов...
"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...
Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС
Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Современные дети очень много времени проводят не в общении со сверстниками, а в общении с компьютером, участвуя во всевозможных компьютерных играх . Это негативно влияет и на эмоции детей, и ухудшает ...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни "Здоровым быть - здорово жить!"
Известно, что состояние здоровья ребёнка зависит от образа жизни, значительную часть которой он проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе н...
Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Интеграция психолого – педагогического сопровождения детей «группы риска...