Характеристика здоровьесберегающего урока
учебно-методический материал (здоровый образ жизни) по теме

Иванова Ольга Ильинична

В помощь учителю при анализе здоровьесберегающего аспекта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kharakteristiki_zdorovesberegayushchego_uroka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики здоровьесберегающего урока

1. Выполнение рекомендаций СанПиНа:

• требования к освещенности кабинета,

• требования к мебели,

• температурный режим помещения,

• проветривание помещения,

• уровень шума,

• место и длительность применения ТСО и др.

2. Динамическая организация урока:

• физкультминутка,

• дыхательная гимнастика,

• глазная гимнастика,

• кинезеологические упражнения,

•поза учащегося во время урока.

3. Психологический подход при проведении урока:

• учет индивидуальных особенностей учащихся,

• учет темперамента учащихся,

• умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.),

• дифференцированный подход в обучении.

4. Психологический климат урока:

• мажорность урока (эмоциональность),

• проявление доверительного подхода к ученикам,

• наличие на уроке эмоциональной разрядки,

• создание ситуации успеха и др.

5. Некоторые педагогические знания и умения:

• чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),

• количество используемых на уроке методов, чередование методов,

• плотность урока,

• темп окончания урока,

• определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,

• умение учителя оценить процесс формирование внимания и мышления,

• умение оценить уровень работоспособности.

6. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

• включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,

• постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

Слагаемые урока,

сберегающего здоровье школьников

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Вариативность его составляющих базируется на определенных концептуальных установках к уроку, которые реализуются в системе «личность – познание». Среди них можно выделить три основных подхода к обучению и воспитанию: авторитарный (господство субъект – объектных отношений, в которых учащийся выполняет роль объекта), индивидуализаторский (господство субъект – субъектных отношений, в которых отдается приоритет индивидуальности учащегося), личностно ориентированный (господство субъект – субъектных отношений, в которых отдается приоритет личности учащегося). Какой же из этих подходов благоприятен для ученика, а какой – нет?

        

        Разные подходы – разные воздействия

        

        Как известно, авторитарная педагогика приводит к традиционному обучению, в котором преимущественно используются методы усвоения знаний, основанные на ассоциативно-рефлекторной концепции обучения. В этих условиях используется:

• сообщение готовых знаний,

• обучение по образцу,

• индуктивная логика от частного к общему,

• механическая память,

• вербальное изложение,

• репродуктивная деятельность.

Такое обучение характеризуется отсутствием деятельной, исследовательской позиции учащегося, несоответствием изучаемого материала типу его мышления, психологическим и деятельностным доминантам.

        В связи с этим выявляются два пути, по которым происходит нарушение здоровья школьника.

Первый – перегрузки, возникающие из-за невозможности овладеть необходимыми способами учебной работы,

Второй – стрессовое состояние учащихся.

Так проверка психологического состояния детей по тестам Люшера по обычной методике обучения письму даже у доброго, мягкого учителя показывает наличие стресса, как у космонавта при взлете. После пятнадцати минут такого урока кардиолог показывает классическую картину стенокардии у многих детей (Е. Ямбург). Традиционной системе обучения часто сопутствует авторитарный стиль учителя. В этом случае у учителей с жестким стилем общения дети болеют чаще, нежели у других педагогов. Это объясняется тем, что дезадаптация открывает ворота любым болезням.

        Интерес представляет подход, где главной ценностью в субъект – субъектных отношениях является индивидуальность, особенность ее процесса познания. В основе  развития учащегося на уроке лежат мотивы, потребности, интересы, эмоционально-образное восприятие мира, общение, специально созданная исследовательская среда. Позиция педагога состоит в помощи учащемуся в его деятельности, в результате которой он приобретает самостоятельность и развивает дарования. В тоже время абсолютизация индивидуализаторского подхода на уроке в обычных классах школы приводит к большим затратам времени на изучение программного материала, недооценке процесса формирования интеллекта учащегося. Поэтому в настоящее время рассматриваемый подход не получил широкого распространения в практике обучения.

        Лучше решает проблему проведение урока личностно ориентированный подход, где в центре внимания личность и индивидуальность ученика. Известно, что он привел к углублению и расширению содержания образования. В то же время исследования показывают, что Толька 10%  инновационной деятельности педагогов приводят к разработке и внедрению сберегающих психику учащихся, педагогически и медицински оправданных технологий обучения (Крючков В.). Получается, что самореализация учащихся осуществляется за счет нанесения ущерба их здоровью.

        Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьника? На наш взгляд, это такая форма организации педагогического процесса, при которой:

• учитель эффективно руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся на основе соблюдения санитарно – гигиенических условий,

• создания благоприятного психологического климата,

• использование элементарной диагностики степени утомления и способов ее снижения,

• дозирования учебных нагрузок.

Педагогические условия проведения урока:

1. Использование элементарной диагностики утомляемости учащихся – это:

• сравнительный анализ выражения лиц школьников,

• наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса и групп школьников,

• применение метода цифровой диагностики,

• оценка времени выполнения учениками определенного вида учебной работы,

• суждение о выборе учеником (амии) определенного вида деятельности,

• изучение темпа чтения,

•анализ ошибок при письме,

• слежение за интонацией отвечающих.

2. Снижение утомления школьников – это:

• применение дидактической игры,

• включение в урок физкультминутки,

• введение искусствоведческого материала, благоприятно воздействующего на эмоциональную сферу школьников,

• включение школьников в групповую и парную работу,

• эмоциональная передача содержания учебного материала,

• использование юмора,

• перевод школьников к новому виду деятельности,

• выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально – чувственное восприятие.

3. Создание благоприятного психологического климата – это:

• показ роли ученых в построении нового знания,

• включение учеников в новую дискуссию,

• доступность и преемственность информации,

• использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий,

• установление межпредметных связей,

• доброжелательное отношение к ученикам,

• включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся,

• обеспечение учебной дисциплины на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника,

• работа со школьниками в атмосфере увлеченности поиском нового знания,

• определение условий для  «ситуации успеха» на уроке,

• проведение психологической подготовки учеников к контролю знаний.

4. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения – это:

• использование соответствующих педагогических технологий,

• обязательность дифференцированных домашних заданий,

• наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями,

• учет интенсивности и длительности самостоятельной работы,

• построение ориентировочной работы учебных действий,

• разработка таблиц оценки трудности уроков,

• выделение мотивационных линий урока.

5.Выполнение санитарно-гигиенических условий – это:

• следование нормам освещения, влажности, температуры и состава воздуха,

• организация динамической перемены после третьего урока,

• применение таблицы оценки трудности уроков при составлении расписания,

• проектирование урока на основе установления связей между степенью выраженности условий проведения урока (трудностью урока, трудностью учебной дисциплины, насыщенностью, эмоциональностью) по существующим таблицам (М.М. Безруких),

• ведения дневников здоровья самими учащимися, отражающих влияние учебных занятий и временных затрат на выполнение домашних заданий на показатели здоровья,

• использование музыкальных, игровых , танцевальных перемен,

• введение утренней зарядки перед первым уроком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающий урок"

Защита педагогического опыта...

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.

В работе представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зоровьес...

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.

В работе представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зоровьес...

Презентация "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока".

В презентации представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зор...

тема выступления на мо "Здоровьесберегающий урок"

От правильной организации урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать прежд...

Здоровьесберегающий урок по математике на тему «Все действия в пределах 100»

Здоровьесберегающий урок по математике на тему  «Все действия в пределах 100»  расчитан для коррекционной школа VIII вида, 4 класс. Цель: совершенствовать вычислительные навыки учащихся, п...

Здоровьесберегающий урок в 3 классе "Крестики-нолики"

Конспект-сценарий здоровьесберегающего занятия по английскому языку в 3 классе "Крестики-нолики"...