тема выступления на мо "Здоровьесберегающий урок"
статья по теме
От правильной организации урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchiy_urok.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающий урок.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток.
Время начала физкультурной минутки определяет учитель при появлении у школьников первых признаков утомления. Это наблюдается через 20 – 25 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки.
Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий.
Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению вариативных форм построения системы учебного процесса.
Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье.
Учитель без чувства юмора лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех – мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка – показатель его качества, критерий для оценки.
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучение здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.
Упражнение для снятия общего или локального утомления.
Буратино
Буратино подтянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Лягушки
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физукльтпривет!
Котенок
Котенок крадется (движение на цыпочках).
Котенок бежит (движение с пятки на носок).
Котенок танцует (различные танцевальные движения).
Упражнение для кистей рук.
Аплодисменты
Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Выполняется 15 – 20 с.
Бабочка (сказка)
Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка ещё сидит на ладошке другой руки. Подуй на неё! Полетела!
Гимнастика для глаз.
Филин
Закрыть глаза на 3 – 4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течении 5 – 6 с.
Весёлые рожицы
Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ёжика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону).
Затем изобразить кикимору, Бабу – Ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.
Рисование носом
Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
Задание можно конкретизировать в соответствии с темой урока.
Далеко – близко
Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2 – 3 с – предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их.
Упражнения, корректирующие осанку.
Самокоррекция (упражнения выполняются стоя).
Выпрямиться: 1 – посмотреть налево; 2 – посмотреть направо; подравняться.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас!
Кузнечики (спина прямая, руки на поясе).
Поднимают плечики,
Прыгают кузнечики (на носках легко)!
Выше, выше, высоко,
Ниже, ниже, низко (приседают).
Сели, посидели,
Травку покушали,
Тишину послушали.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в «губку»: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачиваются наружу. Вдох. Выдох.
Скороговорки музыкальные
Скороговорки используют для актуализации каких – либо орфограмм или как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании, например: На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Музыкальный алфавит
А, б, в, г, д, е, ё;
Ж, з, и, й, к;
Л, м, н, о, п, р, с;
Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ;
Мягкий знак и твёрдый знак, э, ю, я!
Наизусть весь алфавит знаю я!
Дыхание переводим после каждой строчки;
Дыхание переводим через строчку;
Дыхание переводим после произношения всего алфавита под музыкальное сопровождение.
Повторить несколько раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....
Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....
Выступление на заседании ММО. Тема выступления: «Обучение решению математических ребусов»
Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.На уроках математики решение ребусов имеет твор...