"Здоровьесберегающий урок"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ :
ТЕМА : ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ УРОК .
ЦЕЛЬ : обеспечить школьнику сохранение здоровья . Сформировать ЗУН и научить использовать их в повседневной жизни .
Понятие « здоровьесберегающая технология » появилось в педагогическом обиходе 2 – 3 года назад . Образно , это показатель того , взымается или нет с учащегося , без его согласия , плата за получаемое им образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба его здоровью .
Цель современной школы – подготовка детей к жизни . К жизни в мире полной огромного объема информации . Образовательная технология педагогики зд // сб – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках « педагог – ученик » , осуществляемых посредствам системного использования форм , средств и методов .
В основе зд \\ сб лежит новое отношение к ученику . Кто же он для нас ? Емкость , в которую помещают готовые знания ? Или учитель выступает в роли дрессировщика , а дети « подопытные животные » выполняющие его волю ? Конечно же НЕТ !
Ученик это прежде всего личность ! Для которого урок равен жизни здесь и сейчас . В своей работе я стараюсь использовать правило трех « П» : ПОНЯТЬ , ПРИЗНАТЬ и ПРИНЯТЬ ученика таким какой он есть . Знания он должен добывать в процессе обучения , а для комфортности учитель должен создать ситуацию УСПЕХА .
Работая я стремлюсь создать зд \\ сб среду , помня , что здоровье складывается из : здоровье физическое ( гармония физических процессов и максимальная адаптация к факторам внешней среды ) + здоровье психическое ( адекватное реагирование на внешние и внутренние траздражители ) + здоровье социальное ( мера социальной активности , оценка своего « Я » ) + здоровье нравственное ( духовность человека , истина добра , красоты ) .
Итак , что же надо делать , чтобы урок был зд\\сб ?
Во – первых , это дифференцированный подход к детям . Проведя мониторинг здоровья в своем классе я выявила , что дети очень разные и по темпераменту
- сангвиников ( оптимисты , шутники , быстро воспламеняющихся , но и столь же быстро остывающих ) – 40 %
- меланхоликов ( мрачного настроя , с ранимой душой ) – 25 %
- холериков ( вспыльчивых , но если ему идут навстречу успокаиваются ) –20 %
- флегматиков ( медлительных ) – 15 %
и по уровню обучаемости :
1 тип – 40 % понимают , но не могут воспроизвести ,
2 тип – 45 % понимают и могут воспроизвести ,
3 тип – 15 % могут объяснить и применить на практики , большой творческий потенциал .
Сделав выводы я выявила , что предпочтительными являются следующие приемы в обучении :
- разноуровненные задания ;
- использование сигнальных карточек ;
- работа в группах ;
- дозированное домашнее задание .
А также использую в работе много дидактического материала , наглядность по цели деятельности : тренировочный , познавательный и творческий .
Помимо дифференцированного подхода я использую развивающее ( проблемное ) обучение , т.е. задания , которые заставляют думать , не оставляют безучастными ( выбери , сравни , найди лишнее ) . Здесь я использую методы такие как :
- фронтальный ;
- групповой ;
- практический ;
- ситуационный ;
- игровой ;
- соревновательный .
Также немало важным этапом встает и защитно – профилактические приемы зд \\сб технологий . Это личная гигиена и гигиена обучения , т.е. рабочие условия в классе , температура , шумы , свет , смена методов преподавания : словесные , наглядные , аудиологические , практические . Рабочее место ребенка , положительная мотивация и психологический климат на уроке . Использую разные физкультминуки : оздоровительные , пальчиковые , дыхательную гимнастику . Конечно же смена видов деятельности на уроке ( 7 – 10 раз ) , профессионализм педагога ( личная заинтересованность , перцептивные умения : видеть , слышать , владеть интонациональной выразительностью ) .
Важнейший из принципов зд \\ сб технологии , на мой взгляд , является « Не навреди ! » . Да , важно дать школьнику максимальный объем знаний , но важно уметь соблюдать оптимум для конкретного ученика , в каждом конкретном условии . Таким образом , в своей работе я стремлюсь реализовать основные принципы зд\\сб :
1 . принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания , устойчивого интереса :;
2. принцип систематичности – позволяет перейти к освоению нового , приступить к познанию более сложного ;
3. принцип повторения ЗУНа . В его многократных повторениях вырабатываются динамические стереотипы ;
4. принцип постепенности ;
5. принцип доступности .
Деятельность ученика должна быть доступной и посильной , а отдых обеспечивать полное функциональное восстановление организма .
Что же я делаю для зд\сб среды еще :
1 . Провожу нестандартные уроки . Это снижает напряженность в классе , прямую зависимость усталости от времени проведения урока : урок – диспут , урок – сказка , КВН .
2 . Провожу классные часы на спортивную тематику , пропагандируя здоровый образ жизни .
3 . Родительские собрания часто посвящаю здоровью детей : « Как сохранить зрение » , « Компьютер и школьник » и т.д.
Задача – минимум с использованием зд\ сб технологий заключается в обеспечении таких условий обучения , которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса . Зд \ сб технология – система мер , при которых любая технология может стать зд\сб :
- разнообразие и адекватность приемов установления и поддержании контакта ;
- использование привлекательной мотивации ;
- формирование целей урока вместе с учащимися , определение ими задач , которые следует решить для достижения цели ;
- подведение итогов урока вместе с детьми .
Для того , чтобы технология работы учителя стала зд\сб она должна опираться на принципы :
1 . гуманизм ( сочувствие )
2. оптимизм ( вера в успех )
3. личностно- ориентированный подход .
Сегодня известно что 40 % заболеваний у взрослых были « заложены » в детском возрасте , 7 – 10 лет . Именно поэтому образовательное учреждение , работающее с детьми младшего школьного возраста , должно формировать уровень здоровья будущего гражданина нашего государства . Каждому педагогу известно , что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего организма .
Вместе с ребятами мы выявили 10 золотых правил здоровья :
- соблюдай режим дня ;
- обращай внимание на питание ;
- больше двигайся ;
- спи в прохладной комнате ;
- не гаси в себе гнев , дай ему вырваться наружу ;
- занимайся интеллектуальной деятельностью ;
- гнать вон уныние и хандру ;
- адекватно реагировать на все проявления своего организма ;
- старайся получать как можно больше положительных эмоций ;
- желать себе и окружающим только добра .
Зд\сб технология это не самоцель для меня , а средство создания условий для:
- творческого развития личности ребенка ;
- формирования у него состояния успешности , веры в себя ;
- ориентация развития ребенка на главную цель в жизни любого человека : дом , семья .
Стараюсь так организовать режим труда и отдыха детей , чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий , отодвинуть , по возможности , утомление и избежать переутомления . В начале работы с классом уровень работоспособности был очень низок , они были невнимательны , быстро утомлялись . Изучив факторы влияющие на здоровье , состояние микроклимата в школе и дома и применив принципы работы ( см . выше ) я заметила , что в конце 1 класса уже значительно выросла их работоспособность , усидчивость . Проработав еще год по этой технологии я могу сказать , что у детей ушла боязнь оказаться несостоятельность , тревожность , страх . В 3 классе выработалась устойчивая мотивация к уроку и виден интерес на уроках .
Здоровье , которое понимается как интегральная характеристика развития , как высокий уровень адаптированности к среде , рассматривается как основной фактор определяющий эффективность обучения . Только здоровый ребенок способен успешно и в полном объеме овладеть школьной программой . Ведь еще Геродот сказал : « Когда нет здоровья молчит мудрость , бесполезно богатство , бессилен ум » .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
В работе представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зоровьес...
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
В работе представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зоровьес...
Презентация "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока".
В презентации представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зор...
тема выступления на мо "Здоровьесберегающий урок"
От правильной организации урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать прежд...
Здоровьесберегающий урок по математике на тему «Все действия в пределах 100»
Здоровьесберегающий урок по математике на тему «Все действия в пределах 100» расчитан для коррекционной школа VIII вида, 4 класс. Цель: совершенствовать вычислительные навыки учащихся, п...
Здоровьесберегающий урок в 3 классе "Крестики-нолики"
Конспект-сценарий здоровьесберегающего занятия по английскому языку в 3 классе "Крестики-нолики"...
Характеристика здоровьесберегающего урока
В помощь учителю при анализе здоровьесберегающего аспекта урока...