Воспитательное занятие "Учимся преодолевать трудности".
план-конспект занятия (4 класс)
В данном материале обучающимся предлагается выполнение заданий по преодолению трудностей в жизненных ситуаиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Учимся преодолевать трудности»
Класс: 4, обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
Форма проведения: тематическое занятие с элементами путешествия
Направление внеурочной деятельности: социальное
Цель внеурочного занятия:
-создание условий для приобретения социальных знаний о том, как справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли.
Задачи:
Образовательная:
- формировать следующие специальные умения: анализа, структурирования, синтеза, планирования.
Коррекционно-развивающая:
- способствовать развитию следующих специальных умений: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на неудобные вопросы
Воспитательная:
- обеспечение условий для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости.
Оборудование и наглядные материалы: шаблоны - заготовки из картона «сказочных героев», цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, жетоны, медали из картона, ширма, оформленная под «Сказочное королевство», буквы, ножницы, клей, листы А4.
Ход занятия:
I. Организационный момент (фронтальная форма работы)
- Здравствуйте ребята!
-Давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". (1 мин.)
II. Сообщение темы и цели.
(Проблемная ситуация)
"Ребята, к нам пришла посылка с письмом. Сейчас я его зачитаю:
"Дорогие ребята!
Пишет вам добрая фея Мария. В нашем королевстве случилась беда.
Злая колдунья заколдовала всех жителей сказочного королевства, и они стали злыми и если у них что-то не получается, то начинают спорить друг с другом, плакать, не знают, как обратиться к другу о помощи. Расколдовать их может "волшебное слово". Каждую букву волшебного слова колдунья спрятала в разных заданиях, которые я вам прислала вместе с письмом.
Для того, чтобы попасть в сказочное королевство нужно пройти три испытания:
1. Создать сказочного жителя.
2. Отгадать загадки.
3. Назвать сказки.
Следующие 2 испытания вам предстоит пройти в сказочном королевстве.
1. Определение темы и задач занятия. (фронтальная форма работы)
Прошу вас найти эти буквы и собрать волшебное слово".
На столе стоит ширма, оформленная как "Сказочное королевство"
- Кто же догадался какова тема нашего занятия? (Сказочное королевство)
- Я надеюсь, что вы сегодня на занятии узнаете много интересного и полезного.
- Какие задачи мы поставим перед собой? (Ответы обучающихся)
- Посмотрите перед вами лежат карточки. Здесь написаны слова: знаю – хочу, узнать – узнал. В конце занятия вы должны будете определить свои действия (показать карточки).
III. Основная часть
1. Выполнение творческого задания "Создание сказочного жителя" (5-7 минут) (индивидуальная работа)
- Итак, вы готовы помочь сказочным жителям? (Да)
- Самые активные участники будут награждаться жетонами.
- Сначала нужно создать своего сказочного героя. Для этого у вас на партах есть памятка (инструкционная карта)- план работы по изготовлению ваших героев, вы можете использовать все предлагаемые на столе художественные и изобразительные материалы, а также лекала куклы-марионетки".
- Какие замечательные сказочные герои у вас получились. Теперь вы тоже жители сказочного королевства.
- Вот и первая находка - буква
"С"
- Вы справились с первым испытанием, слушайте второе задание:
2.Выполнение задания. Игра "Угадай-ка" (фронтальная, индивидуальная форма работы)
(говоряшие дети называют предметы, неговорящие – с помощью воспитателя показывают картинки-отгадки предметов)
1.«Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней»
(Книга)
2.«Отгадай, что за вещица, - острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке - на листах твоей тетрадки»
(Ручка)
3. «Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я: башню, дом и самолет и большущий пароход!»
(Карандаш)
- Все загадки вы правильно угадали. Вот ваша вторая находка - буква
"М"
- Вы смогли справиться и со вторым испытанием, слушайте 3 задание:
3. Выполнение задания. Игра "Назови сказку" (фронтальная форма работа) (говоряшие дети называют предметы, индивидуальная работа с неговорящими детьми – с помощью воспитателя находят и показывают картинки сказок)
- Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, Баба Яга ("Гуси-лебеди")
- Девочка, короб, пирожок, пенек, медведь ("Маша и медведь")
- Мама, бабушка, девочка, волк, корзинка, пирожки, лес ("Красная Шапочка")
- Дед, баба, девочка, костер, снег, облако ("Снегурочка")
- А вот и третья находка - буква
"О"
4.Выполнение задания. "Разбор трудных ситуаций" (фронтальная форма работы)
- Вот мы и оказались в сказочном королевстве.
(Педагог за ширмой обыгрывает диалог сказочных героев с детьми)
Фея Мария: "Ребята, я рада вас видеть, в нашем королевстве сказочные жители не могут справиться со своими трудностями: плачут, спорят друг с другом, рвут и ломают свои вещи.
Сказочный герой: "А у вас, ребята, встречались трудности, когда на занятии или на уроке что-то не получалось: неправильно написали буквы или цифры?
- Как вы справлялись с ней?
Вариант 1. Плакали?
Вариант 2. Прятались под парту?
Вариант 3. Рвали тетрадку?
Вариант 4. Самому попытаться справиться?
Вариант 5. Просили помощи у друга?
Сказочные герои: "Как попросить помощь, чтобы друг вам помог?"
- Ну, что Сказочные жители, помогли вам ребята?
- Сказочные жители: «Да»
В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю)".
- Молодцы! Вот и четвертая находка - буква
"Г"
Сказочные герои: "Ребята, вы любите слушать сказочные истории? Мы жители сказочного королевства знаем много таких историй, в которых герои ищут способы выхода из трудных ситуаций и побеждают трудности. Послушайте сказку о котенке Саше".
5. Чтение сказки-презентации педагогом «Сказка о котенке Саше» (5 минут) (фронтальная форма работы)
Жил был на свете котёнок Саша (слайд 1). Вы скажите, что такого не бывает, что котят называют Васьками и Мурками, но нашего котенка зовут именно Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца (слайд 2).
И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать: почему дует ветер, как работает телефон, отчего звёзды не гаснут и куда ложится спать солнышко. И тогда решил Саша уйти из своего уютного домика, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание (слайд 3). Долго ли, коротко ли бродил котёнок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля – то ли Яга, то ли и не Яга (слайд 4). Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь-дорогу к Знанию, да ещё и о трудностях этого пути предупредила. И вот она ему рассказала: (слайд 5)
«Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на неё и не нарадуешься, что весь путь к Знанию можно пробежать легко, весело и быстро, и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые горы, карабкаясь на которые, придётся напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.
Первая гора называется «Трудно» (слайд 6). И действительно, очень трудно по ней подниматься – даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится.
Но вот тебе на этот случай моя подсказка: «Если трудно – смелей и старайся сильней!». Повторяй её шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями. Тогда путь твой лежит к другой горе.
Она называется «Скучно» (слайд 7). И вроде бы легко по ней подниматься, но также скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется всё бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь.
Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдёшь третью, самую крутую гору.
Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача» (слайд 8). Вроде бы и получается всё, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И всё вокруг – даже ветры – ругают тебя за эти ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. И деревья по сторонам тропы будто бы в «грязь» оборачиваются и пришёптывают: «Поделом тебе за ошибки твои».
Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Учёным котом.
Поблагодарил котёнок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий (слайд 9).
Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и радостно знать, как помогать людям.
- Понравилась вам сказка?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"
- А вот и пятая находка - буква
"У"
6. Выполнение творческого задания.
- Ребята, а вы хотели бы сочинить свои истории?
Главные герои у вас уже есть. На следующем занятии я вам раскрою секрет, как можно быстро сочинить сказку.
- А сейчас я вам предлагаю слепить из пластилина домик для вашего героя.
IV. Подведение итога
1. Обобщающая беседа. (фронтально-индивидуальная форма работы)
- Мы выполнили все задания, и давайте вместе соберем "волшебное слово":
"СМОГУ". (Дети выкладывают буквы по порядку).
Фея Мария: "Ребята, вы смогли пройти все испытания, и я хочу подарить еще одну букву - букву
"Я"
-Что обозначает волшебное слово "Я смогу"?
Фея Мария: "Теперь вам, ребята, нужно три раза громко крикнуть волшебное слово «Я смогу», и тогда колдовство злой колдуньи исчезнет вместе с ней".
-У нас получилось, злая колдунья исчезла. Мы можем вернуться снова в класс.
Сказочные герои: «Спасибо вам ребята, мы теперь тоже знаем, как справляться с трудностями, нужно уметь самому находить способы из разных ситуаций и тогда все получится».
-Ребята, предлагаю вам снова встать в круг.
- Какие чувства вы сейчас испытываете?
- Что нового вы узнали на занятии?
- А какую находку вы сегодня нашли?
- А может ли каждый из нас владеть такой находкой?
- Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"
2. Рефлексия (фронтальная форма работы)
- Ребята, сегодня мы все поучились чему-нибудь друг у друга.
Пришло время поработать с карточками, которые мы обсуждали в начале занятия, возьмите карточки и начинайте показывать.
- Кто считает, что он узнал много, как преодолевать трудности?
- Кто считает, что из любой трудной ситуации можно выйти?
- Молодцы! Все ребята у нас награждены медалями.
- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться.
- Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка
Как изготовить куклу-марионетку
1. Выбрать образ сказочного героя из предложенных шаблонов.
2. Положить шаблон на двойной лист бумаги и обвести по контуру.
3. Вырезать по контуру детали куклы-марионетки.
4. Приклеить детали.
5. Используя изобразительные материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, можно создать образ сказочного жителя.
Оценивается выполненная работа: интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, а не ее исполнитель.
Средства оценивания: "Листы индивидуальных достижений". За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль, идею обучающийся получает некоторое количество баллов (учет ведется в жетонах). При подведении итогов обязательно отмечаются те ученики, которые улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим занятием. Все они по итогам занятия получают вырезанные из самоклеющейся бумаги медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-204748-1654739206.jpg)
Как научиться преодолевать трудности
Сценарий классного часа, который поможет учителю научить учащихся преодолевать трудности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376504-1388985518.jpg)
Преодолевая трудности чтения
Психологические, психофизические и другие причины затруднений ученика в освоении навыков чтения, рекомендации по своевременному выявлению и устранению этих причин....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-528920-1425141633.jpg)
Как научиться преодолевать трудности
Как научиться преодолевать трудности в общении со сверстниками, быть общительным человеком....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1082341-1542269392.jpg)
Конспект занятия внеурочной деятельности Социальное направление Тема: «Учимся преодолевать трудности»
Конспект занятия внеурочной деятельностиСоциальное направлениеТема: «Учимся преодолевать трудности»...