Программа "Учимся преодолевать трудности".
рабочая программа по теме
"Учимся преодолевать трудности". 1-4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchimsya_preodolevat_trudnosti.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Учимся преодолевать трудности» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, - это работа с учащимися, которым трудно дается обучение. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Актуальность введения в школе данного курса связана с тем, что на фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Цель:
- ликвидация пробелов у учащихся по предметам: русский язык и математика;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к русскому языку и математике;
-развитие умений пользоваться разнообразной справочной литературой;
-создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Особенности построения курса «Учимся преодолевать трудности»:
1 класс «Путешествие в страну знаний»
2 класс «В мире открытий»
3 класс «Секреты математики и грамматики»
4 класс «Хочу все знать»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- добровольность;
- занимательность;
- индивидуальный подход к учащимся;
- научность;
- принцип сознательности и активности
- иллюстративность;
- связь теории с практикой;
- систематичность и последовательность.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, формировать стойкую мотивационную потребность в изучении русского языка и математики.
Формы проведения занятий:
- минилекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- индивидуальная и групповая.
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане:
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Учимся преодолевать трудности» и не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку и математике. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей.
Прогнозируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Учимся преодолевать трудности» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля:
1 класс
- Игра-путешествие «Волшебный мир звуков и букв»
- КВН «Математика – Царица наук»
2 класс
- Путешествие в страну грамматики
- Математическая эстафета
3 класс
- Конкурс «Проба пера»
- Игровое занятие «Математический лабиринт»
4 класс
- Игра «Умники и умницы»
- Игровое занятие «Математический праздник»
Календарно – тематический план
1 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во Кол-во часов |
1. | Математика – это интересно. | 1 |
2. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 |
3. | Фонетическая зарядка. | 1 |
4. | Игры с кубиками | 1 |
5. | Буква потерялась | 1 |
6 | Волшебная линейка | 1 |
7 | Праздник числа 10 | 1 |
8 | «Маленький словарик» (крылатые слова, выражения, происхождение слов) | 1 |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 1 |
10 | Игры с кубиками | 1 |
11-12 | Чистоговорки и скороговорки. | 2 |
13 | Весёлая геометрия | 1 |
14 | Математические игры | 1 |
15-16 | Пословицы и поговорки на определённые темы. | 2 |
17 | Задачи-смекалки | 1 |
18 | Прятки с фигурами | 1 |
19 | Математические игры | 1 |
20 | Игра со словами. Словесная лесенка. | 1 |
21-22 | Математическая карусель | 2 |
23 | Уголки | 1 |
24 | Игра в магазин. Монеты | 1 |
25 | Игра со словами. Слоговой аукцион. | 1 |
26 | Игры с кубиками | 1 |
27 | Математическое путешествие | 1 |
28 | Игры со словами. Волшебная цепочка. | 1 |
29 | Секреты задач | 1 |
30 | Математическая карусель | 1 |
31 | Игры со словами. Игра-путешествие «Волшебный мир звуков и букв» | 1 |
32 | Математические игры | 1 |
33 | КВН «Математика – Царица наук» | 1 |
2 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во К К | |
1. | «Удивительная снежинка» | 1 | |
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | 1 | |
3. | Историческая страница. Древние письмена. | 1 | |
4. | Прятки с фигурами | 1 | |
5. | Секреты задач | 1 | |
6. | Русский язык – какой он. Жили-были или тридесятое царство. | 1 | |
7. | Геометрический калейдоскоп | 1 | |
8. | Числовые головоломки | 1 | |
9. | Русский язык – какой он. Какие слова нам больше нужны. | 1 | |
10. | Геометрия вокруг нас | 1 | |
11. | Путешествие точки | 1 | |
12. | Язык и речь. Нарисуй мне письмо. Какая бывает речь. | 1 | |
13. | Тайны окружности | 1 | |
14. | Математическое путешествие | 1 | |
15 | Главное правило. Тайна фонемы. | ||
16 | Математические игры | 1 | |
17. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | |
18. | Главное правило. На сцене гласные. | 1 | |
19. | Головоломки | 1 | |
20. | Секреты задач | 1 | |
21. | Из чего строятся слова. Строительная работа морфем. | 1 | |
22. | Интеллектуальная разминка | 1 | |
23. | Дважды два — четыре | 1 | |
24 | Из чего строятся слова. Слова – «родственники» | 1 | |
25. | В царстве смекалки | 1 | |
26. | Интеллектуальная разминка | 1 | |
27. | Из чего строятся слова. Анаграммы. Омонимы.. | 1 | |
28-29 | Мир занимательных задач | 2 | |
30 | Из чего строятся слова. Синонимы. Антонимы. | 1 | |
31. | Секреты задач | 1 | |
32 | Дважды два — четыре. | 1 | |
33 | Путешествие в страну грамматики | 1 | |
34 | Математическая эстафета | 1 |
3 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во Кол-во часов |
1. | Интеллектуальная разминка | 1 |
2. | «Числовой» конструктор | 1 |
3. | Развитие речи. Продолжи текст. | 1 |
4. | Волшебные переливания | 1 |
5-6 | В царстве смекалки | 2 |
7 | Развитие речи. Вставь слово. | 1 |
8-9 | «Спичечный» конструктор | 2 |
10 | Развитие речи. Найди правильное слово. | 1 |
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 |
13 | Развитие речи. Редактирование текста. | 1 |
14 | Математические игры | 1 |
15 | Развитие речи. Начни текст. | 1 |
16 | Математическая копилка | 1 |
17 | Математическое путешествие | 1 |
18 | Развитие речи. Что пропущено. | 1 |
19 | Числовые головоломки | 1 |
20 | В царстве смекалки | 1 |
21 | Развитие речи. Повторы. | 1 |
22-23 | Геометрический калейдоскоп | 2 |
24 | Развитие речи. Фразеологический словарь. | 1 |
25 | Разверни листок | 1 |
26 | От секунды до столетия | 1 |
27 | Развитие речи. Толковый словарь. | 1 |
28-29 | Конкурс смекалки | 2 |
30 | Развитие речи. Словарь синонимов. | 1 |
31-32 | Математические фокусы | 2 |
33 | Конкурс «Пробы пера» | 1 |
34 | Математический лабиринт | 1 |
4 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во Кол-во часов |
1. | Интеллектуальная разминка | 1 |
2. | Числа-великаны | 1 |
3. | Части речи. Части разные нужны, части разные важны. | 1 |
4. | Кто что увидит? | 1 |
5 | Римские цифры | 1 |
6 | Части речи. Прилагательное-друг существительного. | 1 |
7 | Секреты задач | 1 |
8 | В царстве смекалки | 1 |
9 | Части речи. Как привести все в движение? | 1 |
10-11 | «Спичечный» конструктор | 2 |
12 | «Глокая куздра» | 1 |
13 | Интеллектуальная разминка | 1 |
14 | Математические фокусы | 1 |
15 | Что можно строить из абзацев? | |
16-17 | Математическая копилка | 2 |
18 | Что важно в тексте? | 1 |
19-20 | «Математика — наш друг!» | 2 |
21 | Автор, текст, читатель. | 1 |
22-23 | В царстве смекалки | 2 |
24 | Учимся писать стихи. | 1 |
25-26 | Мир занимательных задач | 2 |
27 | Рифмованные точки. | 1 |
28-29 | Интеллектуальная разминка | 2 |
30 | Учимся писать сказки. | 1 |
31 | Математическая копилка | 1 |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 |
33 | Игра «Умники и умницы» | 1 |
34 | Математический праздник | 1 |
Материально-техническое обеспечение
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Комплекты карточек с числами.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела».
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, телевизор.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
6. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г
7. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1998 г.
10.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
12.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
13.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьника. Москва «Просвещение», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научиться преодолевать трудности
Сценарий классного часа, который поможет учителю научить учащихся преодолевать трудности....
Преодолевая трудности чтения
Психологические, психофизические и другие причины затруднений ученика в освоении навыков чтения, рекомендации по своевременному выявлению и устранению этих причин....
Как помочь детям преодолевать страхи.
Рекомендации школьного психолога....
Как научиться преодолевать трудности
Как научиться преодолевать трудности в общении со сверстниками, быть общительным человеком....
Конспект занятия внеурочной деятельности Социальное направление Тема: «Учимся преодолевать трудности»
Конспект занятия внеурочной деятельностиСоциальное направлениеТема: «Учимся преодолевать трудности»...
Я умею преодолевать трудности
Презентация к занятию по психологии "Тропинка к своему Я" -1 кл....