Программа воспитательной работы
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Настоящий классный руководитель – это человек, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную, который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, способствует формированию детского коллектива.
Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирование единого воспитательного развивающего пространства.
Разрабатывая концепцию воспитательной системы класса, которая входит в воспитательную систему школы, я отталкивалась от цели воспитательной системы школы – создание условий для формирования высокообразованной и общественной активной личности, готовой к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, воспитание подрастающего поколения на военных традициях, основанных на чести, достоинстве, мужестве, благородстве и других духовных ценностей.
Цель воспитательной системы: создание условий для становления нравственной, гармонической и физически здоровой личности с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями, способной к саморазвитию.
Цель конкретизируется в задачах:
- воспитывать у детей активную гражданскую позицию: патриотизм, толерантность, трудовую активность;
- создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
- воспитывать и развивать потребность в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой жизнью;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору кадетского образования
- развивать у учащихся начальной школы психологическую потребность работать над собой;
- формировать уважительное отношение к семье, как базовой ценности общества.
Считаю, что моя воспитательная система должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, патриотизм, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Вся воспитательная система класса создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности. В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции.
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Духовно-нравственная закалка является определяющим звеном в моей системе воспитания учащихся начальной школы на всех этапах кадетского образования. Вся моя воспитательная система состоит из ступеней.
1 ступень - «Первый шаг к кадетству»
На этой ступени происходит:
- успешная адаптация к школьной жизни;
- знакомство с традициями и символикой кадетской школы;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 ступень – «Растим патриотов»
- принятие норм и правил кадетской школы;
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 ступень – «Кадетское братство»
- знание истории своей семьи, достопримечательностей города;
- занять достойное место в коллективе среди одноклассников;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 ступень - «Готов быть настоящим кадетом»
- выработка навыков и потребностей в саморазвитии и личностном росте.
- проявление самостоятельной творческой активности;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
В реализации воспитательной системы класса участвуют следующие субъекты:
- ученики;
- классный руководитель;
- родители;
- педагоги.
Таким образом, при создании воспитательной системы классному руководителю важно понимать, что в его систему входят:
- Взаимодействие с другими педагогами, ведущими учебные предметы в классе и осуществляющими не только процесс обучения, но и также процесс воспитания школьников;
- Взаимодействие с педагогами системы дополнительного образования;
- Взаимодействие с родителями детей;
- Установление социального партнерства, договорных и правовых отношений в детском коллективе;
- Создание и поддержание системы самоуправления детского коллектива;
- Создание системы общественного признания результатов, достигнутых ребенком, группой детей, всем классным коллективом;
- Реализация различных социально-значимых проектов.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником школы, можно систематизировать следующим образом:
- Общекультурная компетенция
«Я – гражданин» (Сопричастность к успехам, делам РФ; толерантность по отношению к народам, населяющим РФ; гордость за свое Отечество, ответственность за развитие и процветание России);
«Я – дальневосточник» (Сопричастность к успехам, делам края, толерантность по отношению к народам, населяющим ДВ, гордость за свою малую Родину, ответственность за развитие и процветание края);
- Учебно-познавательная компетенция
«Я – ученик» (ответственность за свою жизненную проекцию, уверенность в своих силах и возможностях, открытость для новых идей; способность к самосовершенствованию);
- Коммуникативная компетенция
«Я – и мир моего я» (Чувство и мысли человека по отношению к самому себе – самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения);
- Ценносто-смысловая компетенция
«Я – моя семья» (ответственность за микроклимат в семье, в коллективе, ответственность за подрастающее поколение, причастность к успехам моей семьи);
- Компетенция личностного самосовершенствования
«Я – профессионал» (уверенность в своих силах и возможностях, гордость за достижение успехов, стремление к самореализации);
- Социально-трудовая компетенция
«Я – хозяин» (знаю основы управленческой деятельности; свои потенциальные возможности; как заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих; роль и значение окружающей среды для жизни и здоровья человека; основы экономики)
Самоуправление в классе
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Мне хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер, основанный на педагогических идеях:
Самоуправление в классе строится постепенно. Условно можно выделить четыре этапа:
1 этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»
Принципы классного самоуправления
Принцип равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;
Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;
Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;
Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;
Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения;
Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;
Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;
Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления;
Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем класса
Структура самоуправления класса.
В первом классе сначала использую простейшую форму самоуправления - дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за растениями.
Во втором полугодии выбираем командира класса и двух его заместителей, делим класс на микрогруппы (службы).
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• командиров отделений;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и наказания учащихся класса.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый командиром класса. В него входят командиры отделений, руководители служб ученического самоуправления.
Командир класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Командир класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждая служба имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие службы:
- Учебная служба «Совет образования» отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
- Хозяйственная служба «Здравоохранения» отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
- Культмассовая служба «Совет культуры» способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
- Информационная служба «Совет информации» контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
- Спортивная служба «Спортивный совет» формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.
Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
В данном классном коллективе работа по самоуправлению строится на законах:
Единство прав и обязанностей!
Единство слова и дела!
Гласность и открытость!
Самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания. Оно способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны. Оно формирует готовность участвовать в различных проектах.
Структура самоуправления класса
Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...