Программа воспитательной работы
методическая разработка

Моя воспитательная система

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.docx439.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

Настоящий классный руководитель – это человек, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную, который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, способствует формированию детского коллектива.

Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирование единого воспитательного развивающего пространства.

Разрабатывая  концепцию воспитательной системы класса, которая входит в воспитательную систему школы, я отталкивалась от цели воспитательной системы школы – создание условий для формирования высокообразованной и общественной активной личности, готовой к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, воспитание подрастающего поколения на военных традициях, основанных на чести, достоинстве, мужестве, благородстве и других духовных ценностей.

Цель воспитательной системы: создание условий для становления нравственной, гармонической и физически здоровой личности с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями, способной к саморазвитию.

Цель конкретизируется в задачах:

  • воспитывать у детей активную гражданскую позицию: патриотизм, толерантность, трудовую активность;
  • создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
  • воспитывать и развивать потребность в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой жизнью;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору кадетского образования
  • развивать у учащихся начальной школы психологическую потребность работать над собой;
  • формировать уважительное отношение к семье, как базовой ценности общества.

Считаю, что моя воспитательная система должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, патриотизм, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Вся воспитательная система класса создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности. В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции.

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

Духовно-нравственная закалка является определяющим звеном в моей системе воспитания учащихся начальной школы на всех этапах кадетского образования. Вся моя воспитательная система состоит из ступеней.

1 ступень - «Первый шаг к кадетству»

На этой ступени происходит:

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • знакомство с традициями и символикой кадетской школы;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 ступень – «Растим патриотов»

  • принятие норм и правил кадетской школы;
  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 ступень – «Кадетское братство»

  • знание истории своей семьи, достопримечательностей города;
  • занять достойное место в коллективе среди одноклассников;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 ступень - «Готов быть настоящим кадетом»

  • выработка навыков и потребностей в саморазвитии и личностном росте.
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

В реализации воспитательной системы класса участвуют следующие субъекты:

  • ученики;
  • классный руководитель;
  • родители;
  • педагоги.

Таким образом, при создании воспитательной системы классному руководителю важно понимать, что в его систему входят:

  • Взаимодействие с другими педагогами, ведущими учебные предметы в классе и осуществляющими не только процесс обучения, но и также процесс воспитания школьников;
  • Взаимодействие с педагогами системы дополнительного образования;
  • Взаимодействие с родителями детей;
  • Установление социального партнерства, договорных и правовых отношений в детском коллективе;
  • Создание и поддержание системы самоуправления детского коллектива;
  • Создание системы общественного признания результатов, достигнутых ребенком, группой детей, всем классным коллективом;
  • Реализация различных социально-значимых проектов.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Уровни  социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником школы, можно систематизировать следующим образом:

  • Общекультурная компетенция

«Я – гражданин» (Сопричастность к успехам, делам РФ; толерантность по отношению к народам, населяющим РФ;  гордость за свое Отечество, ответственность за развитие и процветание России);

«Я – дальневосточник» (Сопричастность к успехам, делам края, толерантность по отношению к народам, населяющим ДВ, гордость за свою малую Родину, ответственность за развитие и процветание края);

  • Учебно-познавательная  компетенция

«Я – ученик» (ответственность за свою жизненную проекцию, уверенность в своих силах и возможностях,  открытость для новых идей; способность к самосовершенствованию);

  • Коммуникативная компетенция

«Я – и мир моего я» (Чувство и мысли человека по отношению к самому себе – самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения);

  • Ценносто-смысловая компетенция

«Я – моя семья» (ответственность за микроклимат в семье, в коллективе, ответственность за подрастающее поколение, причастность к успехам моей семьи);

  • Компетенция личностного самосовершенствования

«Я – профессионал» (уверенность в своих силах и возможностях, гордость за  достижение успехов, стремление к самореализации);

  • Социально-трудовая компетенция

«Я – хозяин» (знаю основы управленческой деятельности; свои потенциальные возможности; как заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих; роль и значение окружающей среды для жизни и здоровья человека; основы экономики)

Самоуправление в классе

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты. 

 Мне хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
             Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
            С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер, основанный на педагогических идеях:

Самоуправление в классе строится постепенно. Условно можно выделить четыре этапа:

     1 этап  -  изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.

      2 этап   - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » -  основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.

      3 этап  - развитие самоуправленческих начал.  Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.

       4 этап  -  лучшее в жизни класса становится достоянием всего      школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива.  Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»

Принципы классного самоуправления

Принцип равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения;

Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления;

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем класса

Структура самоуправления класса.

В первом классе сначала использую простейшую форму самоуправления - дежурство. Я разъясняю  детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за растениями.

 Во втором полугодии выбираем командира класса и двух его заместителей, делим класс на  микрогруппы (службы).

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает: 
• командиров отделений; 
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию; 
• решает вопросы жизни классного коллектива; 
• утверждает общественные поручения; 
• слушает отчеты об их исполнении; 
• решает вопросы поощрения и наказания учащихся класса. 
          В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый командиром класса. В него входят командиры отделений, руководители служб ученического самоуправления. 
Командир класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Командир класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. 
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. 
Итак, каждая служба имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие службы: 
- Учебная служба «Совет образования» отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. 
- Хозяйственная служба  «Здравоохранения» отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников. 
- Культмассовая служба «Совет культуры» способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. 
- Информационная служба «Совет информации» контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. 
-  Спортивная служба «Спортивный совет» формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. 
          Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. 
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета: 
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива; 
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; 
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; 
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. 
В данном классном коллективе  работа  по самоуправлению строится
на  законах:

Единство прав и обязанностей!

Единство слова и дела!

Гласность и открытость!

Самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания. Оно   способствует  личностному   росту   школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны. Оно формирует готовность участвовать в различных проектах.

Структура самоуправления класса

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...