Конспект занятий внеурочной деятельности
план-конспект занятия (2 класс)

Ишмухаметова Анна Нурмихаматовна

Конспект предназначен для занятий в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneurochnoy_deyatelnosti.docx233.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочной деятельности «Куклы своими руками»

Тема занятия: «Изготовление куклы  «Куватка»

Цель: приобщение детей к русской культуре.

Задачи:

  1. познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Куватка»;
  2. развивать любознательность;
  3. воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование и материалы:

  1. Для учителя – компьютер, проектор, мультимедийная презентация по теме занятия, кукла, корзина.
  2. Для детей – лоскуты яркой ткани, цветные нитки.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.

Добрый день!   (Слайд №1)

Дорогие гости, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

        II. Знакомство с новым материалом.

                    Здесь собрались сегодня мы ребятушки,

                  Чтоб узнать, как жили наши бабушки,

                  Как делали кукол ярких,        

                  Да самим смастерить подарки.

            (звучит колыбельная мелодия)  ( Слайд 2)

           Люлька в нашей горенке стоит ,

В ней малютка спит.

Я же,  нянюшка, рядышком хожу,

То спою, то сказку расскажу,

То кормлю дитя, то пеленаю,

А как гости, я гостей встречаю.

Вот и нынче выпала минутка

Пока в люльке сладко спит малютка

Мы наговоримся шепотком,

Куколок накрутим, завернем.

             

            Посмотрите, вот какие куколки изготавливали наши бабушки. 

(Показ слайдов)

1.Этап открытия новых знаний

Посмотрите, вот в какие куколки  играли наши предки и изготавливали наши бабушки.

- Существуют различные виды кукол. Они отличались и по назначению, и материалами. Самые первые куклы делались из золы, и только позже их стали делать изо льна или соломы, глины, ткани, дерева и даже теста.  Слайд 3-7.

- По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные.

Игровые куклы служили детям для игр. Их могли делать даже в виде зверей или птиц.

 Обрядовые же использовались, чтобы отметить какой-либо календарный праздник либо переход из одного состояния в другое. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние.

 – Кто скажет, когда мы в наше время встречаемся с этой куклой? Что обозначает обряд сжигания куклы? Она выражала победу света над темными силами. Иногда её сжигали со специальными наговорами, а в некоторых случаях сохраняли как оберег до следующего года.

Важной частью народной культуры была кукла-оберег.

- Почему она так называется, как вы думаете?

Оберег – предмет, обладающий колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий.

Чтобы кукла  обладала  магической  силой и служила  оберегом, при ее изготовлении необходимо было соблюдать некоторые правила:

 Шилась она из кусков  своей ношеной (счастливой) одежды.

 Делалась без иголки и ножниц - «не колонная, не резанная», считалось, что металл не должен прикасаться к кукле; все составные части крепятся нитками, поясками.

 Кукол как правило делали без лица, не обозначали глаза, рот, нос, чтобы не вселился дух иного мира. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить, она не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло через эту куклу.

 Кукла должна быть размером с локоть или ладонь человека, который ее изготавливает.

 Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась куколка-оберег. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути. Одни куклы, как считали наши предки, защищают ребенка от болезней или сглаза, другие, как Бессоница,  отгоняет бессонницу и кошмары, приносит хорошие сны. Кукла Берегиня —хранительница семейного очага. Обычно её вешали над входной дверью, чтобы не дать злу просочиться в дом.

Мотать кукол девочки начинали с 4-5 лет. Первую дочь учила мама или бабушка; младших - старшая сестра. И хотя дело это нехитрое, надо соблюдать  некоторые общие правила:

- Прежде всего, у куклы не должно быть лица.

– Как вы думаете, почему? Наши предки верили, будто только безликая куколка может служить во благо. В противном случае, в неё через глаза может вселиться злой дух. Поэтому понятно, что у обережных кукол никогда не вышивали и не раскрашивали лицо. Иногда на нем вышивали крест. Наши предки обозначали крестом солнце. И рисуя солнце, люди делали дополнительную защиту на куклу. Также для лица обычно использовалась белая ткань, что символизировало светлые помыслы и намерения творящего.

  Также при изготовлении куклы не должно быть иголки или ножниц, всё должно приматываться либо привязываться. Нитки нужно наматывать по часовой стрелке.

Хотя на поздних этапах, как шитье и украшение одежды куклы, все-таки можно было использовать иголку. Более того, ткань тоже нужно не резать, а рвать. Не зря другое название таких кукол — «рванки». Согласно поверьям, отрезая ткань, вы отрезаете энергию, которая должна копиться в обереге.

Разумеется, при создании такой куколки творец должен испытывать радость и счастье, и перенести эти чувства в свое творение.. Нельзя садиться за работу разозлённым или уставшим. Нужно думать о том, для кого делаете этот оберег, понимать, что именно вы хотите поместить в нее, от чего защитить.

- Сегодня мы с вами научимся создавать вот такую куклу, которая называется Куватка (Кувадка).

Первоначально такие древнеславянские куклы использовались для помощи женщинам в родах. Яркие незатейливые куколки Кувадки (Куватки) изготавливались мамой вместе с остальным приданным задолго  до рождения малыша.

А еще есть версия, что название куватка произошло от глагола “кувать” – плакать, то есть это игрушка новорожденного младенца. 

Кувадки подвешивались над колыбелью новорожденного, обязательно в нечетном количестве, отгоняли злых духов и бессонницу от младенца, служили игрушкой для подросшего малыша, как погремушки. Делались из остатков ткани или поношенной одежды. – Как вы думаете, почему из поношенной одежды?

   IV.  Практическая работа
- Для изготовления куколки нужны разноцветные кусочки ткани и нитки.

• 1 этап: берем маленький прямоугольник и скатываем его «колбаской». Взяли короткую нитку и туго завязываем одну сторону (лучше обмотать 3 раза) и завязали короткими нитками 2 – 3 раза. Аналогично делаем и с другой стороной. Получилась «конфетка». Ее мы пока отложим.

• 2 этап: берем большой прямоугольник. Находи середину, провели пальчиками от начала до конца. Заложили один край к середине, другой. Нашли середину по длине. Поставили пальчики чуть выше середины и начинаем скручивать в одну сторону ткань 3 – 4 раза. Подравняли ткань (обратите внимание на то, чтобы наши сложения остались изнанкой). Мы сделали голову. Теперь берем длинную нитку и туго завязываем.

• 3 этап: берем изготовленные руки и прикладываем их к голове с изнаночной стороны. Плотно прижав, закрепляем несколькими витками длинной нити, формируя талию.

Практическая работа.
     Итак, приступим,  нам потребуются  два лоскутка хлопчатобумажных тканей, нитки в тон к основным тканям и хорошее настроение.
 (Слайд №9)
(Слайд №10)Принцип сборки прост. Берем меньший кусочек ткани и  складываем длинными сторонами вовнутрь несколько раз, пока не получится полоска примерно 1,5 см.
http://2.bp.blogspot.com/-jYsVM0Ac7qs/UHrh10TW_LI/AAAAAAAAA1k/Pl69lc_N4uY/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B370.jpg

(Слайд №11)        

http://1.bp.blogspot.com/-COXWsZD1YYg/UHrjqopODJI/AAAAAAAAA1w/-e6EWgnl9rA/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B373.jpg

(Слайд №12) Ниткой  обматываем несколько раз по очереди вокруг каждого конца полоски и завязываем на два узелка. Получились ручки.

http://4.bp.blogspot.com/-KHJXLN--sQ8/UHrkc8W4EfI/AAAAAAAAA18/YBj14pKxoFA/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B379.jpg


(Слайд №13) Также, как и первый, складываем второй лоскуток несколько раз длинными сторонами вовнутрь друг к другу, пока не получится полоска, примерно, 2,5 см.

http://3.bp.blogspot.com/-QBVrH5cYMo4/UHrlcOgGn-I/AAAAAAAAA2I/tUv-ayufQBM/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B382.jpg

(Слайд №14) Складываем ее пополам.

http://3.bp.blogspot.com/-KOTGC14WmAE/UHrmuysv5oI/AAAAAAAAA2U/ai7bKQeoSqg/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B384.jpg

(Слайд №15) Обматываем ниткой ткань отступив от сгиба, примерно, 2см. Это голова и туловище куколки. Нитку не обрезаем. Ей мы будем пользоваться в дальнейшем.

http://3.bp.blogspot.com/-BtfAvmrnxIM/UHrnTLv-9UI/AAAAAAAAA2g/V08nXCOFoNE/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B385.jpg


(Слайд №16) Отгибаем верхнюю часть ткани и вставляем ручки

http://4.bp.blogspot.com/-W6ea2XVJHOI/UHroT2nEibI/AAAAAAAAA2s/_bgKpQZDhrM/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B386.jpg

(Слайд №17)Теперь нам надо скрепить ручки с туловищем. Для этого берем  длинный конец нитки, который у нас  остался при изготовлении головы, и крест на крест перематываем туловище куколки. Сначала в одну сторону два-три раза.

http://1.bp.blogspot.com/-V6Nyx4sWxRA/UHro4hACZYI/AAAAAAAAA24/qNhpHRFr9tw/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B388.jpg


(Слайд №18) Потом вокруг талии два-три раза.

http://3.bp.blogspot.com/-EciXTW5CMaU/UHrqWK8Oy3I/AAAAAAAAA3E/Iud9WH4Fp2g/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B389.jpg


(Слайд № 9)Два-три раза через другое плечо. И снова вокруг талии.

http://1.bp.blogspot.com/-YYZYJZ_6MO0/UHrq7J2UltI/AAAAAAAAA3Q/UTQy1Mr0cb4/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B390.jpg


(Слайд №20)Делаем воздушную петлю вокруг талии и завязываем  два узелка. Куколка готова.

http://4.bp.blogspot.com/-ldjWfC6ZtS4/UHrrqBMHQFI/AAAAAAAAA3c/33Faj4ObFzc/s400/%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%2B2012%2B399.jpg


IV. Итог занятия.

(Слайд №21)

А теперь давайте подарим наши куколки младенцу!

 Разноцветные куватки

 Мы развесим над кроваткой

 Пусть любуется ребенок,

 Познает цвета с пеленок.

(Дети подходят и вешают куватки над младенцем).












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия внеурочной деятельности.

Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.

Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....