Конспект занятий внеурочной деятельности
план-конспект занятия (2 класс)
Конспект предназначен для занятий в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 233.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочной деятельности «Куклы своими руками»
Тема занятия: «Изготовление куклы «Куватка»
Цель: приобщение детей к русской культуре.
Задачи:
- познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Куватка»;
- развивать любознательность;
- воспитывать уважение к народным традициям.
Оборудование и материалы:
- Для учителя – компьютер, проектор, мультимедийная презентация по теме занятия, кукла, корзина.
- Для детей – лоскуты яркой ткани, цветные нитки.
Ход занятия:
- Оргмомент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
Добрый день! (Слайд №1)
Дорогие гости, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!
II. Знакомство с новым материалом.
Здесь собрались сегодня мы ребятушки,
Чтоб узнать, как жили наши бабушки,
Как делали кукол ярких,
Да самим смастерить подарки.
(звучит колыбельная мелодия) ( Слайд 2)
Люлька в нашей горенке стоит ,
В ней малютка спит.
Я же, нянюшка, рядышком хожу,
То спою, то сказку расскажу,
То кормлю дитя, то пеленаю,
А как гости, я гостей встречаю.
Вот и нынче выпала минутка
Пока в люльке сладко спит малютка
Мы наговоримся шепотком,
Куколок накрутим, завернем.
Посмотрите, вот какие куколки изготавливали наши бабушки.
(Показ слайдов)
1.Этап открытия новых знаний
Посмотрите, вот в какие куколки играли наши предки и изготавливали наши бабушки.
- Существуют различные виды кукол. Они отличались и по назначению, и материалами. Самые первые куклы делались из золы, и только позже их стали делать изо льна или соломы, глины, ткани, дерева и даже теста. Слайд 3-7.
- По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные.
Игровые куклы служили детям для игр. Их могли делать даже в виде зверей или птиц.
Обрядовые же использовались, чтобы отметить какой-либо календарный праздник либо переход из одного состояния в другое. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние.
– Кто скажет, когда мы в наше время встречаемся с этой куклой? Что обозначает обряд сжигания куклы? Она выражала победу света над темными силами. Иногда её сжигали со специальными наговорами, а в некоторых случаях сохраняли как оберег до следующего года.
Важной частью народной культуры была кукла-оберег.
- Почему она так называется, как вы думаете?
Оберег – предмет, обладающий колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий.
Чтобы кукла обладала магической силой и служила оберегом, при ее изготовлении необходимо было соблюдать некоторые правила:
Шилась она из кусков своей ношеной (счастливой) одежды.
Делалась без иголки и ножниц - «не колонная, не резанная», считалось, что металл не должен прикасаться к кукле; все составные части крепятся нитками, поясками.
Кукол как правило делали без лица, не обозначали глаза, рот, нос, чтобы не вселился дух иного мира. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить, она не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло через эту куклу.
Кукла должна быть размером с локоть или ладонь человека, который ее изготавливает.
Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась куколка-оберег. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути. Одни куклы, как считали наши предки, защищают ребенка от болезней или сглаза, другие, как Бессоница, отгоняет бессонницу и кошмары, приносит хорошие сны. Кукла Берегиня —хранительница семейного очага. Обычно её вешали над входной дверью, чтобы не дать злу просочиться в дом.
Мотать кукол девочки начинали с 4-5 лет. Первую дочь учила мама или бабушка; младших - старшая сестра. И хотя дело это нехитрое, надо соблюдать некоторые общие правила:
- Прежде всего, у куклы не должно быть лица.
– Как вы думаете, почему? Наши предки верили, будто только безликая куколка может служить во благо. В противном случае, в неё через глаза может вселиться злой дух. Поэтому понятно, что у обережных кукол никогда не вышивали и не раскрашивали лицо. Иногда на нем вышивали крест. Наши предки обозначали крестом солнце. И рисуя солнце, люди делали дополнительную защиту на куклу. Также для лица обычно использовалась белая ткань, что символизировало светлые помыслы и намерения творящего.
Также при изготовлении куклы не должно быть иголки или ножниц, всё должно приматываться либо привязываться. Нитки нужно наматывать по часовой стрелке.
Хотя на поздних этапах, как шитье и украшение одежды куклы, все-таки можно было использовать иголку. Более того, ткань тоже нужно не резать, а рвать. Не зря другое название таких кукол — «рванки». Согласно поверьям, отрезая ткань, вы отрезаете энергию, которая должна копиться в обереге.
Разумеется, при создании такой куколки творец должен испытывать радость и счастье, и перенести эти чувства в свое творение.. Нельзя садиться за работу разозлённым или уставшим. Нужно думать о том, для кого делаете этот оберег, понимать, что именно вы хотите поместить в нее, от чего защитить.
- Сегодня мы с вами научимся создавать вот такую куклу, которая называется Куватка (Кувадка).
Первоначально такие древнеславянские куклы использовались для помощи женщинам в родах. Яркие незатейливые куколки Кувадки (Куватки) изготавливались мамой вместе с остальным приданным задолго до рождения малыша.
А еще есть версия, что название куватка произошло от глагола “кувать” – плакать, то есть это игрушка новорожденного младенца.
Кувадки подвешивались над колыбелью новорожденного, обязательно в нечетном количестве, отгоняли злых духов и бессонницу от младенца, служили игрушкой для подросшего малыша, как погремушки. Делались из остатков ткани или поношенной одежды. – Как вы думаете, почему из поношенной одежды?
IV. Практическая работа
- Для изготовления куколки нужны разноцветные кусочки ткани и нитки.
• 1 этап: берем маленький прямоугольник и скатываем его «колбаской». Взяли короткую нитку и туго завязываем одну сторону (лучше обмотать 3 раза) и завязали короткими нитками 2 – 3 раза. Аналогично делаем и с другой стороной. Получилась «конфетка». Ее мы пока отложим.
• 2 этап: берем большой прямоугольник. Находи середину, провели пальчиками от начала до конца. Заложили один край к середине, другой. Нашли середину по длине. Поставили пальчики чуть выше середины и начинаем скручивать в одну сторону ткань 3 – 4 раза. Подравняли ткань (обратите внимание на то, чтобы наши сложения остались изнанкой). Мы сделали голову. Теперь берем длинную нитку и туго завязываем.
• 3 этап: берем изготовленные руки и прикладываем их к голове с изнаночной стороны. Плотно прижав, закрепляем несколькими витками длинной нити, формируя талию.
Практическая работа.
Итак, приступим, нам потребуются два лоскутка хлопчатобумажных тканей, нитки в тон к основным тканям и хорошее настроение. (Слайд №9)
(Слайд №10)Принцип сборки прост. Берем меньший кусочек ткани и складываем длинными сторонами вовнутрь несколько раз, пока не получится полоска примерно 1,5 см.
(Слайд №11)
(Слайд №12) Ниткой обматываем несколько раз по очереди вокруг каждого конца полоски и завязываем на два узелка. Получились ручки.
(Слайд №13) Также, как и первый, складываем второй лоскуток несколько раз длинными сторонами вовнутрь друг к другу, пока не получится полоска, примерно, 2,5 см.
(Слайд №14) Складываем ее пополам.
(Слайд №15) Обматываем ниткой ткань отступив от сгиба, примерно, 2см. Это голова и туловище куколки. Нитку не обрезаем. Ей мы будем пользоваться в дальнейшем.
(Слайд №16) Отгибаем верхнюю часть ткани и вставляем ручки
(Слайд №17)Теперь нам надо скрепить ручки с туловищем. Для этого берем длинный конец нитки, который у нас остался при изготовлении головы, и крест на крест перематываем туловище куколки. Сначала в одну сторону два-три раза.
(Слайд №18) Потом вокруг талии два-три раза.
(Слайд № 9)Два-три раза через другое плечо. И снова вокруг талии.
(Слайд №20)Делаем воздушную петлю вокруг талии и завязываем два узелка. Куколка готова.
IV. Итог занятия.
(Слайд №21)
А теперь давайте подарим наши куколки младенцу!
Разноцветные куватки
Мы развесим над кроваткой
Пусть любуется ребенок,
Познает цвета с пеленок.
(Дети подходят и вешают куватки над младенцем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"
План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....
Конспект занятия внеурочной деятельности.
Программа "Начальная школа 21 века"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.
Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....
Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»
Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...
Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс
Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...
Конспект занятия внеурочной деятельности. "Мир деятельности", 2 класс.
"Как исправить свою ошибку?" Л. Г. Петерсон...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....