Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»
план-конспект занятия на тему
Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки. Верными защитниками растений от вредителей в городе становятся птицы. Зима трудное время для птиц. Больше всего зимой они гибнут не от холода, а от голода. Мы им поможем зимой, а весной и летом они отблагодарят нас.
Цель и задачи проекта: изучение образа жизни зимующих птиц нашего города, изучение дополнительной литературы для определения птиц, зимующих в наших краях, провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц, сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в них.
Предмет исследования: зимующие птицы.
Методы исследования: Метод изучения литературы;
Метод визуального наблюдения;
Практическая работа по изготовлению кормушек
Метод анализа.
Планируемый результат: изготовление и развешивание кормушек на пришкольном участке, в лесу и около домов, составить памятку по подкормке птиц зимой. Наш опыт передать ребятам других классов( составление и развешивания памяток , выступление перед младшими школьниками), работа ребят послужить примером для подражания учеников других классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptits.doc | 1004 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 города Одинцово
Конспект занятий внеурочной деятельности
«Покормите птиц зимой»
Автор работы: Корчагина С.М,
учитель начальных классов
г.Одинцово 2014 г.
« Покормите птиц зимой».
Цель и задачи проекта: изучение образа жизни зимующих птиц нашего города, изучение дополнительной литературы для определения птиц, зимующих в наших краях, провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц, сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в них.
Предмет исследования: зимующие птицы.
Методы исследования: Метод изучения литературы;
Метод визуального наблюдения;
Практическая работа по изготовлению кормушек
Метод анализа.
Планируемый результат: изготовление и развешивание кормушек на пришкольном участке, в лесу и около домов, составить памятку по подкормке птиц зимой. Наш опыт передать ребятам других классов( составление и развешивания памяток , выступление перед младшими школьниками), работа ребят послужить примером для подражания учеников других классов.
Актуальность проекта: Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки. Верными защитниками растений от вредителей в городе становятся птицы. Зима трудное время для птиц. Больше всего зимой они гибнут не от холода, а от голода. Мы им поможем зимой, а весной и летом они отблагодарят нас.
Ученики нашего класса задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может птицы улетают на юг не потому, что им становится холодно? Может отлёт птиц связан с отсутствием корма?
Участники . Ученики класса.
Вспомогательные средства для планирования и проведения работы: Работа с разными источниками информации ( художественная литература, интернет – ресурсы, публикации, личные наблюдения учеников).
Личностные УУД
Формировать положительное отношение к природе, учить обсуждать добрые дела.
Познавательные УУД
Учить делать вывод в результате совместной работы коллектива, учить решать проблемы, наблюдать и самостоятельно делать выводы.
Регулятивные УУД
Формировать умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативные УУД
Формирование умений доносить свою позицию до других учеников, формулировать свои мысли в устной речи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание.
Воспитывать нравственные чувства, развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, взаимопомощи и поддержка, дать начальное представление о правилах поведения в природе, бережное отношение к ней.
1 этап. Поисково-теоретический.
Работа проводится в группах: 1 группа. Дети изучают литературу о зимующих птицах, чем питаются птицы зимой. 2 группа: Составляют список зимующие птицы нашей местности.
3 группа. Дети изучают виды кормушек, способы их крепления, где их лучше вешать.
4 группа .Дети наблюдают за видами птиц, прилетающих на кормушки.
2 этап. Практический. Конкурс на изготовление кормушек, сбор корма для зимующих птиц, развешивание кормушек на территории школы, в лесу и около домов.
3 этап. Исследовательский. Определение видов птиц и их количество, наблюдения за поведением птиц.
4 этап. Заключительный. Получение конечного результата, подведение итогов, фото и видео отчёт, составление правил подкормки птиц в виде листовки и развешивания их по школе.
Время проведения: сентябрь – февраль.
Зимующие птицы.
Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Небольшое количество видов позволяет избежать путаницы при определении. Птицы становятся более заметными, они сами тянуться к человеческому жилью.
Синица
Под пологом леса живут синицы. Зимой они собираются стайками. Её часто можно видеть рядом с жильём человека.
Верх зеленоватый, низ желтый, крылья и хвост синевато-серые. На крыле видна тонкая белая поперечная полоска. Характерны блестяще-черная шапочка, доходящая до глаз, светлое пятно на затылке, белые щеки, окаймленные черным, черное головное пятно, продолжающееся на груди. Населяет практически всю Европу, Ближний Восток, Кавказ, лесную и лесостепную зону Сибири на восток до Среднего Приамурья.
Образ жизни типичен для синиц. Многие пары сохраняются в течение нескольких сезонов. Гнездится вскоре после схода снега, в лесах разного типа, в парках, садах, населенных пунктах.
Дятел
В любое время года в лесу слышен стук дятла. Он долбит своим сильным клювом кору дерева, доставая из-под неё насекомых-вредителей.
Воробьи
Рядом с человеком живут два вида воробьёв – воробей домовый и воробей полевой. Они схожи поведением, окраской, голосом да и размером, разве что последний несколько стройнее.
Этих зерноядных птиц в некоторых странах, например в Китае, уничтожали, считая вредными. А жители американского города Бостона, наоборот, поставили этой птице памятник – за то, что она спасла их от голода, когда в округе появились в огромном количестве гусеницы бабочек- вредителей.
Кормушки для птиц.
Все понимают, что подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как об этом думают некоторые люди. Всё же кому-то кажется, что трудней всего сделать кормушку. Ничего сложного в этом нет, просто для каждого вида птиц есть свой вид кормушек.
Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока.
Но важно помнить несколько основных правил :
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее. Ниже изображено несколько схем самых простых кормушек, которые можно изготовить в домашних условиях.
Сначала число птиц, прилетающих к кормушке, будет невелико. Но со временем оно возрастет при условии, что вы регулярно будете наполнять ее кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно. Если кормушка будет расположена неподалеку от вашего жилья, то вы сможете наблюдать за пернатыми с близкого расстояния.
Подкормка птиц.
В качестве корма я использовала: сырые (нежареные) семена подсолнуха, крошки хлеба.
Засыпать корм нужно утром или днём. Так как птицы всегда нуждаются в открытой воде для питья, поблизости можно выставить неглубокие поддоны, заполненные чистой водой. Воду нужно регулярно менять, а если стоят холодные дни – разбивать и выкидывать лёд.
Традиционный корм для птиц в зимнее время – овес, семена подсолнечника и тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды и фрукты, несоленое сало. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и цитрусовых птицам лучше не давать – это опасно для их здоровья. Данные продукты плохо перевариваются в желудке птиц и в морозную погоду это может привести к их гибели.
Кусочки сала и мяса для синиц, поползней и дятлов можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать как сырое, так и вареное, но обязательно несоленое. Белый хлеб (черный- ржаной хлеб птицам вреден!) нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь — крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Перловую крупу, горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно поедают овсяную крупу «Геркулеса и пшенную. Все мелкие птицы охотно поедают различные семена, а также отходы с нашего стола: крошки, кусочки мяса, сухари и пр. Полезны зимующим птицам семена подсолнечника и конопли. Снегирям понравятся различные ягоды, семена ясеня, сирени, рябины и клена, заблаговременно заготовленные вами еще осенью. Любят зимующие птицы и семена сорняков — лебеды, крапивы, чертополоха и репейника. Специально для сойки можно заготовить желуди.
Подкармливать можно практически любых птиц. В сентябре проводится сбору корма. Учащиеся, используя разнообразную литературу, выявили кормовые предпочтения зимующих птиц.
Корм | Способ подкормки | Виды птиц |
Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли | Насыпаются на кормовой столик | Синицы, обыкновенный поползень, дятлы, зерноядные птицы |
Шишки, желуди, орехи, например, арахис | Кладутся на кормовой столик, орехи можно подвесить в виде бус | Сойка, синицы, дятлы, клесты |
Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) | Насыпается на кормовой столик | Воробьи, щеглы, зеленушки и др. зерноядные птицы; сизый голубь |
Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. | Привязываются на ветки кустов или деревьев невысоко от земли, втыкаются в снег | Снегирь, щегол, чечётка, чиж и др. зерноядные птицы |
Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины | Привязываются на ветки кустов или деревьев невысоко от земли, кладутся на кормовой столик | Свиристель, дрозды; снегирь и др. зерноядные птицы поедают семена |
Крошки чёрствого пшеничного хлеба | Насыпаются на кормовой столик | Синицы, воробьи, сойка, сизый голубь, поползень и многие др. птицы |
Семена клена и ясеня | Насыпаются на кормовой столик | Снегирь, свиристель |
Кусочки несолёного сала, мяса и жира | Нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях | Синицы, поползень, дятлы, сойка |
Яблоки | Кусок фанеры пробивают гвоздем, на который крепится яблоко | Чёрный дрозд |
Ноябрь является самым лучшим временем для развешивания готовых кормушек. В это время птицам ещё не трудно находить корм и в других местах, но, подкармливаясь на кормушке, они постепенно привыкают к ним, запоминают их расположение. Развешивания кормушек приурочена к Синичкиному Дню, который по народному календарю выпадает на 14 ноября и отмечается на Руси с незапамятных времён.
Практическая часть.
Наблюдение.
- Мы установили удобную для птиц кормушку напротив окна подвесив её на дерево на высоту 1,5 метра от земли чтобы коты и другие хищники не смогли охотиться на птиц в кормушке.
- Ежедневно в 15.00 насыпала в кормушку семечки , белый хлеб и пшено.
- Мы начала наблюдать за кормушкой, буквально через час появились первые посетители: 2 синички они прилетели одни, на следующий день прилетело 4 синички и 8 воробьёв. Ели они почти всегда вместе, птицы охотно ели хлеб и понемногу семечки, семечки шишек они не ели. На 3 день после установки кормушки 4 синички и 8 воробьёв объединились в стайку и вместе отгоняли других птиц от кормушки. На 4 день прилетел дятел, но увидев в кормушке других птиц летал неподалёку и терпеливо ждал своей очереди, когда же стайка воробьёв и синичек съели весь хлеб и семечки они улетели с кормушки на ближайшее дерево. На пустую кормушку прилетел дятел , но стайка воробьёв и синичек его прогнала. В последующие дни ситуация оставалась такой же. Птицы в прежнем составе прилетали к 15.00 к кормушке и ели.
4)На основе полученных данных мы составили таблицу:
Вид | Количество | Время появления на кормушке |
Воробей домовой | 4 штуки | 15.00 |
Воробей полевой | 4 штук | 15.00 |
Синица | 4 штуки | 15.00 |
Из наших наблюдений за птицами стало видно, что посещать подкормочные площадки более активно они начинают с ноября по февраль. Зимой на кормушках и поблизости от них постоянно держаться большие синицы, полевые и домовые воробьи.
Проведя ряд наблюдений, мы заметили, что у нас зимой на кормушки прилетают такие в птицы, как воробьи, голуби, синицы, а иногда и дятлы.
Заключение и вывод.
Птиц губит не голод, а холод. А самое главное, что все мы им можем помочь, развесив кормушки и насыпать в них корм. А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Правила при подкормке птиц:
- Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
- Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
- Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
- Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
- По возможности корм должен быть защищён от непогоды.
Виды кормушек.
ДЛЯ ПТИЦ НАСТУПИЛИ ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА – 70 % пернатых друзей ГИБНУТ в МОРОЗЫ!
Кормушку можно разместить на подоконнике, рядом с форточкой, повесить на высоту человеческого роста на тонких ветвях кустарника или дерева (лучше ели). Для мелких птиц подкормку можно организовать в любом месте: на окне, балконе, в парке, на приусадебном участке. Корм можно насыпать прямо на снег, предварительно утоптав ногами небольшую площадку.
Кусочки сала и мяса для синиц, поползней и дятлов можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать как сырое, так и вареное, но обязательно (!) несоленое. Белый хлеб (черный - ржаной хлеб птицам вреден!) нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Из круп птицы охотно поедают овсяную крупу «Геркулес» и пшенную. Все мелкие птицы охотно поедают различные семена, а также отходы с нашего стола: крошки, кусочки мяса, сухари и пр. Полезны зимующим птицам семена подсолнечника. Понравятся и различные ягоды, семена ясеня, сирени, рябины и клена.
Важно, чтобы кормушка была удобна для птиц и из-за непродуманной конструкции не стала западней. Не нужно забывать и о том, что увлеченно обедающие птички могут стать легкой добычей для кошки.
Начав подкормку, ни в коем случае нельзя ее прерывать, иначе «понадеявшись» на человека, многие птицы будут обречены на гибель. Зимнюю подкормку нужно проводить регулярно, каждый день. Сухой корм (плоды и семена) насыпают в кормушку вечером, чтобы птицы могли кормиться рано утром. Кормушка должна быть полной, особенно в сильный мороз, снегопад, в ветреную погоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в 1 классе " Птицы зимующие и перелетные"
laquo;Птицы — перелетные и зимующие»Цели и задачи: 1. Продолжает закреплять и систематизировать знания о птицах. 2. Познакомить детей с понятием «кочующая птица»....
План-конспект на тему: Акция "Покормите птиц зимой!"
Покормите птиц зимой!...
Конспект занятия внеурочной деятельности. "Мир деятельности", 2 класс.
"Как исправить свою ошибку?" Л. Г. Петерсон...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....
Занятие на прогулке "Покормите птиц зимой!"
Занятие на прогулке "Покормите птиц зимой!"Цель. Познакомить с умением птиц приспосабливаться к различным условиям жизни; обратить внимание на красоту внешнего вида птиц, их пение; пока...
Конспект занятия внеурочной деятельности «Волшебница зима»
Цель -развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования; продолжить знакомство с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета, зак...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!»
В настоящее время экологическое воспитание и образование в школестановится все более приоритетным. Это связано с ухудшениемэкологической ситуации на Земле. Чем раньше ребенок осознает своюответственно...