Гражданско-патриотическое воспитание на занятиях внеурочной деятельности в 1 классе
статья (1 класс)
Гражданское и патриотическое воспитание учащихся 1 класса является неотъемлемой частью программы духовно-нравственного воспитания и развития.
Главной целью гражданского и патриотического воспитания является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гражданско-патриотическое воспитание на занятиях внеурочной деятельности в 1 классе | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Боженко М. В.
Гражданско-патриотическое воспитание на занятиях внеурочной деятельности в 1 классе
Гражданское и патриотическое воспитание учащихся 1 класса является неотъемлемой частью программы духовно-нравственного воспитания и развития.
Главной целью гражданского и патриотического воспитания является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи гражданского и патриотического воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
∙ элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
∙ представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
∙ элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
∙ элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
∙ интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
∙ уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
∙ ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
∙ начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
∙ элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и еѐ народов;
∙ интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательное учреждение;
∙ стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
∙ любовь к образовательному учреждению, народу, России;
∙ уважение к защитникам Родины;
∙ умение отвечать за свои поступки;
∙ негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
∙ первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
∙ различение хороших и плохих поступков;
∙ представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе;
∙ элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
∙ уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
∙ установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
∙ бережное, гуманное отношение ко всему живому;
∙ знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
∙ стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
∙ представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
∙ отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
∙ первоначальные представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
∙ уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
∙ элементарные представления об основных профессиях;
∙ ценностное отношение к учѐбе как виду творческой деятельности;
∙ элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
∙ первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
∙ умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
∙ умение соблюдать порядок на рабочем месте;
∙ бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
∙ отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учѐбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
∙ ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
∙ элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
∙ элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
∙ понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
∙ знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
∙ интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
∙ первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
∙ первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
∙ отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание):
∙ развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
∙ ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
∙ элементарный опыт природоохранительной деятельности;
∙ бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
∙ представления о душевной и физической красоте человека;
∙ формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
∙ интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
∙ интерес к занятиям художественным творчеством;
∙ стремление к опрятному внешнему виду;
∙ отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценностные установки духовно-нравственного, гражданского и патриотического развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
∙ патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
∙ социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
∙ гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
∙ семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
∙ труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
∙ наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
∙ традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
∙ искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
∙ природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
∙ человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"
План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности 2 класс
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности 2 класс...
В мире звуков. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
В мире звуков. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...
Колыбельные песни. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
Колыбельные песни. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...
Потешки и прибаутки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
Потешки и прибаутки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...
Считалки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
Считалки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности 4 класс "Занимательная грамматика"
КТП 4 класс Внеурочная деятельность младших школьников "Занимательная грамматика"...