Потешки и прибаутки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Потешки и прибаутки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie4.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 4
Тема. Потешки и прибаутки
Цель. 1. Познакомить с новыми жанрами народного фольклор: потешка, прибаутка, научить выделять их отличительные признаки.
- Продолжить работу по формированию выразительного чтения, творческого мышления, по развитию логики, устной речи.
- Воспитание внимательного отношения к русскому слову и народному творчеству.
I. Организационный момент, сообщение целей и задач урока.
На занимательный урок
Приглашает нас звонок
- Лингвистический этап.
1. Найди слово, которое спряталось.
ПрвтОитрТвиныЕжыбчШоаКА
2. Эмоциональная речевая разминка. Выразительное чтение с разными интонациями и темпом.
АБВ? ЛМН! АИЫ? О! УА... БПФ? БПФ! У... У! ЭОУРПТ.
3. Игровое упражнение «Продолжи предложение».
Он козел,она...(коза).
Он бобер, она...(бобер).
Он осел, она...(ослица).
Она оса, он... (оса).
Она стрекоза, он... (стрекоза).
Она муха, он... (муха).
- Литературоведческий этап.
1. Знакомство с прибаутками.
А. Послушайте и повторите.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
Б. Самостоятельное чтение.
- Найдите в прибаутке «шелестящие», «свистящие», «шумящие» слова.
В. Чтение прибаутки «Живая картинка».
2. Прочитайте три прибаутки. Чем они похожи? (Героев хвалят, прославляют.) Когда ты их читаешь, как ты относишься к козе, козлу и поросёнку?
Коза – хлопота
Коза – хлопота
День-деньской занята.
Ей – травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
***
Наш козёл-стрекозёл
То-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашу варил,
Он и кашу варил
И козляток кормил.
Свинка Ненила
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
3. Творческое задание.
Нарисуй поросёнка таким, каким видит его мама-свинка. Когда будешь рисовать, повторяй прибаутку, научись её читать ласково, с восхищением.
4. Конкурс выразительного чтения.
5. Знакомство с потешками.
А. Викторина.
Послушайте произведение и определите его жанр.
Усатенькая, мохнатенькая,
Лапки мягоньки,
А коготки востры. (Загадка)
Добр бобр до бобрят. (Скороговорка)
Ой, ты котенька – коток,
Котя – серенький хвосток,
Ты приди к нам ночевать,
Вову в люлечке качать. (Колыбельная)
Ай не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать-
Куплю худой лапоть (Пестушка)
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. (Потешка)
Б. Выделение признаков потешки. Беседа.
- Чем отличается потешка от других жанров фольклора?
- Потешка весело учит малыша жестам. Потешка похожа на стихотворение. Много слов с уменьшительно-ласкательным значением. Слова повторяются. Есть слова- «командиры» для жестов.
В. Учитель читает знакомые детям потешки («Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза»), дети хором повторяют за учителем с движениями.
Г. Составление потешки «Мальчик-пальчик,где ты был?». Работа в группах. (Дети делятся на три группы по пять человек, придумывают команды для пальчиков.)
Д. Выразительное чтение потешки с инсценировкой.
IV. Итог урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
- Прочитай прибаутку. Попробуй продолжить её дальше, сколько сможешь.
Музыканты
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Нарисуй свою ладошку, придумай работу каждому пальчику, научись читать придуманную тобой потешку.
Занятие «Потешки и прибаутки»
1. Найди слово, которое спряталось.
ПрвтОитрТвиныЕжыбчШоаКА
2. Эмоциональная речевая разминка. Выразительное чтение с разными интонациями и темпом.
АБВ? ЛМН! АИЫ? О! УА... БПФ? БПФ! У... У! ЭОУРПТ.
3.
Коза – хлопота Мыши водят хоровод,
Коза – хлопота На лежанке дремлет кот.
День-деньской занята. Тише, мыши, не шумите.
Ей – травы нащипать, Кота Ваську не будите.
Ей - на речку бежать, Вот проснётся Васька-кот,
Ей козляток стеречь, Разобьёт весь хоровод.
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
***
Наш козёл-стрекозёл
То-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашу варил,
Он и кашу варил
И козляток кормил.
Свинка Ненила
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
Прочитай прибаутку. Попробуй продолжить её дальше, сколько сможешь.
Музыканты
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуй свою ладошку, придумай работу каждому пальчику, научись читать придуманную тобой потешку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности.
В данной статье представлены игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики....
Рабочая программа курса"Умники и умницы(развитие речи)" по внеурочной деятельности
"Умники и умницы" курс развития речи для 2 класса расчитан на 68 часов 2 раза в неделю по 2 ч....
Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Колыбельные песни. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
Колыбельные песни. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...
Считалки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
Считалки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...