Профилактика девиантного поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в школе
статья (4 класс)

Лебедева Юлия Андреевна

В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания учителей, социальных педагогов, психологов, медиков, правоохранительных органов. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные методы психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedeniedokument_microsoft_word.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика девиантного поведения

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

в школе

В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания учителей, социальных педагогов, психологов, медиков, правоохранительных органов. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные методы психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. Поиск эффективности мер профилактики девиантного поведения предполагает определение факторов, причин отклоняющегося поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также роли образовательных организаций в решении задач предупреждения отклонений в поведении.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

-  биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;

- психологические факторы, выражаются в наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка;

- социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка, в школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность);

- социально-экономические факторы заключаются в социальном неравенстве; расслоении общества на богатых и бедных;

- морально-этические факторы выражаются в разрушении духовные ценностей, падении нравов,

Таким образом, в происхождении девиантного поведения основную роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения. Именно в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится как себя вести в сложившейся ситуации. Основной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей из-за недостатка знаний о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание. Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные).

Серьезной проблемой является дезадаптация детей с ограничениями жизнедеятельности (образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии). Дети с ограничениями жизнедеятельности имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития, интеллектуальную недостаточность, являющиеся причиной формирования у детей с ОВЗ внутренней тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущения неполноценности. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды,  отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Все это приводит к дисгармонии с социальной средой. Дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие дошкольные и общеобразовательные организации, под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. Педагог, приступая к работе, ставит перед собой следующие задачи: выявить особенности личности ребенка, которые необходимо исправить; выявить особенности или задатки, на которые можно опереться и развить в процессе работы; выявить причины отклонения поведения, условия возникновения отрицательных особенностей ребенка, чтобы ликвидировать их. Педагогу очень важно выявить возможную акцентуацию характера подростка, то есть крайнее проявление нормы, отклонения, которыми можно справиться совместными усилиями психолога и педагога, и которые должны быть учтены при индивидуальном педагогическом подходе к воспитанию. Профилактика девиантного поведения у детей с ограничениями жизнедеятельности предполагает: систематическое наблюдение за учащимися, установление характера их отклоняющегося поведения;  изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся;  проведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыков подростков с девиантным поведением; вовлечение подростков в культурно-массовую и оздоровительную работу; осуществление контроля за проведением свободного времени детей данной категории.

Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи, изучение семьи являются решающим фактором воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения необходимо обратить внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.  Дети и подростки с девиантной направленностью имеют много не заполненного свободного времени. Профилактика девиаций через включение несовершеннолетних в деятельность класса, школы подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. В образовательных организациях проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, клубы. Ребенок «группы риска» должен иметь достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности педагогов является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными возможностями здоровья, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.

Заключение

В процессе профилактики девиантного поведения особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. Родителям необходимо соблюдать рекомендации педагогов и психологов, найти с ребенком общий язык, учитывая особенности психологии  и развития своего  ребенка, ненавязчиво, уделять ребенку больше времени, интересоваться его жизнью и проблемами, особенно внутренними. Эмоционально поддерживать, дарить любовь, относиться к нему как к равноправному члену семьи, с соответствующими правами и обязанностями.

Система образования должна быть направлена не только на обучение, но и на передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создание условий для интеграции в нормально развивающуюся социальную среду, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, формирование системы нравственно-правового сознания и социального поведения. И самое главное педагог должен помнить, что это дети с особыми образовательными потребностями, но они не должны  из-за этого обособленно сидеть в стороне, они должны участвовать в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Краевой конкурс «Лучшая методическая разработка в области профилактики девиантного поведения обучающихся» в 2022 году

Номинация:«Профилактика употребления ПАВ: от теории к практике»Лагерь вечернего пребывания при   школах для детей «группы риска».Методическая разработка предпола...

Девиантное поведение обучающихся начальной школы: причины возникновения и пути их обнаружения

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Не получившие в семье нужной ла...

Коррекция девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями

Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе...