Коррекция девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями
статья
Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.
Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе, может иметь различные проявления в виде аутизма, агрессивности, аддикций, коммуникативной девиации и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zinevich_defektolog_1.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями»
Введение
В настоящее время тщательно изучаются психологические причины нарушений поведения у детей разных возрастов, разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции.
В педагогике коррекция – это система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.
В психологии отклоняющегося поведения применяется термин «психокоррекция» – это комплекс мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой устойчивые качества, формирующиеся в раннем возрасте и практически не изменяющиеся в дальнейшем.
Однако при исследованиях и проведении коррекционной работы основное внимание обращается на функциональные отклонения в развитии ребенка. Они могут быть разнообразными, но обычно это нарушения содержательного (личностно-смыслового) компонента деятельности и общения. В то же время основному, базальному компоненту - динамическому - уделяется неоправданно мало внимания.
Существующие в современной психологической науке психоаналитический, фрустрационный и бихевиористский подходы, объясняющие происхождение девиантного поведения, безусловно, обладают определенными достоинствами. К сожалению, ни один из них не представляет собой собственно психологическую модель девиации. В них недостаточно четко определяются психологические причины возникновения девиантного поведения, не описывается динамика и взаимосвязь психических процессов, сопровождающих протекание агрессивной реакции, не даются представления о механизмах психологической регуляции проявления агрессивности и других форм девиантного поведения.
Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.
Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе, может иметь различные проявления в виде аутизма, агрессивности, аддикций, коммуникативной девиации и др.
Актуальность выбранной проблематики обуславливается тем, что коррекция проявлений девиантного поведения подростков в последние годы является одним из наиболее приоритетных направлений в современной педагогической науке. В условиях сложных, динамичных и противоречивых социально-экономических перемен появляются многочисленные факторы возникновения девиаций в подростковой среде. В настоящее время наблюдаются такие негативные явления, как ослабление влияния государственных органов на воспитание и формирование личности, падение нравственных и духовных ценностей, имущественное неравенство, социальная дезадаптация, криминализация общества, падение статуса семьи как социального института и т. д. В результате констатируется рост таких видов и форм поведенческих отклонений, как проявление жестокости и агрессивности, тяжелые формы зависимого поведения, криминальное и антисоциальное поведение. Наибольшую остроту данная проблема приобретает в подростковом возрасте в процессе формирования, самоопределения и самоутверждения личности.
Обозначенные тенденции предполагают усиление профилактической и воспитательной работы, создание действующих и эффективных программ коррекции девиантного поведения подростков.
Педагогическая коррекция девиантного поведения.
По данным исследования доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, по-прежнему сохраняет тенденцию к росту в общем числе лиц, совершивших преступления. Число лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, уменьшается, однако последнее связано, скорее, с процессом гуманизации, чем «искоренением» подростковой преступности и ее причин.
Портрет среднестатистического несовершеннолетнего осужденного 2013-2014 годы характеризовался следующим образом: воспитывающиеся в семье с одним родителем – 41,8%; учащиеся – 61,5%:, состоящие на учете в органах внутренних дел – 4.6%.; ранее судимых – 31,3%. Доля групповых преступлений – 51,1%. Каждый второй осужден за совершение кражи, а каждый пятый подросток совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.
Характеристика подростков склонных к совершению преступлений: в школе учатся плохо или посредственно, систематически прогуливают занятия, четверть из них оставалась на второй год обучения в пройденном классе: «… учиться вообще не стоит…, лучше повеселиться, прогулять, как это все делают…. «Свой» – значит, свободный, надежный. Ему наплевать на уроки и на разговоры «предков»… Поможет в любой беде, даст крышу, денег, предоставит хату…». Об учениках, которые хорошо учатся, мнение почти однозначное: «… зубрилы, слабаки, маменькины сынки, зануды, боятся раскрутиться на полную катушку…»
Результаты проводимых исследований показали, что сами подростки, совершившие преступления, в индивидуальных собеседованиях оценивали свое прошлое практически одинаково: «… учителя видели во мне хулигана и старались от меня избавиться. Относились ко мне, будто я и не человек вовсе. Дома – то же самое, постоянная ругань, угрозы сдать в колонию, вопли, что ничего путного из меня не выйдет, что я позор всей семьи…». Выход многие их них находили на улице: «… там ждали меня друзья, только они и понимали меня. Многие уже сидели в колонии. Меня тянула к ним их сила и независимость, среди них я чувствовал себя взрослым…». На вопрос, чем же вы занимались на улице, следовал почти стандартный ответ: «… болтали…, … за пивом, сигаретами…, шмонались… Мы хотели делать то, что нам нравилось и ходить там, где нам хотелось. … Нет, мы не дрались, только защищались…».
Около 20 % подвергались в процессе семейного воспитания физическому воздействию и издевательствам: «… отчим, как только разозлится, бил меня шнуром от утюга…, … бил кулаком по голове…».
Результаты обследования показали, что преобладающими оказались следующие типы акцентуаций характера:
эпилептоидно-возбудимый (35 %). Характерна аффективная взрывчатость, озлобленность, тоскливое настроение, недовольство окружающими, а также повышенная агрессивность, конфликтность, недисциплинированность, низкий уровень самоконтроля;
аффективно-экзальтированный (25 %). У осужденных подростков наблюдается большой диапазон эмоциональных состояний. Так, в период подъема характеризуется такими проявлениями, как неуравновешенность, высокий уровень агрессивности, негативизм, а в период спада проявляется уныние, беспричинная тревога, раздражительность, грубость в ответ на замечания. На момент обследования у большинства подростков диагностировали стрессовое негативное состояния из-за неудач, желание уйти от проблем («оставили бы все меня в покое»);
шизоидно-экспансивный (27 %). Проявляют жесткость, высокую активность, агрессивность, мерам воспитательного характера поддаются с трудом. Во время обследования 5 подростков признались, что испытывают большую ненависть ко всему окружающему. У данной категории высокий уровень склонности к суицидальным реакциям.
психоастенический тип (13 %). Характерна нерешительность, тревожность, мнительность. Являются предметом притеснения и унижения со стороны осужденных с эпилептоидным типом акцентуации. Часто безвольные, эмотивные, со сниженным фоном настроения, характерна фиксация на мрачных сторонах жизни. Диагностируется состояние стресса, фрустрация, повышенная тревожность.
Данные психодиагностики показали, что у большинства подростков, совершивших преступления в психике и поведении, преобладают деструктивные процессы – систематические нервные срывы, депрессивные состояния, стрессы, фрустрация, психические заболевания. Нами выявлены осужденные подростки, находящиеся в состоянии стресса, дезадаптации и вытекающими отсюда последствиями: агрессией, направленной на окружающих, и аутоагрессией, выражающейся в стремлении совершить членовредительство, самоубийство.
Набор личностных качеств как потенциально криминогенные: низкий интеллектуальный уровень в сочетании со своеволием, акцентуации характера, агрессивность, тревожность, враждебность, склонность к риску, отсутствие стремления к умственному и физическому труду.
Наиболее «угрожаемым» в плане девиантного поведения, склонностью к употреблению алкоголя или наркотических веществ, а также ресоциализации является неустойчивый тип акцентуации (по Личко А.Е.), который следует отличать от трансформаций по неустойчивому типу других видов акцентуаций (например, гипертимно-неустойчивого, лабильно-неустойчивого и т.д.).
У таких подростков отмечается полное отсутствие интереса к учебе, не было любимого учителя, который бы «понимал их». Любимым предметом иногда называется физкультура, но только тогда, когда она состояла лишь из спортивных игр и не требовала прилагать систематических усилий. Прогулы и нарушения обычны с младших классов.
Попросите подростка рассказать о наиболее запомнившихся ему событиях, происшедших за последнее время.
При вопросах о злоупотреблениях алкоголем и, тем более, наркотиками, следует помнить о тенденции к диссимуляции или, наоборот, аггравации со стороны опрашиваемого подростка. Диссимуляция может быть обусловлена сознательным или неосознанным желанием скрыть или значительно преуменьшить злоупотребления.
Следует помнить, что чем менее критично подросток относится к своему злоупотреблению, тем оно расценивается как более тяжелое.
Аггравация (преувеличение болезненного состояния) злоупотребления встречается в случаях желания подростка показать себя «совсем пропащим» или браваде (часто у истероидных личностей)
Злоупотребление различными психоактивными веществами, такими как алкоголь, наркотики, никотин, лекарственные препараты, впоследствии трансформируются в различные виды аддиктивного поведения – химические аддикции.
«Аддиктивное поведение по определению Короленко характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством своего психического состояния».
Для выяснения истинной степени алкоголизации или наркотизации следует уточнить, какие вещества употреблялись, в каком количестве, как часто, на протяжении какого времени. В процессе беседы необходимо оценить степень знакомства со сленгом наркоманов и «естественность» при его использовании. Чем свободнее общается на нем подросток, тем, скорее всего, он чаще находился в компаниях, употребляющих наркотики.
В процессе выяснения обстоятельств злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами следует учитывать возможность не только сознательного искажения сведений о себе, но и бессознательные механизмы психологической защиты.
Подростки «забывают» («вытеснение») о целом ряде субъективно неприятных для них обстоятельств, связанных со злоупотреблениями (шантаж собственных родителей, издевательства над ними самими в их собственной компании и т.д.), либо стараются оправдаться в собственных глазах посредством механизма «рационализации» («обстоятельства довели», «необходимо было отключиться», «от этого наркоманом не станешь» и т.д.).
Психологическая защита в виде «проекции» («все пьют», «многие колются»). С целью систематизации работы специалистами Центра был разработан проект «Защита права на жизнь несовершеннолетних осужденных группы риска суицидального поведения через создание системы непрерывного психологического сопровождения». В рамках проекта была разработана программа и методика проведения занятий, направленные на формирование у осужденных нравственных установок, позитивного настроения, навыков и умений социально приемлемого поведения. В программе используется широкий спектр набора методических приемов и техник: коррекционные трансовые методики, методики устранения последствий психических травм подростков, жестокого обращения, депривации, гештальт-терапии, арт-терапии, эмоционально ориентированной терапии и т.д.
В работе следует определить истинное отношение подростка к собственному злоупотреблению и попытаться скорректировать на него отрицательную установку.
В работе с подростком рассмотреть: как оценивает свои перспективы на будущее (негативно; о будущем не думал; имеет вполне реальные, соответствующие способностям и ситуации планы, знает, как будет их добиваться; строит планы, далекие от реальности; себя в будущем представляет законопослушным гражданином; не собирается порывать со своим окружением сверстников и т.д.).
Задача коррекционных мероприятий с подростками.
Снять страх, напряжение, тревогу, дискомфорт. Установить рапорт, помочь разгрузиться от переживаний по типу: «Есть человек, который меня понимает, как мне плохо сейчас». Все виды присоединения, задача присоединения хорошо определена Киплингом «Мы с тобой одной крови, ты и я». Если бы родители на самом деле могли так присоединяться к ребенку, устанавливать доверительные отношения, не было бы ЧП с подростками. Эмоционально быть близкими, разделять убеждения и ценности ребенка, идентифицировать его, например, «ты мужик и я мужик, давай поговорим»
Иногда родители не понимают, что ситуация «непонимания и непринятие его сверстниками» - большое горе. Он переживает, горюет по утрате любимой игрушке, домашнему животному, разрыв с девушкой и т.д.
Обратите внимание внешние (визуальные) признаки психической травмы: у ребенка однообразная поза, скупые жесты, скелетные мышцы напряжены, тремор рук, бледные покровы кожи, лицевые мышцы напряжены, тикообразное подергивание, «тусклые глаза», тихий голос. Могут быть сильные реакции гнева и агрессии.
Научить управлять своими эмоциями, снизить уровень отчаяния, изменить негативную установку, стеснение, недоверие, убрать напряжение, подавленность, улучшить настроение.
Научить управлять собой!
Методы психологической коррекции.
Психологическая коррекция – это целенаправленный процесс развития личности и коррекции крайних проявлений черт характера. Воздействие на подростка с целью изменения его личностных качеств, развитие умений контролировать свое психическое состояние (агрессия, депрессия) и благоприятного взаимодействия с окружающими
Педагоги не всегда осознают важность психологической коррекции. Существуют две формы психологической коррекции: индивидуальная и групповая. Индивидуальная коррекция - психологическое консультирование, обсуждение вариантов решения проблемы, рациональная терапия – учить подростка сопоставлять, делать выводы, методы НЛП, трансовые методы, символдрама, создание ресурса безопасности., «психокоррекция страха», работа с горем, потерей, избавление от сильных эмоциональных переживаний.
Групповая коррекция - социально-психологические тренинги, в том числе личностного роста.
Даже индивидуальная беседа педагога – это тоже коррекция.
Оказание помощи подросткам по преодолению негативных психических состояний.
Психическое состояние - временная характеристика психической деятельности, оно может иметь разную продолжительность, но всегда определено какими-то границами. В течение дня психическое состояние у подростка может меняться.
Возникновение и степень выраженности того или иного психического состояния зависит от конкретного человека. Так, в новой обстановке у сангвиника возникает состояние активного действия, а меланхолик теряется, испытывая состояние тревожности и подавленности.
Депрессия.
Ключевая эмоция в депрессии – страдание. Человек замыкается, уходит «в себя», у него заметно ослабевают социальные контакты. Характерно проявление обреченности. Появляются уныние пассивность, ослабевает чувство собственного достоинства. Ухудшается психическое и физическое самочувствие: нарастает общая усталость, быстро проявляется утомляемость, снижается общий жизненный тонус.
Состояние депрессии в отдельных случаях может привести к самоубийству.
Рекомендации педагогам:
- прежде всего, выяснить причину депрессивного состояния, либо подключить сразу специалистов: психолога, психиатра;
- постараться больше уделять внимания этому подростку, чаще беседовать, одобрять, замечать малейший успех (не доводить до выражения жалости);
- ликвидировать «состояние никому ненужности» (например, давать вполне выполнимые поручения, преподнося их как очень важное дело).
Повышенная тревожность.
Состояние тревожности характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. Высоко тревожные подростки находятся в постоянной готовности к защите. Они вспыльчивы, раздражительны и постоянно готовы к конфликту. Для них характерна неадекватная реакция на замечание, требование, даже на советы и просьбы педагога – они видят в этом угрозу своему престижу.
Рекомендации педагогам:
- при неудачах – оградить от насмешек, исключить публичное обсуждение ошибок, применять наказание только после спокойной, длительной беседы, убедив их в неправоте и необходимости наказания;
- вызвав к себе, не сразу начинать беседу с главного, а отвлечь внимание, т.к. высоко тревожный, скорее всего, будет находиться в состоянии реактивной тревожности на Ваш вызов и нужного разговора может не получиться;
- в разговорах и беседах не следует допускать никаких намеков, никаких угроз и излишней доброжелательности.
Агрессия
Что такое насилие? Обычно насилие проявляется в форме физического нападения на человека. Однако насилие может проявляться и в форме словесного оскорбления и агрессии. Подобная агрессия часто может содержать угрозы физического насилия и во многих случаях за словесным оскорблением может последовать фактическое физическое насилие по отношению к окружающим.
Информация, которая может помочь определить склонность подростка к насилию, включает следующее:
- злоупотребление наркотиками и алкоголем;
- участие в драках и бытовых конфликтах;
- попытки самоубийства;
- угрозы совершить самоубийство;
- нестабильное здоровье, или медицинские проблемы;
- проблемы с психическим здоровьем;
Определение тревожных знаков на вербальном уровне:
- рассерженный, или угрожающий тон голоса;
- произвольные словесные угрозы;
- неразумные требования;
- иррациональные высказывания, не имеющие смысла;
- брань или крик;
- показное оспаривание правил, или высмеивание сотрудников;
- угрозы физической расправы.
Определение тревожных знаков на невербальном уровне:
- подросток бросает раздраженные взгляды;
- начинает сжимать челюсти или кулаки;
- подросток крепко сжимает свои вещи в руках;
- проявляет нетерпимость или ходит взад и вперед;
- речь неразборчива;
- агрессивные жесты.
Рекомендации педагогам в случае проявления агрессии:
- Сохраняйте спокойствие. Несмотря на то, что вам будет нелегко сохранять спокойствие внутри, значение будет иметь именно ваше внешнее состояние. Старайтесь дышать нормально, говорить тихо, но уверенно, не вставая со стула, если вы сидите. Часто естественной реакцией на то, что подросток встает и проявляет агрессию, будет желание встать самому. Это расценивается как конфронтация и усугубляет ситуацию.
- Постарайтесь сохранить между собой и подростком какой-нибудь барьер. Если вы чувствуете, что он может начать проявлять агрессию, важно, чтобы между вами находился стол. Это помогает сохранить дистанцию и позволяет почувствовать себя защищенным. Постарайтесь сохранить диалог. Во время разговора постарайтесь быстро найти что-то общее, что позволит правонарушителю сконцентрироваться на чем-то ином, а не на своих агрессивных чувствах. Необходимо сохранить вежливое обращение и поддерживать связь с подростком во время инцидента.
- Не идите на компромисс. Вы педагог, и вы выполняете свою работу. Вы должны оставаться объективным. Демонстрируйте понимание подростку. Говорите ясно и повторяйте, чего вы ожидаете от него в плане изменения из поведения. Не пытайтесь объяснять им сложные вопросы на данном этапе. Предложите им выбрать какой-либо из вариантов завершения ситуации, приемлемых для вас.
Не - принимайте замечания на свой счет
Не - показывайте раздражение
Не - относитесь к подростку снисходительно
Не - принимайте чью-либо сторону/ не противоречьте
Не - вторгайтесь в личное пространство подростка
Не - делайте ложных заявлений/не давайте обещаний.
Необходимо предотвратить дальнейшее проявление агрессии в отношении вас. Для этого необходимо использовать приемы активного слушания, которые бывают очень эффективными:
- Определение эмоций. Навык требует реакции сотрудника на голос, чем на слова. Например: «Ты расстроен?», или «Я слышу в твоем голосе раздражение».
- Перефразирование. Умение педагога повторить в сокращенном виде то, что он услышал. Это продемонстрирует подростку, что его слышат. Подобный прием позволяет создать атмосферу взаимопонимания и показывает, что педагог услышал и понял. Например: «Ты говоришь мне, что…?».
- Отражение. Педагог повторяет последние слова, произнесенные подростком. Говорит мягко, медленно и четко. Например: «Итак, ты говоришь, что сердишься из-за того, что…»
- Эффективные паузы. Молчание будет эффективным, если оно будет служить вашим целям. Большинство людей чувствуют себя неловко при возникновении паузы и будут пытаться заполнить ее разговором. С помощью пауз можно снизить растущее напряжение и разочарование подростка. Паузы имеют максимальную эффективность, если педагог собирается сказать что-то важное, подросток пытается манипулировать педагогом.
- Побуждающие реплики. Это звуки, которые вы произносите, чтобы показать, что вы слушаете. Они часто помогают создать взаимопонимание. Побуждающие реплики могут помочь подростку продолжать разговор. Например: «Да-да, я тебя слушаю».
Помните, что поведение агрессивного подростка непредсказуемо и что случаи проявления агрессии или насилия происходят не по вине педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения"
Цель проекта: изучение форм взаимодействия классного руководителя с семьёй покоррекции агрессивного поведения....
Презентация к проекту по теме:"Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения".
В презентации показаны цели и задачи проекта, разработан рабочий план и программа реализации проекта....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...
Влияние неблагоприятной нравственной обстановки в семье и внутрисемейных отношениях на развитие девиантного поведения подростков.
Девиатное поведение детей - серьёзная проблема современного мира. Путей решения данной проблемы достаточно много, нужно лишь видеть её и быть готовым к выходу из сложных ситуаций....
«Девиантное поведение подростков: сущность, причины, коррекция»
laquo;Методическая разработка, рекомендации по проблеме профилактики и здоровьесбережения»...
Профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков
На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубоко...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педаго...