Девиантное поведение обучающихся начальной школы: причины возникновения и пути их обнаружения
материал

Яровая Александра Дмитриевна

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Не получившие в семье нужной ласки и внимания дети, начинают общаться с друзьями, порой и сбегая из дома. Они забрасывают учёбу, всё своё свободное время проводят на улице, при этом занимаясь не всегда полезной деятельностью. Девиантом можно назвать такого ребёнка, который не один раз отклонился от нормы поведения, а систематически прибегает к девиантному поведению, которое, соответственно носит социально-негативный оттенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarovaya.docx573.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования Ленинградской области

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

Реферат

по дисциплине: Методика работы классного руководителя

Девиантное поведение обучающихся начальной школы: причины возникновения и пути их обнаружения

                                                Выполнил:

                                                Яровая Александра Дмитриевна

Группа: 7961

форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Архиповская Елена Петровна

Ассистент кафедры ПиПТ

Санкт-Петербург

Введение

Проблемы девиантного поведения школьников младшего возраста является важной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов, широко применяемых в рамках процесса перехода из дошкольного в младший школьный возраст, и сопутствующей ему адаптации детей к школьной жизни.

Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Не получившие в семье нужной ласки и внимания дети, начинают общаться с друзьями, порой и сбегая из дома. Они забрасывают учёбу, всё своё свободное время проводят на улице, при этом занимаясь не всегда полезной деятельностью. Девиантом можно назвать такого ребёнка, который не один раз отклонился от нормы поведения, а систематически прибегает к девиантному поведению, которое, соответственно носит социально-негативный оттенок.

Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.

На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены в недостаточной мере.

Но значимость этой проблемы выделяли такие педагоги и ученые того времени, как: Л.С. Выготский, Л.М. Фридман, В.П. Кащенко, В.Г. Степанов.

А в настоящее время вопросами профилактики девиантного поведения младших школьников занимаются такие выдающиеся личности, как: А.Е. Кузьмич, Ю.А. Клейберг, С.В. Крюкова, Н.В. Перешеина, Е.В. Змановская, М.А. Павлова, Н.М. Гончарова.

Девиантное поведение – одна из существенных проблем современности человека. Хоть общество и пытается всеми методами избавиться от такого явления, но «девианты» всегда будут присутствовать в любом временном отрезке. Девианты – это люди, известные своим частым отклонением от относительно важных норм поведения. Эта проблема, в сущности их отклонения, изучается довольно давно, и, в последнее время, она приобрела массовый характер. Термин «девиантное поведение» часто ставят наряду с такими понятиями как «отклоняющееся/асоциальное/антисоциальное поведение».

Возрастные особенности

Чтобы лучше понимать причины возникновения девиантного поведения у обучающихся начальной школы, надо разобраться в психологических особенностях данной возрастной группы.

Младший школьный возраст включает период от 6 до 9 лет, и является одним из довольно непростых, во многих отношениях, отрезком времени. Именно на этот период приходится адаптация в школе, в новой среде. Подобные функциональные отклонения связаны, в большинстве своём, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает школьник в связи с изменением образа жизни и появлением требований со стороны учителя и семьи.

В этот период сильно увеличивается активность нервных процессов, процессы возбуждения начинают преобладать над другими, преобразуя это в повышенную эмоциональную возбудимость.

Самая главная особенность данного промежутка времени – это «кризис 7 лет».  Во время этого кризиса проявляется обобщение переживаний. К примеру, при неудаче или успехе в учебе производится стойкое чувство неполноценности или чувства уникальности. Некоторые проявления будут сильно влиять на становление личности ребенка, на его самооценку. В период младшего школьного возраста в поведении ребенка могут появится такие качества, которые не преобладали раньше. К примеру, чрезмерное упрямство, стремление к независимости, повышение уровня познавательной активности, излишняя агрессивность или плаксивость.  

Детям младшего школьного возраста свойственно «соответствие» тому ярлыку, которым его оклеймили. Если учитель или родители посчитали его двоечником, то со временем у ребенка пропадает мотивация к учению, и он начинает незаметно для себя соответствовать статусу «двоечник» или тому определению, которому ему присвоили.

Нужно кроме того выделить, то что в силу возрастных отличительных черт младшие школьники никак не владеют необходимой силой воли. Т.е., никак не умея достигать запланированной цели и справляться с проблемами, ребята зачастую утрачивают веру в собственные силы, также в дальнейшую мотивацию к обучению.

Аспектами нарушений поведения ребенка младшего школьного возраста служат, во-первых, достижения в обучении и связанное с этим отрицательное либо положительное расположение преподавателей. А во-вторых, они выражаются в отношениях детей в коллективе, в том числе по отношению к преподавателям, к каким дети могу ощущать наиболее различные эмоции – с симпатии вплоть до неприятия, также прямой враждебностью.

Любому возрастному этапу, в том числе интервалу 6-9 лет, свойственно исключительное и своеобразная связь детей с социумом. Этот тезис обозначают термином «социальная ситуация развития». Она предполагает собою комплекс общих перемен в формировании личности детей в определенный промежуток периода. С ее поддержкой ребята приобретают конкретные умения. Которые формируют их, равно как личность. Социальная ситуация развития, находясь специфичной для определенного возраста, создает образ жизни и развитие детей, равно как части социума. В соответствии с этим, при исследовании трудности девиантного поведения в младшем школьном возрасте, на данный фактор следует сосредоточить пристальный интерес.

Особенности и причины возникновения

Общепсихологический фактор девиантного поведения в младшем школьном возрасте (равно как и его задатки в наиболее раннем году) во многом определен тем, то что ребенок никак не обучен тому, как осуществлять контроль собственных импульсов, также выражение эмоций.

Кроме того, немаловажно принимать во внимание, то что в данном возрасте еще никак не до конца сформировано критическое мышление, в соответствии с этим, ребенок еще не в состоянии полностью грамотно дать оценку собственным действиям, также их результатам.

Почти все ребята ощущают двойное напряжение от того, что в адаптивный период требуется и интенсивная учебная нагрузка, каковой ранее никак не существовало, появляется боязнь неудачи/получения неудовлетворительной оценки, также совершается попадание в так именуемый замкнутый круг: напряжение оказывает большое влияние в результаты учебы, а они, в свою очередность, оказывают большое влияние на возникновение самого стресса. В следствии школьники (в частности, первоклассники) никак не выдерживают такой перегрузки, и в их нервной системе совершается «сбой», вызывая собой нервный срыв.

Нужно отметить несколько критериев, согласно степени выраженности, которых можно судить об присутствии проблем с адаптацией, а также установить степень ее серьезности:

Критерий

Описание

отрицательные эмоции

Трудное адаптирование способно проявляться, в том числе, через депрессию. Периодические смены настроя от заинтересованности вплоть до апатии, сопровождаемой злостью по отношению к остальным ребятам

ощущение боязни

Спровоцировано новой обстановкой, коллективом и/или преподавателем. Вне зависимости от формы и уровня адаптации, данное ощущение испытывают полностью все ребята.

гнев/злость/агрессия

Как итог происходящих перемен в жизни ребенка-первоклассника. Проявляться может абсолютно неожиданно и в ответ на каждый незначительный повод. По мере прохождения времени адаптации, эти реакции заменяются позитивными.

коммуникабельность

Чем больше и охотнее дошкольник контактирует, тем проще ему будет приспособиться в новой ситуации.

познавательная деятельность

Период адаптации может негативно отразиться и на ней. Т.е. на первых порах дошкольник способен никак не выражать прежде свойственного ему любопытства и тяги к узнаванию чего-то новейшего.

двигательная динамичность

Под воздействием стресса способен либо увеличиваться, либо, напротив, смягчаться.

нарушения сна

В период адаптации сон способен быть беспокойным, со множественными пробуждениями. Но, согласно прошествии определенного периода, обстановка стабилизируется.

нарушения аппетита

имеют все шансы проявляться равно как в его отсутствии, так и в чрезмерности. Т.е., в напряженном условии периода адаптации, ученик способен время от времени терять аппетит, либо же напротив, бесконтрольно потреблять еду в крупных долях.

По истечении периода адаптации обстановка, как и в случае со сном, стабилизируется и наступает в норму.

Крайне значимым, без приукрашивания, диагностическим критерием наличия проблем с адаптацией считается напрямую девиантное поведение. Оно начинает выражаться в то время, если дошкольник не в состоянии справиться со стрессовой обстановкой. Так как ребенок в возрасте 6-7 лет еще не в полной мере способен различать и осознавать собственные реакции и эмоции, и тем более, конструктивно с ними справляться, то по предложенной гипотезе, демонстрируемое девиантное поведение считается своего рода копинговым механизмом.

Преодолеть сложный период адаптации ребята сумеют только при всесторонней поддержки со стороны родителей и преподавателей. Кроме того, непременно нужно прислушиваться к советам детского врача в поликлинике.

Диагностические исследования девиантного поведения и её коррекция

Диагностика всевозможных качеств, сопутствующих зарождению девиантного поведения у детей, позволяет обнаружить группу риска и проводить преподавателю профилактические мероприятия в форме личных консультаций, групповых тренингов, классных часов по данной теме.

Любое отклоняющееся от привычной нормы поведение, будь то хулиганство, противоправные действия, может быть выявлено на разных этапах развития девиантного поведения.

На сегодняшний период имеется большое количество многообразных диагностических методик, выявляющих отклоняющееся поведение и методик, обращенных на обнаружение отдельных факторов риска девиантного поведения. Большая часть из них выстроено на самооценке детей. Основательно меньше методик основано на наблюдении за их поведением.

Для ознакомления, ознакомимся с двумя диагностическими методиками:

1. Методика «Исключение предметов» (4-й лишний)

Автор: А.Р. Лурия

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Материал и оборудование: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:

  1. по величине;
  2. по форме;
  3. по цвету;
  4. по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок как на Рисунке 1, на которых представлены разные предметы, в сопровождении с инструкцией. На решение задачи отводится 3 минуты.

Рисунок 1. Пример раздаточного материала для проведения диагностики «Исключение предметов»

2. Методика «Лесенка»

Автор: В.Г.Щур

Описание методики: данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста: На Рисунке 2 изображен листок с нарисованной на нём лестницей. Ребёнку объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Рисунок 2. Раздаточный материал для проведения диагностики «Лесенка»

После анализа выбранных диагностик, опираясь на цели их исследования, надо разработать коррекционные занятия, нацеленные на преодоление девиантного поведения у детей младшего школьного возраста по тем параметрам, какие исследуются в предоставленных методиках.

Зачастую девиантное поведение детей возникает из-за незнания и непонимания всей опасности, которую может принести себе ребёнок. Поэтому одной из главных целей коррекционных занятий является просвещение учеников в значимых областях

Осуществление данной программы занятий в образовательных учреждениях позволит не только уменьшить уровень предрасположенности к девиантному поведению, но также посодействует социальной и психологической адаптации девиантных учеников начальной школы.

Выводы

В действительности, поведение ребенка (школьников) носит для себя комбинированный характер одновременно нескольких типов девиантного поведения, т.е. «изолированные» критерии попадаются весьма крайне редко. При этом, единственный из видов поведения способен быть доминирующим, а другие ему сопутствовать. Данный аспект считается крайне «гибким» и зависит от множества условий.

Вне зависимости от особенности и эмоциональных факторов девиантного поведения, основным признаком присутствия отклонений в поведении считается агрессивность. В связи с этим, при коррекции девиаций у ребенка младшего школьного возраста, немаловажно на первоначальной стадии установить вид и причины нарушения поведения.

Необходимо принимать во внимание возрастную специфику и психологические особенности ребенка, так как непосредственно в младшем школьном возрасте совершается интенсивное овладение поведенческих, моральных и этических норм, и формирование личности.

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод об этом, что выражение девиантного поведения ребенком младшего школьного возраста непосредственно связано со стрессом, который он ощущает в период адаптации к школе, а также с тем, как формируются достижения детей в учебе и отношения в школьном коллективе (одноклассники, педагога).

Список литературы

  1. Брауэр, С.П. «Трудные дети» – дети, которым трудно [Текст] С.П. Брауэр// Детский дом. 2014. № 39. - 21 с.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2014. - 224с.
  3. Кириллов, И. О. Стресс-серфинг: Стресс на пользу и в удовольствие / И. О. Кириллов. — М.: Альпина Паблишер, 2013. – 210 с.
  4. Крюкова, С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис, 2017. - 208с.
  5. Кузьмич, А.Е. Коррекция девиантного поведения младших школьников. – Методические рекомендации/ А.Е. Кузьмич – Макеевка, 2015. – 28 с. 
  6. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. – М. : Академия, 2011. – 382 с.
  7. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман – М., 2013. – 395 с.
  8. Методика «Исключение четвертого лишнего» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psydoy8.ru/zadanie-na-razvitie-myshleniya (Дата обращения – 9.04.2021)
  9. Методика «Лесенка» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch2026v.mskobr.ru/files/metodika_lesenka.pdf (Дата обращения – 9.04.2021)
  10. Роль учителя в профилактике отклоняющегося поведения среди младших школьников [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=733601. (Дата обращения – 9.04.2021)
  11. Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://didacts.ru/termin/devianty.html (Дата обращения - 9.04.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.

Сообщение о причинах возникновения трудностей в обучении младших школьников....

Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.

Презентация к докладу о причинах возникновения трудностей....

«Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников».

Выступление на ресурсном школьном  объединениии "Взаимодействие"....

Статья на тему: "Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения"

Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения...