Рабочая программа коррекционных занятий "Хочу все знать"
рабочая программа (2 класс)
Разработка рабочей программы "Хочу все знать" для обучающихся 2 класса с РАС 8.2, УО 1, ЗПР 7.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat_2.docx | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38
г.Шахты Ростовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Коррекционно-развивающие занятия»
«Хочу все знать»
(указать учебный предмет, курс)
на 2024-2025 уч. год
Уровень общего образования: начальное общее образование, 2 «Г» класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 33 часа
Учитель: Жемчугова Юлия Сергеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе методических пособий: Баряева Л. Б. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, детей с РАС. М., ―Просвещение, 2021
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г. Шахты
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу все знать» предназначена для обучающихся 2 класса с ОВЗ на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО).
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2022 г. N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования");
Программа "Хочу все знать" учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника с ОВЗ. Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков на протяжение всего школьного возраста.
ЗПР – это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы - ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Особенности памяти - ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Речевые проблемы связаны, в первую очередь, с темпом ее развития. Отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Эмоциональная сфера – у учащихся с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.
Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ученик то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
Учащиеся с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.
Обучающиеся с РАС 8.2 являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.
Для детей с РАС 8.2 произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность. При всех трудностях, их аутизм наименее глубок, он выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия. Эти дети тоже тревожны, для них характерно легкое возникновение чувства сенсорного дискомфорта, они готовы испугаться при нарушении привычного хода событий, смешаться при неудаче и возникновении препятствия. Отличие их в том, что они более, чем другие, ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке и ободрении. Стремясь получить одобрение и защиту близких, дети становятся слишком зависимы от них: ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм одобренного поведения. В этом проявляется их типичная для любого аутичного ребенка негибкость и стереотипность. Вне освоенных и затверженных правил поведения эти дети очень плохо организуют себя, легко перевозбуждаются и становятся импульсивными. Психическое развитие таких детей идет с более равномерным отставанием. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания; задержка становления речи, ее нечеткость, неартикулированность, бедность активного словарного запаса, поздно появляющаяся; медлительность, неровность в интеллектуальной деятельности, недостаточность и фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность игры и фантазии.
Эти дети также наивны, неловки, негибки в социальных навыках, фрагментарны в своей картине мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста происходящего.
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) РАС 8.3. данные особенности ведут к искажению развития высших психических функций: мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Следовательно, когнитивная сфера при РАС характеризуется несформированностью таких простейших мыслительных операций, как сравнение, обобщение, классификация. Недостаток социальных взаимодействий, нарушение коммуникативной функции речи, трудности адаптации к новому создают у таких детей ситуацию социальной депривации, что, в свою очередь, замедляет развитие высших психических процессов и затрудняет как обучение такой категории детей в школе, так и их адаптацию в классном коллективе, а также развитие социально-бытовых знаний, умений, навыков.
То есть, уровень психического развития пришедшего в школу ребёнка с РАС, его оснащённость средствами коммуникации и социальными навыками зависят не только от характера и даже степени выраженности первичных биологически обусловленных проблем, но и от социального фактора – качества предшествующего обучения и воспитания.
Вариант 2.2 для слабослышащих и позднооглохших обучающихся предполагает, что они получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.
Вариант 2.2 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого, например, используют только отдельные слова, короткие фразы, неправильное построение фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), близкого возрастной норме, а также не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями.
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи.
Вариант 1 предназначен для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (УО). Данная категория обучающихся характеризуется стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие органического поражения ЦНС.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением и письмом в процессе школьного обучения.
В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.
У обучающихся легкой УО из всех видов мышления в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с УО характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой УО присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с УО также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности нервной системы школьников с УО отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.
У школьников с УО отмечаются недостатки в развитии. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
В соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ организация внеурочных занятий обучающихся предусматривает развитие познавательной активности и самостоятельности, расширение социального опыта, развитие коммуникативных навыков, коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование саморегуляции познавательной деятельности и поведения, развитие пространственно-временной ориентировки, моторики (в том числе мелкой).
При определении формы проведения занятий важным становится особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом низкой работоспособности, эмоциональной нестабильности обучающихся с ОВЗ. Следует обеспечивать баланс между статическими и двигательно-активными занятиями, уделять больше внимания практикодеятельностной основе проведения занятий; использовать игровые формы, наглядность, предметно-практическую деятельность.
Полезными будут формы, повышающие мотивацию детей с ОВЗ (например, введение игрового персонажа, от лица которого ставится дидактическая задача, элементы неожиданности, приглашение гостей). Организация процесса обучения строится с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков (потребность в «пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
При организации занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным для обучающихся. Трудность задания следует варьировать пропорционально возможностям обучающихся класса. Изучаемую тему следует включать в общий контекст, формируя систему межпредметных связей. Полезно включать задания, активизирующие применение само- и взаимоконтроля; групповые формы работы. Задания и формы работы должны быть ориентированы на расширение сферы жизненной компетенции ребенка. Требуется обобщение информации, полученной на занятии. Важна обратная связь: что узнал нового; что было самым интересным; как полученные знания могут пригодиться в жизни. При проведении занятий нужно отслеживать ухудшение психоэмоционального состояния обучающегося, выражающееся в общей дезорганизации деятельности и поведения. Следует придерживаться психогигиенических требований к организации активности детей на занятии, чередовать нагрузку с отдыхом и динамическими паузами.
В целях эффективности программы в содержание программы включен учебно-игровой материал, развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Программа, соединяет в равной мере природоведческие, экологические знания. Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Для детей с умственной отсталостью, актуальна проблема недостаточного социального опыта. Вот почему важно, чтобы работа, с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Цель: формирование представлений об окружающем природном мире, а именно об отдельных видах животных, растений и временах года.
Задачи:
- расширять представления о временах года, животном и растительном мире (деревья и цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние», птицы);
- воспитывать бережное отношение к природе;
- приобретать социальный опыт в обращении с животными и растениями.
Форма организации деятельности: групповая.
Формы проведения занятий: беседа, упражнения, дидактические игры, рисование, игры, презентации, экскурсии, видеоматериалы.
Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение предмета «Хочу все знать» во 2 классе 1 учебный час в неделю, всего 34 учебные недели, за год 34 учебных часа.
Исходя из расписания уроков для 2 «Г» класса на 2024-2025 учебный год,
Календарного учебного графика МБОУ СОШ №38 г. Шахты на 2024-2025 уч. год программа по предмету «Хочу все знать» во 2-г классе будет реализована в количестве 34 часов.
Содержание учебного предмета "Хочу все знать"
Раздел | Содержание | Форма реализации воспитательного потенциала |
Времена года «Золотая осень» | Приметы и признаки осени. Осенние изменения в неживой и живой природе. | Воспитание чувства любви к прекрасному. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей раздела через подбор соответствующих упражнений. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Применение разных способы оценивания, что оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.Применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению, труду, жизни |
Растительный мир. «Деревья вокруг меня». | Растения в нашем парке. Зачем сажать деревья? Презентации, экскурсия в парк. | |
Времена года. «Белоснежная зима» | «Признаки и приметы зимы». | |
Животный мир. «Животные моего дома» | «Мои питомцы». «Кошки, которые не гуляют сами по себе». Внешние признаки. Особенности поведения кошек. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. «Собака - верный друг». Поведение собак, правильный уход за собакой. «Хомяк и попугай». Особенности жизни, отличительные признаки, уход. Домашние животные (корова, коза, свинья, лошадь и их детеныши). Жизнь животных, особенности их внешнего вида, значение животных в жизни человека. | |
Времена года. «Весна пришла» | Приметы и признаки весны. Первоцветы. Игры и практические задания: опыты «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет», рисование. Беседа «Путешествие в весенний лес» (весенние изменения в дикой природе, связь изменений в жизни растений и животных, человека с изменениями в неживой природе). | |
Дикие животные. Птицы. | «Хозяин леса - медведь», «Лесной красавец лось» Жизнь животных зимой и летом. Лепка. |
В ходе реализации курса «Хочу все знать» достигаются личностные и метапредметные результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- приобретение начальных навыков адаптации к школьному обучению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие эмоционально-значимых мотивов учебной деятельности;
- проявление доброжелательного отношения и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- приобретение навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- адекватное представление о собственных возможностях;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия;
- приобретение способности к ориентации простейшей временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты предполагают продвижения обучающегося с задержкой психического развития в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- находить простую информацию;
- ориентироваться в тетради, альбоме;
- отвечать на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятиях;
- отличать новое от известного;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию, находить сходства и различия по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- организовывать свое рабочее место;
- определять цель, план выполнения заданий с помощью педагога;
- работать по предложенному краткому плану;
- понимать смысл предъявляемых учебных задач;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности группы;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя (отличать, верно, выполненное задание от неверного);
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- отвечать на вопросы педагогов и одноклассников; участвовать в диалоге, беседе;
- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;
- слушать и понимать речь другого человека;
- соблюдать простые нормы речевого этикета;
- договариваться о правилах общения и следовать им.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема, тематический блок | Количество часов |
1 | Времена года. «Золотая осень». | 8 |
Растительный мир. «Деревья вокруг меня». | 10 | |
2 | Времена года. «Белоснежная зима». | 8 |
3 | Животный мир. «Животные моего дома». | 12 |
4 | Времена года. «Весна пришла». | 8 |
5 | Дикие животные. Птицы. | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Виды, формы внеурочной деятельности | Кол-во часов | |
по плану | факт | ||||
1. | «Приметы и признаки осени» | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | 1 | ||
2. | Экскурсия «Сезонные изменения деревьев в природе» | 1 | |||
3. | «Листопад в жизни растений» | 1 | |||
4. | Игры и практические занятия «Поиграем в осень» | 1 | |||
5 | «Растения в нашем парке» | 1 | |||
6. | «Что мы знаем о березе и тополе?» | ||||
7. | «Что мы знаем о рябине и ели?» | ||||
8. | Необычные деревья. Хлебное дерево. | 1 | |||
9. | Как растет банановое дерево? | 1 | |||
10. | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. | ||||
11. | Игры и практические задания «С какого дерева листок» и др. | ||||
12 | Игры и практические задания «Собери мозаику»и др. | 1 | |||
13. | «Признаки и приметы зимы» | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | 1 | ||
14. | «Музыка природы в зимнее время года» | 1 | |||
15. | «Снег. Роль снега в природе» | 1 | |||
16. | «Опасные явления природы» | 1 | |||
17. | Как человек приручил животных? | 1 | |||
18. | «Мои питомцы» | ||||
19. | Кошки во времена прошлые. | 1 | |||
20. | «Кошки, которые не гуляют сами по себе» | ||||
21. | «Собака - верный друг» | 1 | |||
22. | «Хомяк и попугай» | 1 | |||
23. | «Домашние животные: корова, коза» | 1 | |||
24. | «Домашние животные: свинья, лошадь» | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | 1 | ||
25. | «Приметы и признаки весны» | 1 | |||
26. | Игры и практические задания, опыты: «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет | 1 | |||
27. | «Первоцветы» | 1 | |||
28. | Беседа «Путешествие в весенний лес» | 1 | |||
29. | «Хозяин леса-медведь» | 1 | |||
30. | «Волк и лиса» | 1 | |||
31. | «Непоседливый зверёк» | 1 | |||
32. | «Красногрудые красавцы» | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | 1 | ||
33. | «Дворовый забияка и желтогрудая красавица» | 1 | |||
34. | «Городские птицы» | 1 | |||
Общее количество часов по программе | 34 |
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | |
План | Факт | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
24 | |||
25 | |||
26 | |||
27 | |||
28 | |||
29 | |||
30 | |||
31 | |||
32 | |||
33 | |||
34 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 32 |
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечания | |
План | Факт | |||
1 | «Приметы и признаки осени» | |||
2 | Экскурсия «Сезонные изменения деревьев в природе» | |||
3 | «Листопад в жизни растений» | |||
4 | Игры и практические занятия «Поиграем в осень» | |||
5 | «Растения в нашем парке» | |||
6 | «Что мы знаем о березе и тополе?» | |||
7 | «Что мы знаем о рябине и ели?» | |||
8 | Игры и практические задания «С какого дерева листок» и др. | |||
9 | Игры и практические задания «Собери мозаику»и др. | |||
10 | «Признаки и приметы зимы» | |||
11 | «Музыка природы в зимнее время года» | |||
12 | «Снег. Роль снега в природе» | |||
13 | «Опасные явления природы» | |||
14 | «Мои питомцы» | |||
15 | «Кошки, которые не гуляют сами по себе» | |||
16 | «Собака - верный друг» | |||
17 | «Хомяк и попугай» | |||
18 | «Домашние животные: корова, коза» | |||
19 | «Домашние животные: свинья, лошадь» | |||
20 | «Приметы и признаки весны» | |||
21 | «Первоцветы» | |||
22 | Беседа «Путешествие в весенний лес» | |||
23 | Игры и практические задания «Ручьи бегут» | |||
24 | «Хозяин леса-медведь» | |||
25 | «Волк и лиса» | |||
26 | «Непоседливый зверёк» | |||
27 | «Красногрудые красавцы» | |||
28 | «Дворовый забияка и желтогрудая красавица» | |||
29 | «Городские птицы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Хочу всё знать"
Федеральная программа разработана, образовательным стандартом второго поколения, для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участи...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
Рабочая программа кружка "Хочу все знать" 1-4 классы.
Программа расчитана на 4 года начальной школы...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...